Напоминание

Обобщение по теме "Природа России"


Автор: Гареева Эльвира Адигамовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ООШ с.Канбеково-филиал МОБУ СОШ с.Менеузтамак
Населённый пункт: с.Канбеково Миякинский район РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщение по теме "Природа России"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по географии для 8 класса

«Обобщение по теме «Природа России»

Эпиграф к уроку: «Любить Родину, значит знать её» В. Г. Белинский

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Природа России»

Цель урока:

Учащийся сможет:

Повторить и обобщить знания, полученные о природе России.

Сравнивать, решать логические задачи.

Развить умения работать с картой.

Задуматься о вопросах охраны природы.

I

.Организационный момент.

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

II.Обобщение знаний учащихся.

Слово учителя: Мы живём с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти

знания вам пригодятся в дальнейшей жизни. Наша задача - проверить и обобщить знания по этой

теме .Урок мы проведем в форме соревнования и выявим ЗНАТОКА ПРИРОДЫ.

Итоговое занятие состоит из частей.

1 задание- проверка уровня знаний номенклатуры

Показ объектов по карте

1.

Кавказ ………(гора)

2.

Восточно-Европейская…………( равнина)

3.

Уральские …………..(горы)

4.

Саяны…………..(гора)

5.

Чукотское ……………….(нагорье)

6.

Западно –Сибирская …………..(равнина)

7.

Алтай……………..(гора)

8.

Становой…………….(хребет)

9.

Среднесибирское ………………….(плоскогорье)

10. Валдайская ………………..(возвышенность)

2 задание- Реши логическую задачу: что или кто лишний и почему.

1) уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ;

2) Волга, Печёра, Лена, Ангара, Каспий;

3) русские, татары, москвичи, башкиры, коми;

4) Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Урал;

5) Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский;

6) сток, падение, плодородие, уклон, режим питания, межень;

3 задание. Географические загадки на тему « Полезные ископаемые»

1) Тот камень чудесный с Урала

Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут? (малахит)

2) В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты,

Железо, мрамор и ………(гранит)

3) Найдём в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом -……..(изумруд)

4) Я был когда-то смолою.

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце порою,

И липкой смолой застывал. (янтарь)

5) В таёжных, диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней.

Найдены россыпи драгоценных камней,

По твёрдости нет им равных.(алмаз)

6) Для лёгкости в сплавы даётся,

Мощь самолёта создал,

Тягуч и пластичен, отлично куётся

Серебряный этот металл.(алюминий)

4 задание- Определить тип климата в следующих районах России:

1.Архангельск (умеренно –континентальный)

Алтай (континентальный)

Воркута (субарктический)

Сахалин (муссонный)

о.Врангеля (арктический)

Астрахань (резко континентальный)

2. Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного климатического пояса

являются

границами

раздела

различных

типов климата? Объясните климатообразующую роль этих

объектов.

Ответ: На

территории

умеренного

пояса

в

России

выделяют

4

типа

климата:

а)

умеренно

континентальный

до

Уральских

гор;

б)

континентальный

до

западного

уступа

Среднесибирского

плоскогорья, Енисейский кряж; в) резкоконтинентальный до хребта Джугджур; г) муссонный.

В умеренном поясе преобладает западный перенос ветров, и все горы являются преградой на пути

воздушных масс с Атлантики.

На Дальнем Востоке возрастает роль потоков воздуха с Тихого океана,

но хребты Дальнего Востока

и хр. Джугджур препятствуют проникновению их на запад.

5 задание «Внутренние воды России» тест

1.

Большинство рек России имеет питание:

а)

дождевое;

б)

ледниковое;

в)

снеговое;

г)смешанное.

2.

Размыв горных пород, почв текущей водой называется:

а)аккумуляция;

б)

эрозия;

в)падение реки.

3.

Самая полноводная река России

а)

Енисей;

б)

Лена;

в)

Амур;

г)Волга.

4.

Пограничными реками являются

а)Волга;

б)

Амур;

в)

Енисей;

г)Уссури.

5.

Внезапный подъем уровня воды в реке:

а)половодье;

б)

наводнение;

в)паводок.

6.

Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:

а)эстуарий;

б)

дельта.

7.

Основные причины распространения болот:

а)плоский рельеф;

б)

расчлененный рельеф;

в)

коэффициент увлажнения больше 1;

г)увлажнение недостаточное;

е) многолетняя мерзлота;

ж)

близкое залегание грунтовых вод;

з)тектонические впадины на земной поверхности.

8.

Реки бассейна Тихого океана:

а) Уссури;

б) Анадырь;

в) Колыма;

г) Амур.

9.

Реки бассейна внутреннего стока:

а)

Урал;

б)

Дон;

в)

Кама;

г)Северная Двина.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - б, г; 5 - в; 6 - а; 7 - а, в, е, ж; 8 - а, б, г; 9 - а, в.

О каком географическом обьекте говорится в литературном произведении?

1)Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает ещё ручеёк,

Что его впереди ожидает.

Сколько вёрст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольётся в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдётся кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами.

(о реке Волге)

Исток реки Валдайская возвышенность

2) ….Родная - как ещё теплее

О тебе сказать смогу?

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом вся блестя, зимой – белея,

В твёрдом льду и дымчатом снегу.

Знать, не зря кормилицей назвали мы тебя.

Не раз твоею лишь добротой

Мы, ханты, выживали…

И богатства перечтёшь едва ли

Те, что ты за пазухой хранишь.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Островами кажутся плоты….

Города, посёлки и заводы

На себе на север тащишь ты…

(о реке Оби)

Исток реки Телецкое озеро

3) У тебя, краса- река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье.

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря что родилась

Ты в краю суровом.

(о реке Лене)

Исток реки Байкальский хребет

6 задание- разминка в форме викторины.

1.

Повышение плодородия почв (мелиорация)

2.

Перегной (гумус)

3.

Почва сухих степей (каштановая)

4.

Безлесная природная зона на вечной мерзлоте (тундра)

5.

Главное свойство почвы (плодородие)

6.

Почвы тайги (подзолистее)

7.

Основатель науки о почвах (Докучаев)

8.

«Враг» почвы (эрозия)

9.

Тяжелая почва (глина)

10. «Царь почва» (Чернозем)

7 задание. Диктант на термины и понятия

На доске в столбик выписаны термины:

заповедник;

заказник;

национальный парк;

тайга;

пантокрин;

природные ресурсы;

биологические ресурсы;

степь;

рекреационные ресурсы;

тундра.

Учитель читает определение, учащиеся записывают соответствующий термин с доски.

Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев. (Тайга.) –

Растительное сообщество состояние из разнотравья, формируется на черноземах при

недостаточном увлажнении. (Степь.)

Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира. (Биологические ресурсы.)

Природные богатства, которые использует человек в хозяйственной деятельности.

(Природные

ресурсы.)

Ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека. (Рекреационные ресурсы.)

Лекарство, которое получают из рогов маралов, оленей.

(Пантокрин)

Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого

прохладного лета и сильных ветров. (Тундра)

Охраняемая территория с рекреационной и просветительской функцией с уникальными

объектами. (Национальный парк.)

Территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной

деятельности, охраняется не весь природный комплекс, а лишь отдельные компоненты.

(Заказник.)

Запишите определение оставшемуся термину. (Заповедник, дать определение этого понятия.)

8 задание По карте отметить зоны.

(с севера на юг с цифрами 1-арктическая пустыня,2-тундра и лесатундра,3- тайга, 4-смешанные и

широколиственные леса,5 –лесостепь,6- степь,7-полупустыня,8-пустыня,9- горные области с высотной

поясностью)

9 задание. Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания

10 задание. Географическая эстафета.

У доски – конверты с названиями природных зон России. На первых партах – карточки с названиями

растений и животных. Ученики каждого ряда по одному подходят к первой парте каждого ряда и берут

по одной карточке, читают, какое растение или животное на карточке написано, подходят к доске и

опускают карточку в тот конверт (природную зону), который считают правильным по их мнению.

III-подведение итогов урока.

1)Достигли ли цели урока?

2) Объявление ЗНАТОКА ПРИРОДЫ и выставление оценок.

3)Урок закончить стихотворением Т.Чистяковой «Россия»

Я люблю мою Россию

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые,

За багряный листопад,

За весенние поляны

В жёлтом мареве цветов.

И за шепот тихий, нежный

Опадающих цветов.

Катит воды голубые

Меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине,

Холодна и глубока.

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава.

Это всё моя Россия,

Это Родина моя!



В раздел образования