Автор: Ковалева Лилия Анатольевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: п.Бабынино Калужская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Умножение десятичных дробей"
Раздел: среднее образование
Технологическая
карта
урока
по
теме
«
Умножение
десятичных
дробей
»
Ковалева Лилия Анатольевна, учитель физики и математики МОУ «СОШ №2», п.Бабынино
УМК
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012.
Тип урока
Урок формирования новых знаний
Цель урока
Сформулировать правило умножения десятичных дробей; формирование умения умножения десятичных дробей.
Задачи
Образовательные:
помочь сформулировать
правило умножения
десятичных дробей, научить
применять данное правило
при вычислении примеров,
решении задач и уравнений.
Развивающие:
создать условия для развития навыков
самостоятельной работы, самоконтроля
и самооценки, развития
интеллектуальных качеств: внимания,
воображения, памяти, умения
анализировать, обобщать, выделять
главное.
Воспитательные:
создать условия для
развития познавательного
интереса к предмету и
уверенности в своих
силах, формирования
положительного мотива
учения.
Социализации: приобретение
опыта взаимодействия,
совместной деятельности и
общения со сверстниками;
Планируемые
результаты
Предметные: знать правило
умножения десятичных дробей
Уметь выполнять умножение
десятичных дробей.
Личностные:
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
ст роить
продуктивное взаимодействие.
Метапредметные: уметь
применять действие новые
способы действия в решении
жизненных задач
Методы:
по источникам знаний: словесный, наглядный;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый
Формы работы обучающихся
Фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация
деятельности
обучающихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно определяют тему, цели урока и задачи урока;
самостоятельно выходят на формулировку правила умножения десятичных дробей
ведут диалог, отвечают на вопросы;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Н е о б х о д и м о е
у ч е б н о е
оборудование
Компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная
презентация, выполненная в программе Power Point
Этап
Деятельность
Деятельность
Формирование УУД
урока и
его цель
учителя
обучающегося
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Организационный
Создание
благоприятного
психологического
настроя на работу
Приветствие
обучающихся.
Проверка учителем
готовности класса
к уроку; организация
внимания.
Приветствуют
учителя,
п р о в е р я ю т
с в о ю
готовность к уроку
Умение выделять
нравственный
аспект поведения.
Прогнозирование
своей деятельности
Умение слушать,
самовыражаться и
вступать в диалог
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания
Актуализация знаний
Актуализация опорных
знаний и способов
действий
Вступительное слово.
Устный счет.
Решают примеры
устного счета.
Участвуют в беседе с
учителем, отвечают на
поставленные вопросы.
Самоопределение
Выделение и
осознание того, что
уже пройдено.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
слушать и вступать в
диалог
Логический анализ
объектов с целью
выделения признаков.
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Формулирование
темы урока,
постановка цели,
задач урока
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие ими
цели урока
Организует работу и
беседу, которая
помогает
обучающимся
прогнозировать тему
урока и
сформулировать цель
Определяют тему урока
и цель урока.
Самоопределение
Умение слушать в
соответствии с
целевой установкой.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
целеполагание,
постановка учебных
целей и задач.
Аргументирование и
координирование
собственной позиции с
позициями партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности
Самостоятельное
выделение-
формулирование темы
урока и её
познавательной цели.
Первичное усвоение
новых знаний
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания детьми
новой темы
Формулирует вопросы.
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы
учителя, в ходе ответа на
которые делают
необходимый вывод и
формулируют правило
умножения десятичных
дробей
Самоопределение.
Смыслообразование
Планирование,
прогнозирование
Формулирование
собственного мнения и
позиции.
Умение слушать и
вступать в диалог
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Структурирование
знаний. Анализ объектов.
Построение логической
цепи рассуждений.
Первичная проверка
понимания
Установление
правильности и
осознанности изучения
темы. Выявление
первичного
осмысления
изучаемого материала,
коррекция выявленных
пробелов, обеспечение
закрепления в памяти
детей знаний и
Направляет работу
обучающихся, задавая
вопросы. Организует
коллективное
обсуждение.
Выполняют работу на
два варианта.
Работают в паре.
Ориентация в
межличностных
отношениях.
Планирование
своей деятельности
для решения
поставленной
задачи и контроль
полученного
результата,
саморегуляция.
(алгоритм
действий)
Формулирование
собственного мнения и
позиции.
Умение слушать и
вступать в диалог,
работать в паре.
Коллективное обсуждение
проблем
Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и
условий действия.
А н а л и з
о б ъ е к т о в
и
с и н т е з .
П р о в е д е н и е
ана логии
на
о с н о в е
аргументации.
способов действий,
которые им
необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу.
Физкультминутка
Смена
деятельности.
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся
Учащиеся сменили
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
Закрепление
Установление
правильности и
осознанности изучения
темы.
Дать качественную
оценку работы класса и
отдельных обучаемых.
Обучающиеся
выполняют в парах
задания.
Делают записи в тетрадь.
После выполнения
задания выполняют
взаимную проверку.
Выполняют тест с
последующей проверкой.
Самоопределение,
смыслообразование
Планирование
своей деятельности
для решения
поставленной
задачи, контроль
полученного
результата,
коррекция
полученного
результата,
управление
поведением
партнёра, контроль,
саморегуляция.
Умение слушать и
вступать в диалог,
работать в паре;
Поддержание здорового
духа соперничества для
поддержания мотивации
учебной деятельности;
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками; участие в
коллективном
обсуждении проблем.
Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и
условий действия.
Анализ и синтез
объектов
Подведение итогов
урока
Самооценка
результатов своей
деятельности и всего
класса
Подводит итоги работы
в классе.
Отвечают на
поставленные вопросы.
Жизненное
самоопределение,
ценностно-
смысловая
ориентация
обучающихся
Контроль
полученного
результата,
коррекция
полученного
результата, оценка
Участие в коллективном
обсуждении проблем.
Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и
условий действия.
Анализ и синтез
объектов
Рефлексия.
Инициирование
рефлексии детей по
поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации
их собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
-Кто работал на уроке
лучше всех?
-Кому еще надо
стараться?
-С каким настроением
вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу
и работу одноклассников.
Смыслообразование
Оценка своей
деятельности и
деятельности других
людей
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
Задает
дифференцированное
домашнее задание
Обучающиеся
записывают домашнее
задание в зависимости от
Нравственно
-этическая
ориентация
Оценка промежуточных
результатов и
саморегуляция для
выполнению
уровня освоения темы
урока
повышения мотивации
учебной деятельности
Ход урока
Этап урока
Задача
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный
Создание
положительного настроя
уч-ся к работе на уроке.
-Здравствуйте, садитесь.
Посмотрите на меня, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу,
пожелайте друг другу удачи.
Выполняют задания учителя,
подписывают карточки и рисуют
ступеньки
2. Актуализация
знаний
Активизация учебной
деятельности
-Какую тему мы сейчас с вами изучаем?
- Что вы умеете делать, используя десятичные дроби?
Давайте посмотрим, как хорошо вы это умеете делать.
(Приготовьте сигнальные карточки)
1. Индивидуальна работа у доски (трое учащихся)
1: 234,93 * 63 = (14 800,59)
2: 59,371 * 16 = (949,936)
3: Решить уравнение. 6х+3,4=4,48 (х=0,18)
2. Выполните сложение и вычитание:
0,26-0,2= 0,74+0,26=
0,34+0,6=
0,71-0,28= 3-0,44= 5+0,35=
3. Выполните умножение и деление:
23,12*2= 0,017*100=
36,18:18= 1:4= 5,1:10=
4. Решите задачу:
Если Петя купил 2 ручки по цене 3,5 рублей, а Вася купил одну
ручку за 4,5 руб., то Петя потратил больше на ________ руб.
Молодцы.
- Десятичные дроби.
- округлять десятичные дроби
- складывать и вычитать
- умножать и делить десятичные дроби на
натуральные числа
- Решать задачи
Готовят сигнальные карточки
Уч-ся по цепочке отвечают, остальные
сигнализируют карточками – «зеленая» -
правильно, «красная» - нет
Уч-ся на доске, с проверкой
Уч-ся на доске, с проверкой
2,5 руб
3. Этап изучение
нового материала.
Создание проблемной
ситуации для
самостоятельной
формулировки темы и
задач урока.
- Как вы думаете, мы с вами все действия умеем выполнять с
десятичными дробями?
1. Выполняют фронтальную работу.
У меня есть лента длиной 4,8 м. Я забыла, сколько за нее
заплатила в магазине, но помню, что 1 м стоит 11,2 руб. Сколько
стоит лента?
А теперь давайте опишем математические действия.
Вопросы классу:
1.
Какова длина ленты?
2.
А в виде чего записано это число?
- задумались
Предлагают решение проблемы
4,8м
В виде десятичной дроби
3.
А на какое число нужно умножить?
4.
А как называется это число?
На 11,2
десятичная дробь
Самостоятельная
формулировка темы и
задач урока
А мы умеем умножать десятичные дроби?
Как думаете, какова тема нашего урока?
Какова цель урока?
- Сформулируем задачи. Сегодня на уроке я хочу:
- узнать
- научиться
- быть
Формулируют тему урока и записывают в
тетрадь
- как умножать дес дроби
- умножать дес дроби
- внимательными, дисциплинированными
Формирование
способности
самостоятельного
решения проблемы
- Попробуйте, работая в паре, сделать предположение как
умножить десятичную дробь на десятичную.
Задача: Человек идет со скоростью 4,6 км/ч. Какое расстояние
он пройдет: а) за 3ч; б) за 0,1ч; в) за 0,3ч?
- проверим по учебнику правильность ваших определений.
- работают в паре, предлагают свои
варианты.
Предполагаемый ответ:
- Расстояние найдем произведением
скорости на время, значит 4,6*3=13,8 км
пройдет человек за 3 часа.
- За 0,1ч или за 1/10ч человек пройдет в 10
раз меньше, чем за 1 час.
4,6:10=4,6*0,1=0,46 км.
- Найдем расстояние, пройденное
человеком за 0,3ч = 3/10ч. Он пройдет
путь втрое больше, чем за 0,1ч.
Получим: 4,6*0,3=0,46*3=1,38км.
- по учебнику проверяют, учат,
рассказывают друг другу.
Первичная проверка
понимания
1. Фронтальный опрос.
- Сформулируйте правило умножения для десятичных дробей.
- На сколько цифр, и в какую сторону надо перенести запятую
при умножении на 0,1; 0,01; 0,001?
- Что надо сделать при умножении на десятичную дробь, если в
произведении меньше цифр, чем надо отделить запятой?
2. Устно: №1391 (1 ст)
3. 1) Решение примеров с комментарием:
отвечают на вопросы:
- надо:
1) выполнить умножение, не обращая
внимания на запятые;
2) отделить запятой столько цифр справа,
сколько их стоит после запятой в обоих
множителях вместе.
- умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 – то
же самое, что разделить его на 10; 100;
1000. Для этого нужно перенести запятую
влево на столько цифр, сколько нулей
стоит перед единицей в множителе.
- если в произведении получается меньше
цифр, чем надо отделить запятой, то
впереди пишут нуль или несколько нулей.
а) 0,254 • 0,03 = 0,00762
б) 0,25 • 7,8 = 1,95
Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся
Давайте немного отдохнем.
Тихо встали.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
- выполняют задание
4. Закрепление
Дать качественную
оценку работы класса и
отдельных обучаемых.
1. Оцените свою работу.
Работа по вариантам (у доски по 1 человеку из каждого
варианта)
№ 1397
1 вариант (1 ст), 2 вариант (2 столбик)
2. Выполнение теста с помощью системы голосования:
0,6*0,5=
4,2*0,2=
4,54*0,1=
1,8*0,3=
854*0,01=
- работа в парах: учащиеся выполняют
каждый свой вариант, затем проверяют
друг у друга и по доске.
- выполняют тест
5. Подведение итогов
урока.
6. Рефлексия
Самооценка результатов
своей деятельности и
всего класса
- Подведем итоги урока
- Какие цели и задачи мы перед собой ставили?
- Что нового узнали на уроке?
- Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
- оценивают себя
- Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Я понял
Я был
6. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
Задает дифференцированное домашнее задание
№ 1431 (1 ст),
№1432 (1, 2 ст)
Творческое задание – составить задачу, при решении которой
необходимо умножать десятичные дроби.
Обучающиеся записывают домашнее задание в
зависимости от уровня освоения темы урока