Напоминание

Представление вариантов специальных индивидуальных программ развития для дошкольников, имеющих в анамнезе ДЦП


Автор: Матушкина Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 124
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Презентация СИПР ДЦП
Тема: Представление вариантов специальных индивидуальных программ развития для дошкольников, имеющих в анамнезе ДЦП
Раздел: дошкольное образование





Назад




Представление вариантов специальных

индивидуальных программ развития

для дошкольников,

имеющих в анамнезе ДЦП

Подготовила

учитель

-

логопед

ГБДОУ

города

Севастополя

«

Детский

сад

№124»

Матушкина

Людмила

Викторовна

Детский церебральный паралич – под этим термином

объединяют группу синдромов, возникших в результате

недоразвития или повреждения мозга в пренатальный,

интранатальный и ранний постнатальный периоды.

«

церебральный

» от латинского слова

«cerebrum» - «мозг», означает мозговой;

«

паралич

» от греческого слова

«paralysic» - «расслабление».

Поражение мозга проявляется

нарушением и задержкой формирования всех

двигательных функций:

-

нарушением мышечного тонуса и координации движений,

- неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять

произвольные движения.

В

структуре

двигательного

дефекта

у

детей

с

церебральным

параличом

особое

место

занимают

нарушения

функций

рук

.

Двигательные

нарушения

часто

сочетаются

с

:

- чувствительными расстройствами,

- судорогами;

- влияют на формирование

психического и речевого развития.

Структура

нарушений

познавательной

деятельности

при

ДЦП

имеет

ряд

специфических

особенностей

:

-

неравномерный

,

дисгармоничный

характер

нарушений

отдельных

психических

функций

;

-

выраженность

астенических

проявлений

(

повышенная

утомляемость

,

истощаемость

всех

нервно

-

психических

процессов

);

-

сниженный

запас

знаний

и

представлений

об

окружающем

мире

;

-

раскоординированность

деятельности

различных

анализаторных

систем

(

патология

зрения

,

слуха

,

мышечно

-

суставного

чувства

существенно

сказываются

на

восприятии

в

целом

,

ограничивая

объем

информации

,

затрудняя

интеллектуальную

деятельность

).

Ксения Александровна

Семенова

-

выдающийся советский и

российский

врач-невролог, доктор

медицинских наук,

профессор, заслуженный

деятель науки РСФСР

Классификация ДЦП

Форма

ДЦП

Двигательные

нарушения

Развитие

высших

психических

функций

Программа

Спастическая

диплегия

характеризуется

тетрапарезом

,

когда

поражены

руки

и

ноги

обеих

сторон

тела

.

Ноги

поражены

сильнее

,

чем

руки

.

Основной

клинический

симптом

-

повышение

мышечного

тонуса

,

спастичность

.

Наблюдается

перекрещивание

ног

при

опоре

.

Конечности

могут

застывать

в

неправильной

позе

.

Нарушения

психики

проявляются

в

виде

задержки

психического

развития

,

которая

может

компенсироваться

при

коррекционном

воздействии

,

часть

детей

имеет

умственную

отсталость

.

У

70 – 80%

детей

выраженные

речевые

нарушения

в

виде

спастико

паретической

(

псевдобульбарной

)

дизартрии

,

иногда

моторной

алалии

,

задержки

речевого

развития

.

С

.

Г

.

Шевченко

«

Подготовка

к

школе

детей

с

задержкой

психического

развития

»

Спастическая диплегия

(болезнь Литтля)

Форма

ДЦП

Двигательные

нарушения

Развитие

высших

психических

функций

Программа

Тяжелые

нарушения

двигательных

функций

,

страдают

и

руки

,

и

ноги

(

спастическая

тетраплегия

или

выраженный

тетрапарез

),

часто

с

неравномерным

поражением

сторон

.

Функции

удержания

вертикальной

позы

у

детей

с

двойной

гемиплегией

не

формируются

.

Больные

дети

не

овладевают

навыками

сидения

,

стояния

,

самостоятельной

ходьбы

.

Характерны

выраженные

психические

(

умственная

отсталость

:

дебильность

,

имбицильность

,

идиотия

)

и

речевые

расстройства

(

алалия

,

сенсорная

алалия

,

дизартрия

)

Баряева

Л

.

Б

.

«

Программа

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

интеллектуально

й

недостаточность

ю

»

Екжанова

Е

.

А

.,

Стребелева

Е

.

А

.

«

Коррекционно

-

развивающее

обучение

и

воспитание

.

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующег

о

вида

для

детей

с

нарушением

интеллекта

»

Двойная гемиплегия

Форма

ДЦП

Двигательные

нарушения

Развитие

высших

психических

функций

Программа

Произвольная

моторика

развивается

с

большим

трудом

.

Дети

долго

не

могут

научиться

самостоятельно

сидеть

,

стоять

,

ходить

.

Самостоятельно

передвигаться

начинают

только

к

4 – 7

годам

.

Походка

толчкообразная

,

асимметричная

.

Равновесие

при

ходьбе

легко

нарушается

,

но

стоять

тяжелее

,

чем

идти

.

Затруднена

автоматизация

двигательных

навыков

,

письма

.

Психические

и

интеллектуальные

нарушения

проявляются

в

меньшей

степени

,

чем

при

других

формах

ДЦП

.

Речевые

нарушения

в

форме

гиперкинетической

(

экстрапирамидной

,

подкорковой

)

дизартрии

,

дисграфии

.

С

.

Г

.

Шевченко

«

Подготовка

к

школе

детей

с

задержкой

психического

развития

»

Гиперкинетическая форма

Форма

ДЦП

Двигательные

нарушения

Развитие

высших

психических

функций

Программа

Наблюдается

низкий

мышечный

тонус

,

нарушение

равновесия

тела

в

покое

и

при

ходьбе

,

координации

движений

,

тремор

,

гиперметрия

(

чрезмер

-

ность

движений

).

Тремор

рук

и

расстройство

координации

тонких

движений

затрудняют

овладение

навыками

письма

,

рисования

,

самообслуживания

.

Могут

быть

интеллектуальные

нарушения

различной

степени

тяжести

в

55%

случаев

.

Речевые

нарушения

в

виде

задержки

речевого

развития

,

мозжечковой

дизартрии

,

алалии

.

С

.

Г

.

Шевченко

«

Подготовка

к

школе

детей

с

задержкой

психического

развития

»

Атонически-астеническая форма

Форма

ДЦП

Двигательные

нарушения

Развитие

высших

психических

функций

Программа

Эта

форма

характеризуется

повреждением

конечности

(

руки

и

ноги

)

с

одной

стороны

тела

.

Рука

обычно

поражается

больше

,

чем

нога

.

Правосторонний

гемипарез

,

связанный

с

поражением

левого

полушария

,

наблюдается

чаще

,

чем

левосторонний

.

Нарушения

интеллекта

варьируется

от

легкой

задержки

психического

развития

до

умственной

отсталости

.

Отмечаются

нарушения

речи

в

виде

моторной

алалии

,

спастико

паретической

(

псевдобульбарной

)

дизартрии

,

дисграфии

,

дислексии

,

нарушения

счета

.

Баряева

Л

.

Б

.,

Гаврилушкина

О

.

П

.,

Зарин

А

.

П

.,

Соколова

Н

.

Д

.

«

Программа

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

интеллектуальной

недостаточностью

»

С

.

Г

.

Шевченко

«

Подготовка

к

школе

детей

с

задержкой

психического

развития

»

Гемипаретическая форма

Специальная

индивидуальная

программа

развития

(

СИПР

) –

документ

,

описывающий

специальные

образовательные

условия

для

максимальной

реализации

особых

образовательных

потребностей

ребенка

с

ОВЗ

в

процессе

обучения

и

воспитания

на

определенной

ступени

образования

.

Цель

построение

образовательного

процесса

для

ребенка

с

ОВЗ

в

соответствии

с

его

реальными

возможностями

,

исходя

из

особенностей

его

развития

и

индивидуальных

потребностей

.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

для

обучающихся

с

умеренной

,

тяжелой

,

глубокой

умственной

отсталостью

(

интеллектуальными

нарушениями

),

с

тяжелыми

и

множественными

нарушениями

развития

(

ТМНР

)

на

основе

АООП

образовательной

организацией

на

каждого

ребенка

разрабатывается

специальная

индивидуальная

программа

развития

(

СИПР

),

учитывающая

специфические

образовательные

потребности

обучающихся

.

I.

Общие

сведения

-

персональные

данные

ребенка

и

его

родителей

.

II.

Характеристика

ребенка

,

составленная

на

основе

результатов

психолого

-

педагогического

обследования

,

проведенного

специалистами

образовательной

организации

,

с

целью

оценки

актуального

состояния

развития

обучающегося

.

III.

Индивидуальный

учебный

план

,

отражающий

доступные

для

обучающегося

приоритетные

виды

деятельности

,

коррекционно

-

развивающие

занятия

,

самостоятельную

игровую

деятельность

и

устанавливающий

объем

недельной

нагрузки

на

обучающегося

.

В соответствии с требованиями пункта 2.9.1

приложения ФГОС структура СИПР

включает:

IV.

Содержание

коррекционных

занятий

и

других

программ

(

формирования

базовых

учебных

навыков

;

здорового

и

безопасного

образа

жизни

обучающихся

).

V.

Условия

реализации

потребности

в

уходе

(

кормление

,

одевание

/

раздевание

,

совершение

гигиенических

процедур

,

передвижение

)

и

присмотре

(

при

необходимости

).

VI.

Игровая

деятельность

вне

занятий

-

перечень

возможных

рабочих

программ

и

мероприятий

внеурочной

деятельности

,

в

реализации

которых

он

принимает

участие

.

VII.

Перечень

специалистов

,

участвующих

в

разработке

и

реализации

СИПР

.

VIII.

Программа

сотрудничества

специалистов

с

семьей

обучающегося

,

содержащая

перечень

возможных

задач

,

мероприятий

и

форм

сотрудничества

организации

и

семьи

обучающегося

.

IX.

Перечень

необходимых

технических

средств

общего

и

индивидуального

назначения

,

дидактических

материалов

,

индивидуальных

средств

реабилитации

,

необходимых

для

реализации

СИПР

.

X.

Средства

мониторинга

и

оценки

динамики

обучения

.

Комплексная

диагностика

Разработка

индивидуальног

о

плана

работы

Деятельностны

й

Промежуточная

диагностика

Рефлексивный

.

Итоговая

диагностика

.

Подготовительны

й

Сбор

информации

о

ребенке

:

наблюдение

за

ребенком

,

беседы

с

ним

;

изучение

сведений

о

родителях

(

законных

представителях

),

беседа

с

ними

;

анкетирование

;

анализ

ситуации

социального

окружения

ребенка

;

изучение

данных

о

развитии

ребенка

из

медицинских

карт

;

анализ

протоколов

ПМПК

и

других

документов

.

1 этап – подготовительный

2 этап - комплексной

диагностики

Выявление

особенностей

физического

,

психического

развития

,

личностной

и

познавательной

сферы

ребенка

:

диагностика

речевого

развития

;

педагогическая

диагностика

;

выявление

трудностей

;

определение

уровня

актуального

развития

;

фиксирование

характера

отклонений

в

развитии

;

определение

зоны

ближайшего

развития

.

В

результате

комплексной

диагностики

специалистов

составляется

и

утверждается

индивидуальный

маршрут

,

разрабатывается

план

конкретных

мероприятий

,

направленных

на

решение

выявленных

проблем

.

3 этап – разработка

индивидуального плана работы

Коррекционно

-

развивающая

и

образовательная

работа

по

реализации

индивидуальной

программы

развития

.

Индивидуальные

и

групповые

занятия

с

психологом

,

дефектологом

,

логопедом

,

воспитателем

,

другими

специалистами

.

Консультирование

и

привлечение

родителей

к

реализации

программы

.

4 этап – деятельностный.

Выявление

особенностей

динамики

развития

ребенка

в

специальных

образовательных

условиях

и

корректировка

в

случае

необходимости

.

5 этап – промежуточная

диагностика.

Мониторинг

эффективности

реализации

специальной

индивидуальной

коррекционно

-

развивающей

программы

.

Рекомендации

родителям

.

6 этап - рефлексивный. Итоговая

диагностика. Анализ результатов.

Мир

«

особого

»

ребёнка

Интересен

и

пуглив

.

Мир

«

особого

»

ребёнка

Безобразен

и

красив

.

Неуклюж

,

немного

страшен

,

Добродушен

и

открыт

Мир

«

особого

»

ребёнка

.

Иногда

он

нас

страшит

.

Почему

он

агрессивен

?

Почему

он

молчалив

?

Почему

он

так

испуган

?

И

совсем

не

говорит

?

Мир

«

особого

»

ребёнка

Он

закрыт

от

глаз

чужих

.

Мир

«

особого

»

ребёнка

Допускает

лишь

своих



В раздел образования