Автор: Матушкина Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 124
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Презентация СИПР ДЦП
Тема: Представление вариантов специальных индивидуальных программ развития для дошкольников, имеющих в анамнезе ДЦП
Раздел: дошкольное образование
Представление вариантов специальных
индивидуальных программ развития
для дошкольников,
имеющих в анамнезе ДЦП
Подготовила
учитель
-
логопед
ГБДОУ
города
Севастополя
«
Детский
сад
№124»
Матушкина
Людмила
Викторовна
Детский церебральный паралич – под этим термином
объединяют группу синдромов, возникших в результате
недоразвития или повреждения мозга в пренатальный,
интранатальный и ранний постнатальный периоды.
«
церебральный
» от латинского слова
«cerebrum» - «мозг», означает мозговой;
«
паралич
» от греческого слова
«paralysic» - «расслабление».
Поражение мозга проявляется
нарушением и задержкой формирования всех
двигательных функций:
-
нарушением мышечного тонуса и координации движений,
- неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять
произвольные движения.
В
структуре
двигательного
дефекта
у
детей
с
церебральным
параличом
особое
место
занимают
нарушения
функций
рук
.
Двигательные
нарушения
часто
сочетаются
с
:
- чувствительными расстройствами,
- судорогами;
- влияют на формирование
психического и речевого развития.
Структура
нарушений
познавательной
деятельности
при
ДЦП
имеет
ряд
специфических
особенностей
:
-
неравномерный
,
дисгармоничный
характер
нарушений
отдельных
психических
функций
;
-
выраженность
астенических
проявлений
(
повышенная
утомляемость
,
истощаемость
всех
нервно
-
психических
процессов
);
-
сниженный
запас
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире
;
-
раскоординированность
деятельности
различных
анализаторных
систем
(
патология
зрения
,
слуха
,
мышечно
-
суставного
чувства
существенно
сказываются
на
восприятии
в
целом
,
ограничивая
объем
информации
,
затрудняя
интеллектуальную
деятельность
).
Ксения Александровна
Семенова
-
выдающийся советский и
российский
врач-невролог, доктор
медицинских наук,
профессор, заслуженный
деятель науки РСФСР
Классификация ДЦП
Форма
ДЦП
Двигательные
нарушения
Развитие
высших
психических
функций
Программа
Спастическая
диплегия
характеризуется
тетрапарезом
,
когда
поражены
руки
и
ноги
обеих
сторон
тела
.
Ноги
поражены
сильнее
,
чем
руки
.
Основной
клинический
симптом
-
повышение
мышечного
тонуса
,
спастичность
.
Наблюдается
перекрещивание
ног
при
опоре
.
Конечности
могут
застывать
в
неправильной
позе
.
Нарушения
психики
проявляются
в
виде
задержки
психического
развития
,
которая
может
компенсироваться
при
коррекционном
воздействии
,
часть
детей
имеет
умственную
отсталость
.
У
70 – 80%
детей
выраженные
речевые
нарушения
в
виде
спастико
–
паретической
(
псевдобульбарной
)
дизартрии
,
иногда
моторной
алалии
,
задержки
речевого
развития
.
С
.
Г
.
Шевченко
«
Подготовка
к
школе
детей
с
задержкой
психического
развития
»
Спастическая диплегия
(болезнь Литтля)
Форма
ДЦП
Двигательные
нарушения
Развитие
высших
психических
функций
Программа
Тяжелые
нарушения
двигательных
функций
,
страдают
и
руки
,
и
ноги
(
спастическая
тетраплегия
или
выраженный
тетрапарез
),
часто
с
неравномерным
поражением
сторон
.
Функции
удержания
вертикальной
позы
у
детей
с
двойной
гемиплегией
не
формируются
.
Больные
дети
не
овладевают
навыками
сидения
,
стояния
,
самостоятельной
ходьбы
.
Характерны
выраженные
психические
(
умственная
отсталость
:
дебильность
,
имбицильность
,
идиотия
)
и
речевые
расстройства
(
алалия
,
сенсорная
алалия
,
дизартрия
)
Баряева
Л
.
Б
.
«
Программа
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
интеллектуально
й
недостаточность
ю
»
Екжанова
Е
.
А
.,
Стребелева
Е
.
А
.
«
Коррекционно
-
развивающее
обучение
и
воспитание
.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующег
о
вида
для
детей
с
нарушением
интеллекта
»
Двойная гемиплегия
Форма
ДЦП
Двигательные
нарушения
Развитие
высших
психических
функций
Программа
Произвольная
моторика
развивается
с
большим
трудом
.
Дети
долго
не
могут
научиться
самостоятельно
сидеть
,
стоять
,
ходить
.
Самостоятельно
передвигаться
начинают
только
к
4 – 7
годам
.
Походка
толчкообразная
,
асимметричная
.
Равновесие
при
ходьбе
легко
нарушается
,
но
стоять
тяжелее
,
чем
идти
.
Затруднена
автоматизация
двигательных
навыков
,
письма
.
Психические
и
интеллектуальные
нарушения
проявляются
в
меньшей
степени
,
чем
при
других
формах
ДЦП
.
Речевые
нарушения
в
форме
гиперкинетической
(
экстрапирамидной
,
подкорковой
)
дизартрии
,
дисграфии
.
С
.
Г
.
Шевченко
«
Подготовка
к
школе
детей
с
задержкой
психического
развития
»
Гиперкинетическая форма
Форма
ДЦП
Двигательные
нарушения
Развитие
высших
психических
функций
Программа
Наблюдается
низкий
мышечный
тонус
,
нарушение
равновесия
тела
в
покое
и
при
ходьбе
,
координации
движений
,
тремор
,
гиперметрия
(
чрезмер
-
ность
движений
).
Тремор
рук
и
расстройство
координации
тонких
движений
затрудняют
овладение
навыками
письма
,
рисования
,
самообслуживания
.
Могут
быть
интеллектуальные
нарушения
различной
степени
тяжести
в
55%
случаев
.
Речевые
нарушения
в
виде
задержки
речевого
развития
,
мозжечковой
дизартрии
,
алалии
.
С
.
Г
.
Шевченко
«
Подготовка
к
школе
детей
с
задержкой
психического
развития
»
Атонически-астеническая форма
Форма
ДЦП
Двигательные
нарушения
Развитие
высших
психических
функций
Программа
Эта
форма
характеризуется
повреждением
конечности
(
руки
и
ноги
)
с
одной
стороны
тела
.
Рука
обычно
поражается
больше
,
чем
нога
.
Правосторонний
гемипарез
,
связанный
с
поражением
левого
полушария
,
наблюдается
чаще
,
чем
левосторонний
.
Нарушения
интеллекта
варьируется
от
легкой
задержки
психического
развития
до
умственной
отсталости
.
Отмечаются
нарушения
речи
в
виде
моторной
алалии
,
спастико
–
паретической
(
псевдобульбарной
)
дизартрии
,
дисграфии
,
дислексии
,
нарушения
счета
.
Баряева
Л
.
Б
.,
Гаврилушкина
О
.
П
.,
Зарин
А
.
П
.,
Соколова
Н
.
Д
.
«
Программа
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью
»
С
.
Г
.
Шевченко
«
Подготовка
к
школе
детей
с
задержкой
психического
развития
»
Гемипаретическая форма
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(
СИПР
) –
документ
,
описывающий
специальные
образовательные
условия
для
максимальной
реализации
особых
образовательных
потребностей
ребенка
с
ОВЗ
в
процессе
обучения
и
воспитания
на
определенной
ступени
образования
.
Цель
–
построение
образовательного
процесса
для
ребенка
с
ОВЗ
в
соответствии
с
его
реальными
возможностями
,
исходя
из
особенностей
его
развития
и
индивидуальных
потребностей
.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
для
обучающихся
с
умеренной
,
тяжелой
,
глубокой
умственной
отсталостью
(
интеллектуальными
нарушениями
),
с
тяжелыми
и
множественными
нарушениями
развития
(
ТМНР
)
на
основе
АООП
образовательной
организацией
на
каждого
ребенка
разрабатывается
специальная
индивидуальная
программа
развития
(
СИПР
),
учитывающая
специфические
образовательные
потребности
обучающихся
.
I.
Общие
сведения
-
персональные
данные
ребенка
и
его
родителей
.
II.
Характеристика
ребенка
,
составленная
на
основе
результатов
психолого
-
педагогического
обследования
,
проведенного
специалистами
образовательной
организации
,
с
целью
оценки
актуального
состояния
развития
обучающегося
.
III.
Индивидуальный
учебный
план
,
отражающий
доступные
для
обучающегося
приоритетные
виды
деятельности
,
коррекционно
-
развивающие
занятия
,
самостоятельную
игровую
деятельность
и
устанавливающий
объем
недельной
нагрузки
на
обучающегося
.
В соответствии с требованиями пункта 2.9.1
приложения ФГОС структура СИПР
включает:
IV.
Содержание
коррекционных
занятий
и
других
программ
(
формирования
базовых
учебных
навыков
;
здорового
и
безопасного
образа
жизни
обучающихся
).
V.
Условия
реализации
потребности
в
уходе
(
кормление
,
одевание
/
раздевание
,
совершение
гигиенических
процедур
,
передвижение
)
и
присмотре
(
при
необходимости
).
VI.
Игровая
деятельность
вне
занятий
-
перечень
возможных
рабочих
программ
и
мероприятий
внеурочной
деятельности
,
в
реализации
которых
он
принимает
участие
.
VII.
Перечень
специалистов
,
участвующих
в
разработке
и
реализации
СИПР
.
VIII.
Программа
сотрудничества
специалистов
с
семьей
обучающегося
,
содержащая
перечень
возможных
задач
,
мероприятий
и
форм
сотрудничества
организации
и
семьи
обучающегося
.
IX.
Перечень
необходимых
технических
средств
общего
и
индивидуального
назначения
,
дидактических
материалов
,
индивидуальных
средств
реабилитации
,
необходимых
для
реализации
СИПР
.
X.
Средства
мониторинга
и
оценки
динамики
обучения
.
Комплексная
диагностика
Разработка
индивидуальног
о
плана
работы
Деятельностны
й
Промежуточная
диагностика
Рефлексивный
.
Итоговая
диагностика
.
Подготовительны
й
Сбор
информации
о
ребенке
:
наблюдение
за
ребенком
,
беседы
с
ним
;
изучение
сведений
о
родителях
(
законных
представителях
),
беседа
с
ними
;
анкетирование
;
анализ
ситуации
социального
окружения
ребенка
;
изучение
данных
о
развитии
ребенка
из
медицинских
карт
;
анализ
протоколов
ПМПК
и
других
документов
.
1 этап – подготовительный
2 этап - комплексной
диагностики
Выявление
особенностей
физического
,
психического
развития
,
личностной
и
познавательной
сферы
ребенка
:
диагностика
речевого
развития
;
педагогическая
диагностика
;
выявление
трудностей
;
определение
уровня
актуального
развития
;
фиксирование
характера
отклонений
в
развитии
;
определение
зоны
ближайшего
развития
.
В
результате
комплексной
диагностики
специалистов
составляется
и
утверждается
индивидуальный
маршрут
,
разрабатывается
план
конкретных
мероприятий
,
направленных
на
решение
выявленных
проблем
.
3 этап – разработка
индивидуального плана работы
Коррекционно
-
развивающая
и
образовательная
работа
по
реализации
индивидуальной
программы
развития
.
Индивидуальные
и
групповые
занятия
с
психологом
,
дефектологом
,
логопедом
,
воспитателем
,
другими
специалистами
.
Консультирование
и
привлечение
родителей
к
реализации
программы
.
4 этап – деятельностный.
Выявление
особенностей
динамики
развития
ребенка
в
специальных
образовательных
условиях
и
корректировка
в
случае
необходимости
.
5 этап – промежуточная
диагностика.
Мониторинг
эффективности
реализации
специальной
индивидуальной
коррекционно
-
развивающей
программы
.
Рекомендации
родителям
.
6 этап - рефлексивный. Итоговая
диагностика. Анализ результатов.
Мир
«
особого
»
ребёнка
–
Интересен
и
пуглив
.
Мир
«
особого
»
ребёнка
–
Безобразен
и
красив
.
Неуклюж
,
немного
страшен
,
Добродушен
и
открыт
Мир
«
особого
»
ребёнка
.
Иногда
он
нас
страшит
.
Почему
он
агрессивен
?
Почему
он
молчалив
?
Почему
он
так
испуган
?
И
совсем
не
говорит
?
Мир
«
особого
»
ребёнка
…
Он
закрыт
от
глаз
чужих
.
Мир
«
особого
»
ребёнка
Допускает
лишь
своих