Положение о проведении Областной олимпиады по химии
Автор: Бессонова Елена Ивановна Должность: учитель химии- биологии Учебное заведение: ГКОУ СО " Верхотурская вечерняя школа" Населённый пункт: г. Верхотурье Свердловской области Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Положение о проведении Областной олимпиады по химии Раздел: полное образование
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ ПО ХИМИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об олимпиаде обучающихся по химии (далее Положение)
определяет порядок организации и проведения Олимпиады по химии (далее Олимпиада),
её
организационно-методическое
обеспечение,
порядок
участия
в
Олимпиаде
и
определение победителей.
1.2. Основными целями Олимпиады являются:
-
выявление
и
развитие
у
обучающихся
творческих
способностей
и
повышение
познавательного интереса учащихся к углубленному изучению химии;
-
создание
оптимальных
условий
для
выявления,
поддержки
и
распространение,
популяризация научных знаний в области химии;
-
стимулирование профессионального роста и творческой деятельности педагогов;
1.3.Организаторами
Олимпиады
выступает
Го сударственно е
К а з е н н о е
Общеобразовательное Учреждение Свердловской области «Верхотурская вечерняя школа»
1.4.Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ основного общего,
среднего (полного) общего образования. Олимпиада рассчитана для обучающихся 9-12
классов
вечерних
общеобразовательных
учреждений.
Рабочим
языком
проведения
олимпиады является русский язык.
1.5. Олимпиада является массовым и открытым мероприятием. Информация о проведении
Олимпиады, правилах участия и итогах Олимпиады размещается на сайте «ВВШ» -
всош2
1.6. Олимпиада проводится дистанционно. Заявки принимаются на электронный адрес
организатора:
Elena-140766@mail.
ru (приложение 1).В день проведения Олимпиады -17.03.2016
на
электронный адрес заявителей рассылаются задания, бланки, инструкция –
до 10.00ч.
Бланки
с
ответами
на
электронный
адрес
организатора
необходимо
прислать
на
следующий
день-18.03.2016,
до10ч..Результаты
будут
объявлены
через
10
дней
и
выставлены на сайте школы.
1.7. Работа состоит из частей А, Б.На его выполнение отводится 135 минут. В части А
нужно выбрать один правильный ответ . Часть Б задания со свободным ответом.
Максимальное количество баллов по части А и Б - 36 баллов.
2. Организация работы исполнительных органов Олимпиады.
Для
проведения
Олимпиады
по
химии
Организатор
олимпиады
создает
оргкомитет,
методическую, апелляционную комиссии и жюри Олимпиады.
Организация работы и делопроизводства исполнительных органов Олимпиады строится
на
основе
соблюдения
прав
личности
и
государственных
требований
к
проведению
Олимпиад.
2.1. Оргкомитет Олимпиады:
•Директор ОУ – Головкова Т.В.
•Зам.директора по УВР – Татаринова Я.С.
•Учитель химии- биологии ВКК – Бессонова Е.И. (она же – организатор Олимпиады)
- устанавливает сроки проведения Олимпиады;
-
определяет
форму
проведения
Олимпиады
и
осуществляет
её
организационно-
методическое обеспечение;
- рассматривает конфликтные ситуации;
- обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;
- формирует составы методической, апелляционной комиссий и жюри Олимпиады;
- рассматривает совместно с методической комиссией и жюри Олимпиады апелляции
участников
Олимпиады
и
принимает
окончательное
решение
по
результатам
их
рассмотрения;
- награждает победителей и участников Олимпиады.
2.2. Методическая комиссия Олимпиады:
-
Учитель химии- биологии ВКК – Бессонова Е.И. (она же – организатор Олимпиады)
-Внешний эксперт-учитель химии- биологии 1КК, ГБОУ СО
« СОШ№2»- Чепелева Л.Л.
- Внешний эксперт учитель биологии- химии, 1КК,ГБОУ СО «СОШ№3
Новгородова Т.В.
- разрабатывает методические рекомендации по проведению Олимпиады;
- вносит предложения в оргкомитет по составу жюри;
-вносит
предложения
в
оргкомитет
по
вопросам,
связанным
с
совершенствованием
организации проведения и методического обеспечения Олимпиады;
- разрабатывает материалы олимпиадных заданий для Олимпиады;
- разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий Олимпиады;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением об Олимпиаде.
2.3. Жюри Олимпиады:
-Директор ГКОУ СО «ВВШ»- Головкова Т.В.
-Учитель химии- биологии ВКК – Бессонова Е.И. (она же – организатор Олимпиады)
-Внешний эксперт-учитель химии- биологии 1КК, ГБОУ СО
« СОШ№2»- Чепелева Л.Л.
- проводит проверку результатов работ участников Олимпиады;
- готовит протоколы результатов Олимпиады;
- определяет кандидатуры победителей и призеров Олимпиады;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением об Олимпиаде.
2.4.
По итогам конкурса определяются победители: 1 место и 2-3 места. Распределение
баллов
- 1 место 36-33балл; 2 место -32-29 балла;3 место-28-25баллов.Если количество
правильных
ответов
совпадет
у
нескольких
участников,
победителями
становятся
несколько
участников,
награждаются
Дипломами.
Все
участники
награждаются
сертификатами
участника
Олимпиады.
Школьные
организаторы
и
учителя
химии
награждаются грамотами.
3. Права участников Олимпиады
3.1.
Регистрация
и
выполнение
олимпиадных
заданий
означает
согласие
участника
Олимпиады со всеми пунктами данного Положения.
3.2. После объявления результатов, участники Олимпиады имеют право подать апелляцию
в течении 2-х дней..
Приложение 1
БЛАНК ЗАЯВКИ
1. Учреждение (полное наименование):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________
2. Адрес: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Ф.И.О. руководителя:
____________________________________________________________
4. Телефон, код города: _____________________________________
5. Ф.И.О., занимаемая должность и координаты школьного организатора ( мобильн.
Телефон):
_____________________________________________________________
6. e-mail: ____________________________
7. Количество заявленных на конкурс участников:______________
№ п/п
ФИО
Класс
Руководитель ___________________ __________
Подпись М.П.
Контакты по вопросам содержания Олимпиады и вопросам организационного характера
обращаться elena-140766@mail Бессонова Елена Ивановна, учитель химии -биологии.
Моб.телефон-+79530022969
Задания Областной по химии 2016 год
9 класс
Часть А (выберите один вариант ответа, правильный ответ -1 балл)
1.В уравнении реакции, схема которой
KMnO4 + HCl → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
коэффициент перед формулой восстановителя равен:1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.
2.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене:
1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?
3.В каком соединении больше массовая доля азота:
1) оксид азота (v); 2) нитрат натрия(I); 3) азотная кислота; 4) оксид азота (II)?
4.Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса.
5.Какой объем газа выделится при растворении в избытке разбавленной серной кислоты
13 г хрома:
1) 11,2 л; 2) 8,4 л; 3) 5,6 л; 4) 2,24 л?
6.Какое из приведенных веществ может проявлять как окислительные, так и
восстановительные свойства:
1) аммиак; 2) азотная кислота; 3) нитрат аммония; 4) нитрат калия.
7.С 200 г 7% раствора серной кислоты может прореагировать оксид меди(II) массой:
1) 22,84 г; 2) 11,42 г; 3) 5,71 г; 4) 17,14г.
8.Процессу высыхания стен, покрытых штукатуркой, приготовленной на основе гашеной
извести, соответствует химическое уравнение:
1) Ca(OH)2 = CaO + H2O; 2) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O;
3) CaO + H2O = Ca(OH)2; 4) CaO + CO2 = CaCO3.
9.Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют:
1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию; 3) реакцию этерификации;
4) реакцию гидролиза.
10.В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при электролизе
растворов их солей:1) Au, Cu, Hg, Fe; 2) Fe, Cu, Au, Hg;
3) Fe, Cu, Hg, Au; 4) Au, Hg, Cu, Fe?
9 класс
Часть Б (задания со свободным ответом)
1. Расположите в ряд по убыванию числа ионов, образующихся при диссоциации в водных
растворах 1 моль следующих веществ: хлорид калия, нитрат свинца (II), сульфат железа
(III). Напишите для предложенных веществ уравнение диссоциации .(5 баллов)
2.Сулема, или….?(1) многими способами получается из каломели и обратно в нее
переходит. Избыток хлора (например, царская водка) переводит каломель и ртуть в сулему.
Плотность ее паров по отношению к водороду 135, следовательно, частица ее содержит
….?(2). Она образует бесцветные призматические кристаллы ромбической системы, кипит
при 1070С, растворяется в спирте. Готовят ее обыкновенно через возгонку сульфата ртути
(II) с поваренной солью….?(3). Сулема, будучи растворима в воде действуя на
белковое вещество, сильно ядовита, а потому применяется для дезинфекции, особенно при
хирургических операциях, для сохранения образцов животных, при бальзамировании.
1. Определите состав сулемы (?2).
2. Приведите современное название сулемы (?1)
3. Напишите реакции растворения ртути в «царской водке».
4. Что такое каломель (укажите название и состав).
5. Как из каломели действием «царской водки» можно получить сулему (запишите
уравнение протекающей реакции)?
6. Напишите уравнение реакции сульфата ртути (II) с поваренной солью . (6: баллов)
3.10,8 г металла поместили в сосуд объемом 22,4 л (н.у.), наполненный кислородом, и
подожгли. В результате давление в сосуде уменьшилось на 30%. Какой металл был взят
для опыта ? (5 баллов)
4.Массовая доля кислорода в одном оксиде некоторого металла составляет 22,22%, в
другом оксиде того же металла – 30,00%. Что это за металл? Какова формула первого и
второго оксидов соответственно?
(5 баллов)
5 Студенистое голубое вещество А нейтрализуется бесцветным веществом Б с
образованием голубого раствора вещества В. При выпаривании раствора и прокаливании
осадка образуются: газ бурого цвета Г, газ Д (бесцветный, в котором вспыхивает тлеющая
лучинка) и твердое вещество Е черного цвета, которое может вступать в реакцию с
веществом Б с образованием вещества В. Определите вещества А, Б, В, Г, Д и Е и
приведите уравнения соответствующих реакций. ( 5 баллов)
Задания Областной по химии 2016 год . 12 класс.
Часть А. Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один
ответ правильный,
правильный ответ -1 балл.)
1Формула кислоты, соответствующей высшей степени окисления элемента, – Н2ХО4.
Какая из перечисленных кислот может соответствовать этой степени окисления?
1) НХО3; 2) Н2Х2О7; 3) Н2Х2О6; 4) Н3ХО4.
2. Дана схема превращений: СO2 → Х → Ca(НСO3)2. Определите неизвестное
промежуточное вещество Х
1) С; 2) Na2CO3; 3) CaCO3; 4) (CuOH)2CO3.
3. При полной диссоциации одного моль вещества образуется 6 моль ионов. Формула
этого вещества – …1) HNO3; 2) Na2SiO3; 3) Ca3(РО4)2; 4) А1(ОН)3.
4. Элемент проявляет в соединениях максимальную степень окисления +6. Какую
конфигурацию валентных электронов может иметь этот элемент в основном
(невозбужденном) состоянии:1) 2s2 2p4; 2) 3s2 3p4; 3) 4s2 4d4; 4) 3d64s2
5. Химический элемент железо представлен в природе следующими изотопами:54Fe,
56Fe, 57Fe, 58Fe. Атомы всех этих изотопов содержат в ядрах ______ протонов (ответ
запишите цифрами без пробелов).
6. Вещество, которое состоит из неполярной молекулы с ковалентной полярной связью:
1) оксид углерода (1V); 2) сера; 3) алмаз; 4) вода.
7. Массовая доля лития будет наименьшей в соединении:1) Li2Tе; 2) Li2Sе; 3) Li2O; 4)
Li2S
8. Сокращённое ионно-молекулярное уравнение между сульфидом железа и серной
кислотой – это
1) S2– +2H+ = H2S; 2) S2– + H2SO4 = H2S + SO42–; 3) FeS + 2H+ = Fe2+ + H2S;
4) FeS + SO42– = FeSO4 + S2–
9. Укажите, как повысить выход продукта реакции D в предложенной равновесной
системе:А (г) + 3 B (г) ↔ C (г) + 2 D(г)
1) увеличить давление; 2) увеличить концентрацию CО2; 3) понизить давление;
10. Как изменится энергия системы (энтальпия реакции), если повышать температуру:
2Р(тв) + 3О2 (г) + Н2(г) = 2НРО3(ж) + 1964,8 кДж.:
1) увеличится; 2) не изменится; 3) правильного ответа дать не могу; 4) уменьшится.
12класс. Часть Б (задания со свободным ответом, полный , правильный ответ 5 – 6
баллов)
Вопрос 1
Напишите графические формулы углеводородов состава С8H14 образующих при
гидрировании 2,2–диметилгексан. Назовите эти углеводороды. .(5 баллов)
Вопрос 2
Как можно доказать присутствие примесей сульфида аммония в растворе сульфата
натрия? Напишите уравнения и укажите признаки необходимых химических реакций.
.(5 баллов)
Вопрос 3
Вычислите массу гексахлорциклогексана, образовавшегося при обработке 1 моль бензола
равной массой хлора. . (5 баллов)
Вопрос 4
В каком направление сместится химическое равновесие системы CО2(г) + С(т) <± 2CO(г)
— Q при повышении t? . (5 баллов)
Вопрос 5
Изменится ли цвет раствора фенолфталеина при сливании раствора гидроксида калия
массой 56 г с раствором серной кислоты массой 49 г (в случае образования средней соли)?
( 6 баллов)
Задания Областной по химии 2016 год - 10 -11класс
Часть А. Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один
ответ верный, правильный ответ -1 балл.)
1.Газ и раствор вещества, в котором приобретает малиновую окраску фенолфталеин,
образуется при взаимодействии:
1) воды с оксидом кальция; 2) цинка с соляной кислотой; 3) воды с натрием;
4) серной кислотой с сульфитом натрия.
2.Последовательности оксид-гидроксид-соль соответствует ряд веществ:
1)H2O – LiOH – KCN; 2) OF2 – NaOH – PbI2; 3) P2O5 – ZnSO4 – KOH; 4) CaO – HCl –
NaOH.
3.Бромную воду не обесцвечивают вещества, указанные в паре:
1) ацетилен и этилен; 2) этан и этилен; 3) бензол и гексан; 4) бензол и этилен.
4.Межклассовая изомерия характерна для:
1) алканов и алкенов; 2) алкадиенов и алкенов; 3) алкенов и циклоалканов; 4) алканов и
алкинов.
5.Для молекулярного уравнения реакции, схема которой
KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 → K2SO4 + MnSO4 + H2O сумма коэффициентов равна:
1) 15; 2) 17; 3) 19; 4)21.
6.Какая из кислот в растворе одинаковой концентрации имеет большее значение степени
диссоциации: 1) иодоводородная; 2) сернистая; 3) сероводородная; 4) азотистая?
7.Какой продукт преимущественно образуется при присоединении одной молекулы
бромоводорода к бутадиену-1,3:
1) 3-бромбутен-1; 2) 4-бромбутен-1;3) 1-бромбутен-2; 4) 3-бромбутен-2?
8.Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса.
9.Какой объем газа выделится при растворении в избытке соляной кислоты 14 г железа:
1) 11,2 л; 2) 8,4 л; 3) 5,6 л; 4) 2,24 л?
10.Кальций и нитрат серебра можно использовать для осуществления реакций по схеме
превращений:
1) KCl → CaCl2 → AgCl; 2) NaCl → AgCl → Ag; 3) CaCl2 → Cl2 → HCl;4) HCl → CaCl2
→ AgCl
10 -11класс
Часть Б (задания со свободным ответом, полный , правильный ответ 5-6 баллов)
Вопрос 1
При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).
Определите состав смеси углеводородов в массовых долях . (5 баллов)
Вопрос 2
Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций
KMnO4 + H2O2 + H2SO4 ® K2SO4 + MnSO4 + H2O + O2.
(5 баллов)
Вопрос 3
Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно
расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам
номенклатурные названия . (5 баллов)
Вопрос 4
Алкан имеет плотность паров по гелию 18. Составьте структурную формулу и назовите
алкан, если известно, что при хлорировании на свету он дает только одно
монохлорпроизводное . (5 баллов)
Вопрос 5
Сколько граммов кристаллогидрата Na2SO4•10H2O необходимо добавить к 100 мл 8%-
ного раствора сульфата натрия плотностью 1,07 г\мл чтобы удвоить массовую долю
вещества в растворе ? ( 6 баллов)
Тестовые задания
9 класс
1. Наибольшую молекулярную массу имеет А) BaCl2
Б) ВаS04
В) Ва3(Р04)2
Г) Ва3Р2
2. Трехэлементное вещество — это … А) серная кислота
Б) негашеная известь (оксид кальция)
В) хлорид железа (III)
Г) медный купорос.
З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН)2С03 + НС1 = СuС12
+ С02 + …
А) 10
Б) 11
В) 12
Г) 9
4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
А) 0,5
Б) 0,3
В) 0,03
Г) 0,15
5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
А) р = 20, n=19
Б) р = 40, n = 19
В) р= 19, n = 21
Г) р = 21, n=19
6. Реакция, в результате которой выпадает осадок
А) КОН + НС1
Б) К2С03 + Н2S04
В) Cu(OH)2 +HNO3
Г) Nа2S + Рb(N03)2
7. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в
процентах) равна:
А) 60
Б) 37,5
В) 75
Г) 62,5
8. Массовая доля кислорода наибольшая в соединении:
А) сульфат калия
Б) сульфит калия
В) фосфат калия
Г) карбонат калия
9. В молекулярном уравнении реакции Ba(OH)2 + Ba(H2PO4)2 —> средняя соль + …
сумма коэффициентов равна:
А) 4
Б) 6
В) 8
Г) 10
10. Масса (в граммах) сернистого ангидрида, занимающего объем при нормальных
условиях 7 л, равна:
А) 20
Б) 25
В) 10
Г) 13,75
Открытые вопросы
Вопрос 1
При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата
металла (III). Определите металл.
Вопрос 2
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества
кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.
Вопрос 3
50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление
к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит
к выпадению 46,6 г осадка.
Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов
в смеси.
Вопрос 4
25 г цинкового порошка поместили в 100 г раствора нитрата серебра. Через некоторое
время порошок отфильтровали, высушили и взвесили; масса порошка составила 26,51 г.
Определите массовую концентрацию нитрата цинка в растворе.
Вопрос 5
Студенистое голубое вещество А нейтрализуется бесцветным веществом Б с образованием
голубого раствора вещества В. При выпаривании раствора и прокаливании осадка
образуются: газ бурого цвета Г, газ Д (бесцветный, в котором вспыхивает тлеющая
лучинка) и твердое вещество Е черного цвета, которое может вступать в реакцию с
веществом Б с образованием вещества В. Определите вещества А, Б, В, Г, Д и Е и
приведите уравнения соответствующих реакций.
Ответы на тесты
Тестовое задание
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Ответ
В А
Б
В
В
Тестовое задание
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Ответ
Г В
А
В
А
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
Me2O3 + 3 H2SO4 = Me2(SO4)3 + 3 H2O
(2х + 48) г ? моль (2х + 288) г/ моль n (X) = m (X) ? M (X)
n (Me2O3 ) = n (Me2(SO4)3)
9,6 ? 2х + 48 = 24 ? 2х + 288; х = 56 (Fe –железо)
Ответ на вопрос 2:
4 Р + 5О2 = 2 Р2О5
2 Сa + O 2 = 2 CaO
3 СaO + P2 O5 = Ca3 (PO4)2
Ответ на вопрос 3:
Уравнения протекающих реакций:
BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O (1)
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O (2)
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3)
По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.
По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:
n(BaCl2) = n(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 моль
По уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:
n(BaCO3) = n(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]
m(BaCO3) = 0,2 ? 197 = 39,4 г
Определим массовые доли карбонатов в смеси:
w( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8%
w(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2%
Ответ: w(BaCO3) = 78,8% w(Na2CO3) = 21,2%
Ответ на вопрос 4:
Уравнение реакции
Zn + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2Ag
Формула для расчета
w(Zn(NO3)2) = m(Zn(NO3)2/(mр-ра + m(Zn) – m(Ag))
Пусть растворилось х моль Zn, тогда:
m(Zn) = 65х г
по уравнению реакции
v(Ag) = 2x, m(Ag) = 2 .108x = 216x г
по уравнению материального баланса
m0(Zn) – m(Zn) + m(Ag) = m1(Zn + Ag)
25 – 65x + 216x = 26,51 x = 0,01 моль Zn
По уравнению реакции – образуется 0,01 моль Zn(NO3)2,
m(Zn(NO3)2) = 0,01 . 189 = 1,89 г.
w(Zn(NO3)2) = 1,89/(100 + 0,01 . 65 – 216 . 0,01) = 0,0192, или 1,92 %.
Ответ на вопрос 5:
Студенистое голубое вещество А – Cu(OH)2
бесцветное вещество Б – HNO3
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
t0 t0ttВВ В Cu(NO3)2 раствор этого вещества имеет голубую окраску. При прокаливании
криста кристаллов этой соли образуются 3 вещества:
t0
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
CuO (в CuO (вещество Е черного цвета)
NO2 (г NO2 (газ Г бурого цвета)
O2 (бес O2 (бесцветный газ Д, в котором вспыхивает тлеющая лучинка)
Вещест Вещество Е реагирует с веществом Б с образованием вещества В
CuO + CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Тестовые задания
11 класс
1. Укажите соединения с ковалентной полярной и ионной связью.
А) хлор и фторид лития
Б) вода и хлорид магния
В) оксид серы и вода
Г) литий и оксид калия
2. Для какого вещества характерна водородная связь?
А) этана
Б) этанола
В) диметилового эфира
Г) метилацетата
3. Как проявляется кислотный характер в ряду соединений
SiО2, Р2О5, SО3, С12О7?
А) усиливается
Б) ослабевает
В) не изменяется
Г) сначала ослабевает, а затем усиливается
4. Укажите тип реакции: синтез аммиака из азота и водорода.
А) обмена
Б) замещения
В) соединения
Г) изомеризации
5. Между растворами каких веществ протекает реакция ионного обмена с выпадением
осадка?
А) гидроксид натрия и хлорид бария
Б) сульфат хрома (III) и гидроксид калия
В) нитрат кальция и бромид натрия
Г) хлорид аммония и нитрат алюминия
6. Укажите соединения с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью.
А) вода и сероводород
Б) бромид калия и азот
В) аммиак и водород
Г) кислород и метан
7. В какой молекуле наиболее прочная химическая связь?
А) фтора
Б) хлора
В) кислорода
Г) азота
8. Как проявляется кислотный характер в ряду соединений
Н2О, H2S, H2Se, Н2Те?
А) усиливается
Б) ослабевает
В) не изменяется
Г) сначала усиливается, а затем ослабевает
9. Укажите тип реакции: КОН + CuSO4 →
А) соединения
Б) обмена
В) полимеризации
Г) разложения
10. Между растворами каких веществ протекает реакция ионного обмена с выделением
газа?
А) гидроксид бария и сульфат цинка
Б) сульфид натрия и серная кислота
В) нитрат серебра и хлорид натрия
Г) гидроксид натрия и серная кислота
Открытые вопросы
Ответы на тесты11 класс
Тестовое задание
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Ответ
Б Б
А
В
Б
Тестовое задание
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Ответ
В Г
А
Б
Б
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
2,2 – диметилгексин – 3
5,5 – диметилгексин – 1
5,5 – диметилгексин – 2
5,5 – диметилгексин – 1,3
5,5 – диметилгексин – 2,3
5,5 – диметилгексин – 1,2
Ответ на вопрос 2:
Качественная реакция на ионы аммония – выделение газа с характерным запахом при
нагревании со щёлочью.
Составление уравнения реакции (NH4)2S+2KON→K2S+2NH3↑+2H2O
Качественная реакция на ион S2- – выделение чёрного осадка PbS при реакции Pb(NO3)2
в данном случае не возможно, т.к. в присутствии Na2SO4 образуется большое количество
другого осадка – белого PbSO4
Для доказательства S2- ионов необходимо использовать реакцию с выделением сильно
пахнущего газа при действии на сульфиды сильных кислот
Составление уравнения реакции
(NH4)2S+2HCl→H2S↑+2NH4Cl
Ответ на вопрос 3:
С6Н6 + 3Cl2 → C6Н6Сl6
m(C6H6) = 78 г т.к. m(Cl2) = m(C6H6), то m(Cl2) = 78 г
n(Cl2) = 78 г/71г/моль = 1,1моль Требуется 3 моль Cl2, а взяли 1,1 моль следовательно Сl2
в недостатке.
n(C6H6Cl6) = 1,1/3 = 0,37 моль
m(C6H6Cl6) = 0,37х291 = 107,67 г.
Ответ на вопрос 4:
В сторону прямой реакции (вправо)
Ответ на вопрос 5:
Изменится, т. к. раствор станет нейтральным.
10 класс
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
А) СН3С1
Б) СН2С12
В) СНС13
Г) СС14
2. Трехэлементное вещество — это …
А) С2Н5ОН
Б) С2Н6
В) СН3N02
Г) СН2(NН2)-СООН
3. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
C3H8+O2 ? CO2 + H2O
А)10
Б)11
В)12
Г)13
4. Количество вещества (моль), содержащееся в 2,97 г С2Н4С12
А) 0,5
Б) 0,3
В) 0,03
Г)0,15
5. Реакция, в результате которой растворяется осадок
А) Кальций + Вг2
Б) К2С03 + Н2S04
В) Сu(ОН)2 + НNО3
Г) С2Н4 + КМn04 + Н20
6. В соединении С2Н5Э массовая доля элемента 55,04%. Неизвестный
элемент — это …
А) фосфор
Б) хлор
В) азот
Г) бром
7. Молярная масса газа массой 1,26 г, занимающего объем 0,672 л (н.у.),
равна
А) 44
Б) 28
В) 32
Г) 42
8. Какой объем газа выделится при растворении в избытке соляной кислоты 14 г железа:
А) 11,2 л
Б) 8,4 л
В) 5,6 л
Г) 2,24 л
9. Определите валентный угол у второго атома углерода в молекуле Н2С=С=СН-СН3
А) 1800
Б) 1090
В) 900
Г) 1200
10. Массовая доля водорода наименьшая:
А) в этане
Б) в пропане
В) в бутане
Г) в метане
Открытые вопросы
Вопрос 1
При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).
Определите состав смеси углеводородов в массовых долях.
Вопрос 2
Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций
KMnO4 + H2O2 + H2SO4 ® K2SO4 + MnSO4 + H2O + O2.
Вопрос 3
Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно
расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам
номенклатурные названия.
Вопрос 4
Алкан имеет плотность паров по гелию 18. Составьте структурную формулу и назовите
алкан, если известно, что при хлорировании на свету он дает только одно
монохлорпроизводное.
Вопрос 5
Сколько граммов кристаллогидрата Na2SO4·10H2O необходимо добавить к 100 мл 8%-
ного раствора сульфата натрия плотностью 1,07 г\мл чтобы удвоить массовую долю
вещества в растворе?
Ответы на тесты10-11класс
Тестовое задание
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Ответ
Г А
Г
В
В
Тестовое задание
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Ответ
Б Г
В
А
Г
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
Количество реагентов: углекислого газа 10: 22,4 = 0,466 (моль); щелочи 30 : 40 = 0,75
(моль)
Ответ на вопрос 2:
Питьевую соду (гидрокарбонат натрия) можно получить так: NaOH + CO2 = NaHCO3.
Ответ на вопрос 3:
0,446 моль СО2, реагируют с 0,446 моль щелочи, т.е. CO2 у нас недостаток, ведем расчет
по нему: m(NaHCO3) = 0,446∙Mr(NaHCO3) = 37,5 (г).
Ответ на вопрос 4:
Найдена молярная (молекулярная) масса М = 18·4г/моль= 72 г/моль
Определена молекулярная формула 12n + 2n + 2 = 72 ; n = 5
C5H12
Выбран изомер, имеющий только одно монохлорпроизводное — изопентан
СН3-С(СН3)2-СН3
Ответ на вопрос 5:
Найдена массовая доля соли в кристаллогидрате W= 0,44
Рассчитана масса соли в растворе m = 8,56
Составлено уравнение и найдена масса кристаллогидрата (х – масса кристаллогидрата)
0,44х + 8,56 = (107 + х)·0,16
х = 30,57