"Педагогические методы обучения в хореографии при изучении предмета классический танец."
Автор: Балицкая Наталья Николаевна Должность: преподаватель хореографических дисциплин, руководитель хореографического коллектива Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. А.А. Алябьева" г. Тобольска Населённый пункт: Тобольск Наименование материала: статья Тема: "Педагогические методы обучения в хореографии при изучении предмета классический танец." Раздел: дополнительное образование
Аннотация:
Проблема
выбора
эффективных
методов
обучения
-
является
актуальной
темой
сегодня.
Классификация
методов
неоднократно
и
достаточно
обоснованно
подвергалась
критике
в
педагогической
и
психологической
литературе
(Коротков
В.М.,
Кузнецов
Э.С.,
Левина
М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П.,
Радугин А.А., Харламов И.Ф.).
Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная
теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в
творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С.,
Левина М.М., Лихачев Б.Т.).
Прежде всего, следует найти метод преподавания, создавая который
необходимо
опираться
не
только
на
свой
опыт,
чувство
стиля,
теоретические знания, но и учитывать, что требует жизнь от искусства
танца. Одним из основных путей решения этой проблемы является
направленность
образования
на
гуманизацию,
которая,
обогащая
педагогический
процесс,
содействует
интеграции
у ч е б но -
познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова:
Метод, педагогические методы обучения.
Основные понятия, методы обучения.
Каждая
наука,
рассматривая
свой
предмет,
имеет
соответствующий
метод его исследования. При этом отдается преимущество тому или
иному методу и/или их комбинации.
Для начала дадим определение «метода».
Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации)
цели и задач обучения.
Метод (от греческого - путь исследования, способ изложения):
1)Способ познания, исследования явлений природы и общественной
жизни.
2)Прием или система приемов трудовой деятельности.
3)Способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема
классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки
зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на
методы
работы
учителя
(рассказ,
объяснение,
беседа)
и
методы
работы
учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику
получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово);
б)
наглядные
методы
(источником
знаний
являются
наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия);
в)
практические
методы
(учащиеся
получают
знания
и
вырабатывают
умения, выполняя практические действия).
Итак, подведем итог, метод - это способ подхода к действительности,
способ изучения, исследования, познания.
Педагогические методы обучения в хореографии.
Рассказ и беседа .
Главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу
заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений,
предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому
танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.
Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение
к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что
особенно важно обращать внимание том или ином упражнении.
Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о
танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности
движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь
классикой (реагировать на замечания, сделанные другому ученику,
запоминать замечания и т. п.)
Использование терминологии.
Балет зародился во Франции, поэтому все названия движений на французком
языке. В связи с этим используется французская терминология, принятая
для классического танца. На уроке необходимо проговаривать правильное
название
движений
и
перевод
на
русском
языке
для,
того
чтобы
дети
понимали о чем речь.
Для занятий хореографией и в частности классическим танцем необходимо
развивать память. Известно, что память человека можно подразделить на
слуховую, зрительную и моторную.
Слуховая память фиксирует в сознании
все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей.
Зрительная
память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и
показывают
учителя.
Моторная
память фиксирует
в
сознании
все
исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на
репетициях и на спектаклях.
Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое.
Они позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в
создании образа. Если одно из свойств памяти «не работает» четко
(например, моторная), может пострадать форма движения, следовательно, и
его содержание.
В книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Н.И.
Тарасова говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее
эффективное воздействие на память учащегося.
Метод объяснения.
Слуховая
память
воспитывается
при
помощи
слова
и
музыки.
Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно.
Расплывчатые, многословные замечания малодейственны. Речь учителя
должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И.
Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа,
если
оно
логично
и
обращено
к
искусству
танца,
к
его
сути
и
содержанию,
к
музыке,
к
ее
образности,
эмоциональности
и
интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».
Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников
с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в
какой
последовательности
выполняется
экзерсис;
в
чем
цель
такой
последовательности и т. д.
Метод показа.
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи
наглядности.
К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений,
следует отнести именно показ, который можно подразделить на два
подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ
комбинированных
заданий.
Выбор
метода
зависит
не
только
от
поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных
особенностей учеников.
Основные методы обучения классическому танцу - это наглядный
показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях
развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии
наглядность
вызывает
ассоциативный
ряд.
Кроме
того,
является
основным педагогическим приёмом. Психофизический аппарат разный,
поэтому важно мышечное ощущение в постановке корпуса, в позах, в
прыжках.
Активность
и
сознательность
поддерживается
путём
организации
такого
урока,
который
побуждает
к
самостоятельному
анализу
движений,
комбинаций,
что
в
свою
очередь,
развивает
умственные и физические способности.
Наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской
памяти
и
культуры
поведения
ученика.
Кроме
того,
смысл
показа
состоит
в
том,
чтобы
всесторонне
раскрыть
и
совершенствовать
индивидуальные и творческие возможности учащихся, а не создавать
своих подражателей. Исполнитель в этом случае должен отойти
на
второй план и уступить место педагогу.
О показе, как основном методе обучения классическому танцу говорит
и
профессор
А.Я.
Ваганова
в
своей
книге
«Основы
классического
танца».
Также
уделяет
особое
внимание
совмещению
показа
и
пояснения,
особенно
когда
отрабатываются
новые
элементы.
Таким
образом,
зрительное
и
слуховое
восприятие
учащихся
будет
способствовать
лучшей
работе
внимания,
лучшему
пониманию
всех
деталей задания, особенно в младших классах.
Методы
направленного
прочувствования
двигательного
действия
(или метод упражнения).
Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и
слухового
восприятия
должно
быть
и
ощущение
движения.
Направляющая
помощь
преподавателя
при
выполнении
движения,
например
ощущение
работы
мышц
при
выполнении
какого
либо
движения;
выполнение
упражнений
в
замедленном
темпе;
фиксация
положений
тела
и
его
частей
в
отдельные
моменты
двигательного
действия.
Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на
основе точной исполнительской техники. Моторная память закрепляется
трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении
всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у будущего
танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости,
мягкости, простоты и свободы движения.
Очень важно также совмещение с объяснением работы мышц (группы
мышц) для осознанной работы учеников.
Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить,
что показ как эффективный метод обучения оправдывает себя в том
случае, если использовать его в сочетании с указаниями и замечаниями;
а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Показ не должен заменять собой все те указания и замечания, которые
педагог может сделать значительно короче, содержательнее и образнее в
устной форме.
Специальных
методов
обучения
классическому
танцу
нет.
Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим
дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление.
Методы
преобразуются
в
зависимости
от
предъявляемых
к
ним
требований.
Эффективность
процесса
обучения
зависит
от
того,
насколько
правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).