"Современные технологиии грамотной стороны речи детей дошкольного возраста"
Автор: Блажевич Елена Венидиктовна Должность: педагог Учебное заведение: МБДОУ ДС № 383 Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Современные технологиии грамотной стороны речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста.
Подготовка
детей
к
обучению
грамоте
занимает
особое
место
в
развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и
произвольности устной речи.
Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в
условиях ДОО.
В каком возрасте и в каком объеме ему это доступно? Как лучше
осуществить решение этих задач?
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
содержание
программы дошкольной образовательной организации должно обеспечить
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности.
Задача подготовки
к обучению грамоте в ДОО стоит как
одна из
предпосылок в рамках речевого развития.
Содержание работы:
Ознакомление
детей
со
словом,
вычленение
слова
как
самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
Ознакомление с предложением и его словесным составом.
Деление
предложений
на
слова
о
составление
из
слов
предложений.
Членение слов на части (слоги) и составление слов из слогов.
Ознакомление
со
звуковым
строением
слова,
формирование
навыка звукового анализа и синтеза слов: определение количества
и последовательности звуков в слове, составление слов на
1
определенный
звук,
понимание
смыслоразличительной
роли
фонемы.
Воспитатель
должен
соблюдать
единые
со
школой
условные
обозначения при работе со звуками (гласные звуки - красного
цвета,
твердые
согласные
-
синего
цвета,
мягкие
согласные-
зеленого цвета).
Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после знакомства со
звуками. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в черном цвете.
Далее
проводится
работа
по
закреплению
образа
буквы
(буквы
разного
шрифта
и
величины,
их
можно
раскрасить,
заштриховать,
вылепить,
сконструировать).
Понятие предложение дается через зрительной образ - схемы (длинные
полоски бумаги - предложение, короткие полоски-слова).
Этапы обучению грамоты.
1.этап - добуквенный (работа со звуками, слогами, предложениями).
2. этап - гласные звуки и буквы (6 звуков: а, о, у, ы, э, и).
3.этап - согласные звуки + 4 гласных буквы (я, ю, е ,ё).
Раздел
«Развиваем
речь
детей»
раскрывает
центральные
задачи
речевого
развития
ребенка
для
каждого
возрастного
этапа.
Подраздел
«Подготовка
к
обучению
грамоте»
впервые
встречается
в
среднем
дошкольном
возрасте,
однако
элементарные
подготовительные
задачи
интересующей нас проблемы мы видим в подразделе «Звуковая культура
речи» и в более младшем возрасте. В среднем дошкольном возрасте ставятся
задачи:
знать
термины
«слово»,
«звук»,
правильно
их
понимать
и
использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут
быть длинными и короткими. Учиться сравнивать слова по протяженности.
Учиться
звуковому
анализу
слов:
самостоятельно
произносить
слова,
интонационно подчеркивая в них нужные звуки; различать на слух гласные и
2
согласные звуки, твердые и мягкие согласные; определять место звука в
слове; самостоятельно выделять слова с заданным звуком. Со 2-ой половины
года учиться анализу односложных трех - звуковых слов по схеме и модели,
составлять
предложения
по
схеме
и
модели,
составлять
предложения
по
«живой модели».
В старшем дошкольном возрасте в подразделе «Подготовка к обучению
грамоте» видим усложнение задач: закреплять и совершенствовать умение
делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится
основой
для
ознакомления
детей
с
буквами
и
обучения
чтению).
Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: Схему
звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.
Учиться анализировать 4х, 5-тизвуковые слова разного состава. Знакомиться
с
ударением:
выделять
ударный
слог
и
ударный
гласный
звук
в
слове.
Понимать
и
использовать
в
речи
термин
«предложение»,
составлять
предложение
из
3-4
слов,
делить
предложение
на
слова,
называя
их
по
порядку.
В
методическом
пособии
Т.М.Бондаренко
комплексные
занятия
в
старшей группе «детского сада» (составлено в соответствии с требованиями
и
рекомендациями
программы
«Детство»)
занятия
по
обучению
грамоте
построены
на
основе
программы
Д.Г.Шумалевой
«Как
хорошо
уметь
читать!», обогащены развивающими играми В.Воскобовича «Складушки»,
«Тысячислов»,
«Читайка»,
«Конструктор
букв».
Занятия
по
обучению
грамоте объединены с лепкой. Детей знакомят с буквами, учат читать; однако,
в характеристике уровней освоения программы по подготовке к обучению
грамоте умение читать не упоминается.
Следует
отметить,
что
в
методике
обучения
детей
грамоте
некоторые
традиционные
принципы
начинают
трактоваться
по-другому.
Например,
хорошо
известен
принцип
научности,
несмотря
на
возраст
детей,
им
сообщают элементарные, но важные сведения о единицах языковой системы.
Следовательно, такие объяснения воспитателя, как «Звук [о] гласный, потому
что
его
можно
петь,
тянуть»
являются
ошибочными
с
точки
зрения
3
современной фонетической науки и свидетельствует о грубом нарушении
указанного дидактического принципа.
Ошибочными являются методические приемы деления слов на слоги, во
время
которых
дети
хлопают
в
ладоши,
откладывают
счетные
палочки,
движениями
руки
показывают
выделенные
слоги
и
др.
Вместо
них
на
занятиях должны вводиться такие методические приемы, как подкладывание
руки
под
подбородок,
расположение
ладони
руки
перед
ртом
поскольку
именно они являются такими, которые базируются на учете существенных
признаков слога как языковой единицы.
Значение
методики
Д.Б.
Эльконина
для
современных
технологий.
В основе современных технологий лежит метод Д.Б. Эльконина, он считал,
что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками
человеческой
речи.
В
основу
метода
была
положена
теория
поэтапного
формирования
умственной
деятельности
предложенной
Гальпериным
(умственные
действия
должны
начинаться
с
этапа
материального).
Была
найдена
материализованная
исходная
форма
звукового
анализа
слова.
Ребенок получал карточку с изображением предмета, под карточкой – схема
звукового состава (по числу звуков). Кроме карточек ребенок получал фишки.
С
помощью
взрослого
на
основе
проговаривания
ребенок
постепенно
выделял звуки, обозначая их фишками. Сначала детям давались одноцветные
фишки,
затем
после
понятия
согласных
и
гласных
звуков
–
фишками
красного и синего цветов.. При формировании представлений о твердых и
мягких согласных показывалась их разница и включались фишки зеленого
цвета.
В
последующем
схема
убиралась,
оставалась
только
картинка
и
фишки, шел звуковой анализ слова вслух, далее в уме (без карточки). За 12
занятий дети осваивали умение анализировать звуковой состав слова без
карточки и без схемы. Затем фишки заменялись буквами.
Таким
образом,
методика Д.Б. Эльконина отличается от обычной системы обучения тем, что:
1)
Дети,
обучающиеся
по
методу
Эльконина,
не
только
овладевают
навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что
облегчает
последующее
усвоение
грамматики
и
орфографию
у
детей
4
воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и
поэтому
дети
избавлены
от
ошибок
первоклассников
(пропуск
букв,
перестановка букв);
2)
На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;
3)
Обучения по методике Эльконина позволяет всем учащимся с равным
успехом
переходить
с
одной
ступени
на
другую,
не
застревая
на
этапе
слогового
чтения.
Т.е.
по
системе
Эльконина
дети
быстрее
постигают
принцип слияния букв.
4)
У детей формируется интерес к языку и его законам.
Способы
мотивации
детей
к
положительному
обучению
грамоте и познавательно-речевой деятельности.
В норме в старшем дошкольном возрасте
у детей должен произойти
плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т.е.
от
игровой к учебной.
Поэтому образовательная работа строится на использовании ведущих
мотивов
общения
детей
(игровых,
личностных,
деловых),
основными
приёмами можно назвать следующие:
игровые приёмы
создание проблемных ситуаций;
смена партнёров по общению;
принятие ребёнком на себя роли «педагога», который обучает детей
правильно и чётко проговаривать определённый звук, или обучает правилам
новой игры и является ведущим этой игры.
В
системе
работы
по
развитию
познавательно-речевой
деятельности
обучению детей грамоте, следует придерживаться следующих условий:
1.
Организация
познавательной
деятельности,
при
которой
ребёнок
вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний,
решает задачи проблемного характера.
5
2.
Интеллектуальная
и
практическая
деятельность
на
занятии
должна
быть разнообразной.
3.
Следует
стимулировать
поисковую
деятельность
детей,
создавая
атмосферу напряжённой работы.
4.
Содержание
заданий
должно
быть
трудным,
но
посильным,
ориентированным на «зону ближайшего развития
5.
Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом
ребёнка, тем более он интересен для него.
6.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
7.
Эмоциональность
педагога,
его
умение
поддержать
и
направить
интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность
детей.
Для активизации познавательной деятельности у детей на
занятиях
по
обучению
грамоте,
применяются
следующие
способы повышения интереса:
Использование
героев, таких как Том и Тим (букварь Эльконина),
Слышь и Буковка, которые присутствуют на каждом занятии по обучению
грамоте (идея взята из книги И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в
игровой форме»):
а) задания от лица героев Слыша и Буковки;
б)
чтение
детям
историй
о
персонажах,
в
которой
они
знакомятся
сначала со звуком, потом с буквой (истории представлены в той же книге,
либо сочиняются учителем-логопедом по аналогии);
в)
проблемная
ситуация,
решая
которую
дети
самостоятельно
догадываются с каким звуком и буквой, мы будем играть.
Включение персонажей всем известных сказок и мультфильмов,в том
числе героев современных мультфильмов «Маша и Медведь», «Лунтик»,
6
«Смешарики». Разработка тематических сюжетных занятий по мотивам этих
мультфильмов.
Использование элементов театрализации – куклы на ладошку, которые
«приходят» к детям со своей проблемой, задачей, загадкой.
Использование
игровой
мотивации.
Для
каждого
занятия
нужно
продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию,
создать состояние увлечённости, умственного
напряжения и направления
усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Для формирования навыков элементарного анализа и синтеза у детей
необходимы множественные повторения одних и тех же действий, конечно,
здесь главным средством мотивации является игра - игра дидактическая. Для
того, чтобы детям не надоело в неё играть, одна и та же игра «одевается в
разные визуальные одежды».
Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках
системного подхода, в соответствии с лексической темой, над которой на
данной
неделе
работают
в
группе.
Например,
тема
«Осень».
Примерное
место звука в слове определяется с помощью раздаточного материала в виде
осенних
листочков.
Тема
«Птицы»
-
в
гости
прилетает
дятел,
тема
«Транспорт» – приезжает автобус.
Использование
нетрадиционных
материалов:
печатание
букв
на
манной крупе, выкладывание букв из фасоли и т.д.
Использование различных видов обобщающих занятий: путешествия
по карте, по любимым сказкам и мультфильмам, по городу, поход в цирк,
приглашение в гости, занятие-сказка, популярная телевизионная игра и т.д.
Смена
различных
видов
деятельности
на
занятии
(двигательной,
продуктивной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
музыкально-
художественной, чтения) и совместная деятельность ребенка с педагогом в
вне занятия.
Переключение на другой тип восприятия информации (зрительный,
слуховой, тактильный).
7
Применение современных ИКТ (презентаций, видеороликов, слайд-
шоу, различных обучающих и развивающих игр).
«Программа достижений», придающая обучению осмысленность и
целенаправленность.
Если
ребёнок
активно
отвечал,
не
отвлекался,
он
получает маленькую звёздочку, за 10 маленьких звёздочек – одну большую,
за 10 больших – наклейку, которую можно унести домой. Если ребёнок не
внимателен,
сам
не
может
сосредоточиться
и
мешает
другим
–
может
лишиться звёздочки.
Предвосхищающая положительная оценка умений ребёнка (словесная,
улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к
руке ребёнка).
Стимулирующее воздействие на положительную динамику обучения
грамоте
оказывает
полнота
наполнения
развивающей
предметно-
пространственной среды для обеспечения совместной и самостоятельной
деятельности детей.
Современные подходы к освоению грамоты в детском саду.
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в
разных возрастных группах.
Младшая группа.
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в младшей
группе заключается в развитии звуковой культуры речи. Развитие звуковой
культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного
языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и
фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать
достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные
интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы,
ударения, темп, ритм и тембр речи).
На данном возрастном этапе большое внимание педагога должно быть
направлено на развитие у ребёнка слухового восприятия (это умение
8
различать различные звуки окружающей действительности по их основным
характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу). Развитие
слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования
звукопроизношения. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию
ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки,
различать громкость и скорость их произнесения. Поэтому необходимо
научить его слушать и слышать речь окружающих. Для этого предлагаются
игры: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей
голосок?», «Что звучит?» и т. д.
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук
– долбит дятел старый сук,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
– раздаётся громкий звук..
Тук-тук-тук…»
Работе по формированию звукопроизношения должно быть уделено самое
серьёзное внимание. В течение года постепенно отрабатывается
произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих: Ш,
Ж, Ч, Щ и звуков Л, Р, РЬ. Обучение звукопроизношению начинается с
гласных звуков: А, У, О, И, и простых по артикуляции согласных: М, Н, П, Б,
В, Ф, Т, Д, несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут
правильно их произносить.
Средняя группа.
В средней группе необходимо переключить внимание детей на
звуковую сторону слова. Если спросить ребенка какое слово меньше слон или
мышонок, они ответят мышонок, так как ориентируются на образ слова,
звуковая оболочка для них незначима. (Прохлопать + знаковое обозначение).
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми
грамотой.
Сначала детей знакомят со звучащим словом, дети узнают, что слово может
звучать громко и тихо, похоже и различно, знакомятся со слоговым делением
слов.
Далее дети упражняются в выделении некоторых звуков голосом.
9
Значение терминов слово, слог и звук раскрывается для детей в различных
упражнениях и дидактических играх, без прямого объяснения.
Чтобы сделать занятие более привлекательным, облегчить формирование
достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения,
звуки, слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в
окружающей жизни. Они называются «песенками». «Р»– песенка большого
мотора, «СЬ» - маленького насоса, «Ж» - песенка жука, «Ш» - песенка ветра.
Детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть»
песенку большого мотора (р-рак,тор-рт, шар-р), или песенку ветра (ш-шуба,
кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает задание.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких
согласных звуков. В основу обучения положен принцип сопоставления
звуков. В играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то
твердый, то мягкий согласный звук. Например, игра «Насос», воспитатель
предлагает детям надуть мяч сначала большим насосом – с-с-с, а затем
маленьким сь-сь-сь. Игра «Петрушки с колокольчиками», сначала звенят
большие колокольчики з-з-з, а затем маленькие зь-зь-зь.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, дается
задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный
ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением
первого звука и звук изолированно: ромашка – р-р-ромашка – «р», василек –
в-василек- «в», лилия – л-лилия-«л».
Дети учатся составлять предложения с использованием «живой
модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или
различных персонажей. В процессе целенаправленного обучения у
дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они
овладевают знаниями необходимыми для проведения звукового анализа слов
и всего дальнейшего обучения грамоте.
Старшая группа.
10
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов
различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и
мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о
словесном ударении. Обучение грамоте в старшей группе приобретает
самостоятельное значение — занятия проводятся один раз в неделю. Они
посвящены основной задаче — обучению детей умению проводить звуковой
анализ слова, т. е. устанавливать последовательность звуков в словах
различной звуковой структуры.
Дети учатся анализировать звуковой состав слов, сравнивать их по
количеству звуков, а звуки — по их качественной характеристике (гласные —
ударные и безударные, согласные — твердые и мягкие).
При обучении звуковому анализу используется способ интонационного
выделения звуков в слове, который дети уже освоили на занятиях по
развитию речи. Для проведения звукового анализа нужна картинка-схема
звукового состава слова. Она состоит из последовательного ряда клеток,
соответствующего количеству звуков; на ней изображен предмет, название
которого предлагается для звукового анализа. Картинка помогает ребенку не
забыть, какое слово он разбирает, а схема — определить количество звуков в
нем. Дети проговаривают слово вслух, интонационно выделяя
последовательно все звуки слова, определяют их и обозначают фишками
нейтрально, цвета (серого). При проведении звукового анализа дети
называют звуки в соответствии с их звучанием в слове.
Звуковой анализ формируется на специально подобранном словесном
материале. Сначала дети разбирают трехзвуковые слова: мак, дом, дым, лук,
кит, лес.
Затем вводится новая задача — знакомство с гласными звуками, которые
легко произносятся, не встречая во рту никаких преград. С этого момента
гласные звуки обозначаются красными фишками.
Усложнение задач по звуковому анализу происходит на материале четырех
звуковых слов: луна, лиса, утки, сани, аист, лист, слон, юла, паук, клей и др.
11
Вслед за введением гласных звуков, дается различение согласных на твердые
и мягкие. Дети узнают, что при произнесении согласных звуков мешают
преграды — либо губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого
положения детям предлагают произнести несколько согласных звуков (л, р, т,
в, с и др.) и сравнить их с гласными звуками (а, о, у, ы, и, э), которые легко
произносятся. Характеристика согласного звука наиболее ярко проявляется
при сравнении пары звуков (б-бь, в-вь, с-сь, р-рь и т. д.), поэтому в основу
формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип
сопоставления звуковых пар.
Например, анализируются слова луна и лиса.
Дети называют первые звуки в словах: луна — л, лиса — ль. Далее детям
объясняют, что звуки звучат по-разному: звук «л» называется твердым
согласным, а звук «ль» — мягким. Твердые согласные обозначаются синими
фишками, а мягкие — зелеными. На материале четырех - пятизвуковых слов
(шуба, кино, бусы, игла, мишка, мышка, замок, лейка, речка, елка, вишня)
закрепляются умения проводить звуковой анализ и различать звуки по их
качественной характеристике.
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу
по проведению звукового анализа. Ударный гласный звук подчеркивается
голосом — громко и длительно произносится на фоне слитного
проговаривания всего слова. Дети составляют слова из фишек, обозначая
гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Для обозначения ударного
гласного звука используется фишка черного цвета.
В обучении дошкольников началам грамоты значительное место занимают
игры. С их помощью создается ориентировка в звуковой структуре слова,
закрепляется умение интонационно выделять звук в слове, активизируется
словарь, совершенствуется и развивается звуковая культура речи. Игры
включаются в каждое занятие. Важно, чтобы игры проводились не только
методически правильно, но и сохраняли свойственный им развлекательный и
эмоциональный характер.
12
Подготовительная группа
В подготовительной группе решаются следующие задачи: учатся
анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми
буквами
русского
алфавита,
усваивается
некоторые
правила
орфоэпии,
выкладываются слова, и предложения. В подготовительной к школе группе
детей постепенно подводят к осознанию того, что речь состоит из слов.
Целесообразны
следующие
упражнения:
«Скажи
любое
слово»,
«Назови
слово, которое обозначает предмет (действие, цвет, размер, направление)»
Ознакомление с предложением и словом предполагает практическое усвоение
значения терминов «предложение», «слово». Работа над предложением
начинается с восприятия одного из них. Воспитатель объясняет, что
предложением выражается законченная мысль; учит на слух определять
количество предложений в рассказе.
Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов),
называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в
предложении, составлять новые предложения.
В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах,
предлагается составлять предложения с использованием «живой модели»,
когда дети сами обозначают слова предложения. Это помогает наглядно
показать, из чего состоит предложение.
При составлении предложений из 2-4 слов используются сюжетные и
предметные картинки. Со временем дети начинают выделять предлоги. В
работе
предлагается
использование
игры
«живые
слова»
(разработано
Г.Беляковой).
Во
2
полугодии
детей
учат
одновременно
с
развитием
умения
составлять
разные
предложения
детей,
учат
анализировать
их
состав.
Большое место занимает ознакомление со слоговым строением слова. Для
этого предлагается использовать игру « Закончи слова», «Добавь часть к
слогу…», «Предметы вокруг нас», «Кто быстрее украсит елку игрушками в
13
названии которых два - три слога», «Почтальон принес письмо». Детей учат
определять количество звуков в словах и их последовательность.
Звуковой анализ слов.
В подготовительной группе такой анализ является основой при
ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из
букв разрезной азбуки.
Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный
звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Вводятся
понятия «звонкий звук», «глухой звук».
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается
вычленение и обозначение словесного ударения, необходимо следить,
чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного
произнесения слова. Такая работа поможет показать детям, какую роль
играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с
одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве
случаев делает его бессмысленным: (за́
мок - замо́
к), (му́
ка - мука́
), (хло́
пок
- хлопо́
к), (бе́
лки - белки́
).
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является
знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после
твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а,
о, у, э, ы пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после
мягких согласных.
По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч»,
«щ», «й» - мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш»,
«ц» - твердые согласные, не имеют мягкой пары.
Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е – в начале слова или после гласного
звука обозначают два звука «йа», «йо», «йу», «йэ», при анализе слова дети
обозначают все звуки только фишками (так слово яма будет выглядеть так,
зеленой, красной, синей, красной убеждаясь при этом, что в заданном
слове четыре звука). После этого воспитатель предлагает послушать, как
14
произносятся два первых звука и «вводит» правило: если в слове рядом
слышится два звука «й» и «а», то пишется буква я. Им предлагается
некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их
буквами. Постепенно они перестанут нуждаться в этом, и сразу будут
выкладывать нужную букву.
Ознакомление с согласными буквами и буквами Ъ,Ь.
В течении года решается задача ознакомления детей со всеми согласными
буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу
слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой
новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука:
твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается
с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим.
В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель
предлагает детям выложить слово Нина. Гласные звуки уже знакомы детям,
они должны обозначить их соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» -
соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагают назвать
звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что
эти звуки обозначаются одной согласной буквой н .
Каждую введенную букву дети рассматривают и говорят, на что она похожа
(буква Г – на крючок, буква Д – на домик, буква С –на месяц и т.д.) Они
знакомятся как с маленькой, так и с заглавной буквой. Узнают правила, что
с заглавной (большой) буквы начинается слово, в том случае, если оно
обозначает первое слово в предложении, имя, фамилию, название города,
кличку животного. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то
дети находят в них сходство и различие. Этот прием используется с целью
лучшего запоминания детьми букв.
Для того, что бы дети усвоили, что одно буква может обозначать два звука
(твердый и мягкий согласный) им дается задание назвать несколько слов
сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой. Эта работа занимает
15
на занятии 1-2 мин.
Заключение.
Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.
Готовность
ребенка
к
школе
в
области
умственного
развития
включает
несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-ый класс,
необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и
свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других
сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний,
сколько
их
качество
–
степень
правильности,
четкости
и
обобщенности
сложившихся в дошкольном возрасте представлений.
Особое
место
в
психологической
готовности
к
школе
занимает
овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися
к
собственно
школьным
–
грамотой,
счетом,
решением
арифметических
задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной
подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала.
Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной
составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем,
значительная
часть
детей,
поступающий
в
первый
класс,
умеет
читать.
Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность
школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей
16
общих
представлений
о
звуковой
стороне
речи
и
ее
отличии
от
содержательной стороны.
Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они
построены,
насколько
они
правильно
сформулированы.
Занятия
по
подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе
и представлять аналитическую цепочку: речь
предложение
слово
слог
звук. При ином обучении возникают проблемы у детей в учебе, что
затрудняет работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.
17