"Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"
Автор: Влахно Валентина Анатольевна Должность: воспистатель Учебное заведение: МДОУ № 30 Населённый пункт: г. Раменское Наименование материала: Презентация Тема: "Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Предупреждение и разрешение
конфликтов в процессе педагогического
взаимодействия с родителями
воспитанников ДОУ
»
Влахно Валентина Анатольевна,
воспитатель
Цель:
Расширение теоретических и
практических знаний, умений и
навыков педагогов по
предупреждению и управлению
конфликтами, возникающих в
процессе педагогического
взаимодействия с родителями
воспитанников.
Задачи
•
Анализ понятия «конфликт».
•
Расширить представление о причинах и факторах
возникновения конфликтов.
•
Изучить динамику и функции конфликта.
•
Познакомить с методами предупреждения и
эффективного выхода из конфликтных ситуаций.
•
Способствовать развитию у педагогов навыка
конструктивного решения конфликта.
Конфликт (лат. conflictus) —
столкновение
противоположно
направленных целей,
интересов, позиций, мнений
или взглядов оппонентов или
субъектов взаимодействия.
Этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной
ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из
участников социального взаимодействия и
эмоциональное переживание им этого факта.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
4. Развитие открытого конфликта.
5. Разрешение конфликта.
Фазы конфликта
1. Начальная фаза
2. Фаза подъема
3. Пик конфликта
4. Фаза спада
Соотношение фаз и этапов конфликта
Фаза
конфликта
Этап конфликта
Возможности
разрешения
(в
%)
Начальная фаза
Возникновение и развитие
конфликтной ситуации. Осознание
конфликтной ситуации
92 %
Фаза подъема
Начало открытого конфликтного
взаимодействия
46 %
Пик
конфликта
Развитие открытого конфликта
< 5 %
Фаза спада
---------------------
> 20 %
Воспитатель — родитель
Более подробно остановимся на конфликте:
Причины:
•
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного
поведения ребенка в группе.
•
Различие в целях.
•
Недостаточная информированность сторон о событии ( родитель получил
информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия),
•
Некомпетентность одной из сторон.
•
Низкая культура поведения родителей и т.д.
•
Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка,
недостаточное внимание к ребенку.
Профилактика конфликта:
Конфликт является нормой общественной жизни. вместе с тем,
существует необходимость профилактики конфликтных ситуаций.
ВОСПИТАТЕЛЮ:
•
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и
группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане
взаимоотношений и педагогических воздействий.
•
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они
возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать
специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в
конфликтной ситуации.
•
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей.
Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с
положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
•
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с
родителями ( беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни
открытых дверей и многое другое).
Родителям:
•
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что
детский сад не заменит родительского воспитания.
•
2) Родители должны понимать, что поведение
ребенка, который попадает в детский сад,
кардинально меняется.
•
3) Родители также должны учиться доносить до
воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Существует также множество субъективных причин,
которые даже при очень хорошем воспитателе и
замечательном устройстве детского сада порождают
сложные отношения.
Общие рекомендации по решению конфликтной
ситуации
•
1.Признать существование конфликта
•
2. Определить возможность переговоров.
•
3. Согласовать процедуру переговоров.
•
4. Выявить круг вопросов, составляющих
предмет конфликта.
•
5. Разработать варианты решений.
В ы д е л я ю т
п я т ь
с п о с о б о в
в ы х о д а
и з
к о н ф л и к т н о й
с и т у а ц и и :
Соревнование (конкуренция)
Приспособление
Компромисс
Избегание ( уклонение)
Сотрудничество
Гипертрофированная родительская любовь
Функции конфликта
•
Отрицательные:
•
разрушает здоровье
•
вызывает стресс, психотравмы
•
разрушает межличностные отношения, семьи, личности
•
формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
Положительные
•
дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
•
найти новые пути решения;
•
учит формам общения, умению налаживать отношения;
•
оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает
волевую саморегуляцию;
•
развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие
решений.
Программа действий при разрешении
конфликта
Выделение
проблемы
конфликта.
Поиск
решений по
его
нейтрализац
ии.
Выработка
процедуры
разрешения
конфликта.
Реализация
плана
разрешения
конфликта.
Оценка
правильности
принятого
решения.
Существует формула мудрого
поведения в конфликте. (ОПРСТ):
О - открытость ума..
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.