Напоминание

Сценарий открытого мероприятия "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"


Автор: Кичун Людмила Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11им.К.А.Тренёва"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий открытого мероприятия "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"
Раздел: среднее образование





Назад





Методический материал

РОССИЯ- РОДИНА МОЯ

Цели:
сформировать у обучающихся чувство любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-патриотическому прошлому России; развивать кругозор обучающихся, логическое мышление в процессе синтеза, анализ и обобщения информации по предложенной теме.
Задачи:
1) систематизировать знания обучающихся по темам: «Основной закон России и права человека», «Мы — граждане России», «Славные символы России»; 2) развивать интерес к истории своей страны; 3) воспитывать патриотические чувства.
Продолжительность мероприятия: 40-60 минут.

Методы
: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, в паре, фронтальная.
Ожидаемые результаты
: мероприятия и уроки такого содержания направлены на достижение следующих личностных результатов: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование чувства ценности многонационального российского общества, гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1) Организационный момент.
У ч и т е л ь.
Здравствуйте, дети. Пожалуйста, проверьте ваше рабочее место. Садитесь удобно. Попрошу вас быть внимательными, работать дружно и быстро. 2) Повторение и обобщение знаний. Для того, чтобы проверить вашу эрудицию, я предлагаю провести интеллектуальный марафон «Россия — Родина моя!» На каждой парте лежит памятка. Давайте обсудим правила поведения во время марафона.
ПАМЯТКА.

1. Нельзя перебивать учителя.

2. Нельзя выкрикивать с места.

3. Нельзя громко обсуждать задания.

4. Нельзя критиковать другого человека
.
У ч и т е л ь.
Готовы ли вы выполнять такие правила? Тогда начнём работу. Итак, Россия — Родина моя! Что же такое Родина? Подберите к этому
слову синонимы. (Отчизна, Отечество…) Кто- нибудь из вас может рассказать, откуда произошло слово «Родина»? (Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода. В стародавние времена страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь — светлое место. Русских называют еще россами, а страну где они живут, - Россией).
У ч и т е л ь
. Внимательно прослушайте песню «С чего начинается родина» в исполнении замечательной современной певицы Валерии и приготовьтесь ответить на некоторые мои вопросы по содержанию. (Звучит песня). С чего начинается Родина для автора данного музыкального произведения? (С картинки в букваре, с надежных и верных товарищей…) А как вы понимаете слово «Родина»? (Моя семья, друзья…) Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит её, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. Название Россия идёт из глубины веков. А какое другое название нашей страны? (Российская Федерация). Вспомните, пожалуйста, что означает слово «федерация» в переводе с латинского языка? (Слово «федерация» в переводе с латинского языка означает «союз, объединение»). Говоря строкой из Гимна России, наше Отечество — это «братских народов союз вековой». На территории России живёт 160 народов. Это русские, башкиры, казахи, татары, калмыки и многие-многие другие. Как можно нас всех назвать? (Россияне, граждане России…). Как вы думаете, что значит быть гражданином ? (Гражданин — человек , который связан с каким — либо государством , признает его своим , пользуется его защитой , использует свои гражданские права , выполняет обязанности , соблюдает закон государства ) Как называется основной закон России ? (Конституция ) Законы , ребята , должны соблюдаться всеми гражданами . Но и государство защищает своих граждан .Я говорю про Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года . Поиграем .Какие права имеет только что родившийся ребенок , школьник ,взрослый ? Соотнесите карточки с картинками . Младенец. Право на жизнь . Право на гражданство . Право на медицинское обслуживание . Школьник Право на образование . Право на свободу мысли . Взрослый Право на выбор профессии .
Право на труд. Работа в парах .Выступление детей.
Учитель
. Уверена , многие из вас любят читать . Я буду задавать вам наводящие вопросы , а вы должны вспомнить ,в каком литературном произведении и о каком праве идет речь . 1 . Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то , что нарушено их право на неприкосновенность жилища ? ( Три поросенка из одноименной сказки , зайка из русской народной сказки “Лубяная избушка “) 2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства ? ( Лягушка — путешественница ) 3. Когда Буратино продал азбуку . Каким правом он не воспользовался ? (Право на бесплатное образование ) 4. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса , когда отняли у героя день- ги ? (Право на неприкосновенность имущества ) 5. Какое право нарушили полицейские , ворвавшиеся в каморку Папы Карло ? 6.В какой сказке “хлебобулочный “ герой несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь ? («Колобок») 7. Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым нарушая право на свободу и свободный труд ? (Карабас-Барабас из сказки А. П. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Учитель.
Но пользоваться правами , не имея никаких обязанностей , просто невозможно ! Важные обязанности граждан нашей страны — соблюдения Конституции и законов России , забота о сохранении природы , исторического и культурного наследия , защита Отечества. Давайте вспомним об истории государственных символов России. Какие символы России вы уже хорошо знаете ? (Герб, флаг, гимн) Демонстрация слайдов презентации.
Учитель
. Поработайте в паре. Опишите Государственный Герб России. (На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр — это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе — держава — это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России) Что напоминают нам орёл и его широко расставленные крылья ? (Солнце и его лучи) На груди орла помещён Герб Москвы — Святой Георгий Победоносец («ездец» - от слова «ездить»).Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей — символ зла. Он подвержен
героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. А как выглядит Государственный Флаг России ? Демонстрация слайдов презентации, изображения флагов России
У ч и т е л ь

.
Во все времена цвету придавали особый смысл. Что означают
цвета Российского флага? (Белый — мир, чистота совести; синий — небо, верность, правда; красный — огонь, отвага, любовь) А кто из вас знает, при каком императоре в России появился бело-сине- красный флаг (Бесикр)? (При Петре Первом в 1705 году.) Кстати, в 2015 году Российскому флагу исполнилось 310 лет. Третий символ государства — это гимн. Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях. Что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна? (Во время звучания гимна необходимо встать, мужчинам снять головные уборы). Звучит гимн.
У ч и т е л ь
. Каждое утро в России начинается с Государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 19 секунд. Перед вами текст гимна России. Его новые слова были написаны Сергеем Михалковым в 2000 году. Композитор, написавший музыку, - Александр Александров, 1938 г. А теперь снова поработайте в парах. Прочтите Гимн и найдите слова, которые отражают любовь к Родине — России, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее. Работа с текстом гимна. Ответы детей.
У

ч

и

т

е

л

ь

.
Наш интеллектуальный марафон подходит к концу. Итак, блицопрос .
Вопросы:
- Как называется основной закон России? - Как называется документ, защищающий права человека? - Какие государственные символы России вы знаете? - Что изображено на Государственном гербе России? - Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации? - Когда исполняется Государственный гимн России? Подведение итогов интеллектуального марафона. Рефлексия.
Литература.
1. Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинёв, 1985 г. 2. Ворожейкина Н. И., Виноградова Н. Ф. Наша Родина и современный мир. Ч. 1. - Смоленск, 1999 г. 3. Левицкая З. История Отечества для детей — М., 1996 г.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. д л я общеобразовательных учреждений. В 2. ч. Ч.2. - М. : Просвещение, 2013. 5. Разгон Л. Наши славные символы. - М., 1987; Салют, пионерия.. - М., 1985 г. 6. Студеникин М.Т., Добролюбова В. И. Методика преподавания истории в начальной школе: метод. Пособие для учителя. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.


В раздел образования