Сценарий открытого мероприятия "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"
Автор: Кичун Людмила Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11им.К.А.Тренёва" Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым Наименование материала: Методическая разработка Тема: Сценарий открытого мероприятия "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ" Раздел: среднее образование
Цели: сформировать у обучающихся чувство любви к Родине, гордости за свою страну,
уважительного отношения к славному военно-патриотическому прошлому России;
развивать кругозор обучающихся, логическое мышление в процессе синтеза, анализ
и обобщения информации по предложенной теме.
Задачи: 1) систематизировать знания обучающихся по темам: «Основной закон России и
права человека», «Мы — граждане России», «Славные символы России»;
2) развивать интерес к истории своей страны;
3) воспитывать патриотические чувства.
Продолжительность мероприятия: 40-60 минут.
Методы : частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный
диалог.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в
паре, фронтальная.
Ожидаемые результаты : мероприятия и уроки такого содержания направлены на
достижение следующих личностных результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование чувства ценности многонационального российского общества,
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1)
Организационный момент.
У ч и т е л ь. Здравствуйте, дети. Пожалуйста, проверьте ваше рабочее
место. Садитесь удобно. Попрошу вас быть внимательными, работать дружно
и быстро.
2) Повторение и обобщение знаний.
Для
того,
чтобы
проверить
вашу
эрудицию,
я
предлагаю
провести
интеллектуальный марафон «Россия — Родина моя!»
На каждой парте лежит памятка. Давайте обсудим правила поведения
во время марафона.
ПАМЯТКА.
1. Нельзя перебивать учителя.
2. Нельзя выкрикивать с места.
3. Нельзя громко обсуждать задания.
4. Нельзя критиковать другого человека
.
У ч и т е л ь.
Готовы ли вы выполнять такие правила? Тогда начнём работу.
Итак, Россия — Родина моя! Что же такое Родина? Подберите к этому
слову синонимы. (Отчизна, Отечество…)
Кто- нибудь из вас может рассказать, откуда произошло слово «Родина»?
(Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает
группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок
какого-либо
старинного
древнего
рода.
А
само
слово
«род»
обозначает
древнейшего
бога
славян
Рода.
В
стародавние
времена
страну
называли
Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова
«русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь —
светлое место. Русских называют еще россами, а страну где они живут, -
Россией).
У ч и т е л ь .
Внимательно прослушайте песню «С чего начинается родина» в
исполнении замечательной современной певицы Валерии и приготовьтесь
ответить на некоторые мои вопросы по содержанию. (Звучит песня).
С чего начинается Родина для автора данного музыкального произведения?
(С картинки в букваре, с надежных и верных товарищей…)
А как вы понимаете слово «Родина»? (Моя семья, друзья…)
Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит её, изучает,
ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении
веков
не
одно
поколение
людей
укрепляло
и
защищало
нашу
Родину,
развивало её хозяйство и культуру. Название Россия идёт из глубины веков. А
какое другое название нашей страны? (Российская Федерация).
Вспомните,
пожалуйста,
что
означает
слово
«федерация»
в
переводе
с
латинского
языка?
(Слово
«федерация»
в
переводе
с
латинского
языка
означает «союз, объединение»).
Говоря строкой из Гимна России, наше Отечество — это «братских
народов
союз
вековой».
На
территории
России
живёт
160
народов.
Это
русские, башкиры, казахи, татары, калмыки и многие-многие другие. Как
можно нас всех назвать? (Россияне, граждане России…).
Как
вы
думаете,
что
значит
быть
гражданином
?
(Гражданин
—
человек , который связан
с каким — либо государством , признает
его
своим , пользуется
его
защитой , использует свои
гражданские права ,
выполняет обязанности , соблюдает закон государства )
Как называется основной закон России ? (Конституция )
Законы , ребята , должны соблюдаться всеми гражданами . Но и государство
защищает
своих
граждан
.Я
говорю
про
Всеобщую
Декларацию
прав
человека 1948 года .
Поиграем
.Какие
права
имеет
только
что
родившийся
ребенок
,
школьник ,взрослый ? Соотнесите карточки с картинками .
Младенец.
Право на жизнь .
Право на гражданство .
Право на медицинское обслуживание .
Школьник
Право на образование .
Право на свободу мысли .
Взрослый
Право на выбор профессии .
Право на труд.
Работа в парах .Выступление детей.
Учитель
.
Уверена , многие из вас любят читать . Я буду задавать
вам
наводящие
вопросы
,
а
вы
должны
вспомнить
,в
каком
литературном
произведении и о каком праве идет речь .
1 . Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то , что нарушено
их право на неприкосновенность жилища ? ( Три поросенка из одноименной
сказки , зайка из русской народной сказки “Лубяная избушка “)
2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения
и выбора места жительства ? ( Лягушка — путешественница )
3. Когда Буратино продал азбуку . Каким правом он не воспользовался ?
(Право на бесплатное образование )
4. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса , когда отняли
у героя день-
ги ? (Право на неприкосновенность имущества )
5. Какое право нарушили полицейские , ворвавшиеся в каморку Папы
Карло ?
6.В какой сказке “хлебобулочный “ герой несколько раз подвергался
посягательствам на свою жизнь ? («Колобок»)
7. Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым нарушая право на
свободу и свободный труд ? (Карабас-Барабас из сказки А. П. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Учитель.
Но пользоваться правами , не имея никаких обязанностей , просто
невозможно ! Важные обязанности граждан нашей страны — соблюдения
Конституции
и
законов
России
,
забота
о
сохранении
природы
,
исторического и культурного наследия , защита Отечества.
Давайте
вспомним
об
истории
государственных
символов
России.
Какие
символы России вы уже хорошо знаете ? (Герб, флаг, гимн)
Демонстрация слайдов презентации.
Учитель
. Поработайте в паре. Опишите Государственный Герб России.
(На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой он
сжимает скипетр — это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными
камнями. В его левой лапе — держава — это золотой шар с крестом наверху.
Над головами орла мы видим три короны. В давние времена короны, скипетр
и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об
историческом
прошлом
нашей
Родины
и
символизируют
единство
и
независимость России)
Что
напоминают
нам
орёл
и
его
широко
расставленные
крылья
?
(Солнце и его лучи)
На груди орла помещён Герб Москвы — Святой
Георгий Победоносец («ездец» - от слова «ездить»).Он на белом коне, за его
плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё,
которое помогало ему победить змея. Змей — символ зла. Он подвержен
героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Государственный герб
России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
А как выглядит Государственный Флаг России ?
Демонстрация слайдов презентации, изображения флагов России
У ч и т е л ь
. Во все времена цвету придавали особый смысл. Что означают
цвета Российского флага? (Белый — мир, чистота совести; синий — небо,
верность, правда; красный — огонь, отвага, любовь)
А кто из вас знает, при каком императоре в России появился бело-сине-
красный флаг (Бесикр)? (При Петре Первом в 1705 году.) Кстати, в 2015 году
Российскому флагу исполнилось 310 лет.
Третий символ государства — это гимн. Гимн — это торжественная песня
или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных
праздников,
подъёма
Государственного
флага
Российской
Федерации,
во
время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях. Что должны делать
люди во время исполнения Государственного гимна? (Во время звучания
гимна
необходимо встать, мужчинам снять головные уборы).
Звучит гимн.
У ч и т е л ь .
Каждое утро в России начинается с Государственного гимна,
который звучит по радио 1 минуту 19 секунд. Перед вами текст гимна России.
Его
новые
слова
были
написаны
Сергеем
Михалковым
в
2000
году.
Композитор, написавший музыку, - Александр Александров, 1938 г.
А теперь снова поработайте в парах. Прочтите Гимн и найдите слова,
которые отражают любовь к Родине — России, красоту её природы, гордость
её историей, надежды на будущее.
Работа с текстом гимна. Ответы детей.
У
ч
и
т
е
л
ь
. Наш интеллектуальный марафон подходит к концу. Итак,
блицопрос
.
Вопросы:
-
Как называется основной закон России?
- Как называется документ, защищающий права человека?
- Какие государственные символы России вы знаете?
- Что изображено на Государственном гербе России?
- Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
- Когда исполняется Государственный гимн России?
Подведение итогов интеллектуального марафона. Рефлексия.
Литература.
1. Алексеев
С. Сто рассказов из русской истории. - Кишинёв, 1985 г.
2. Ворожейкина Н. И., Виноградова Н. Ф. Наша Родина и современный мир.
Ч. 1. - Смоленск,
1999 г.
3. Левицкая З. История Отечества для детей — М., 1996 г.
4.
Плешаков
А.
А.
Окружающий
мир.
4
класс
:
учеб.
д л я
общеобразовательных учреждений. В 2. ч.
Ч.2. - М. : Просвещение, 2013.
5. Разгон Л. Наши славные символы. - М., 1987; Салют, пионерия.. - М., 1985
г.
6. Студеникин М.Т., Добролюбова В. И. Методика преподавания истории в
начальной школе: метод. Пособие для учителя. - М. : Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2004.