Классическая музыка в детском саду "Александр Невский - защитник земли русской"
Автор: Алексеева Яна Витальевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Теремок" Населённый пункт: село Ворша, Собинский район, Владимирская область Наименование материала: конспект Тема: Классическая музыка в детском саду "Александр Невский - защитник земли русской" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Теремок»
Сценарий нетрадиционного занятия
«Классическая музыка в детском саду»
«Александр Невский – защитник земли русской»
Автор:
Музыкальный руководитель
Алексеева Яна Витальевна
Ворша, 2017
Пояснительная записка.
1
Занятие для старшей группы составлено в соответствии с ООП ДО, ООП
«Детство»
под
редакцией
Т.И.
Бабаевой,
с
включением
регионального
компонента
программы
«К
малой
Родине
с
любовью»,
методических
пособий:
Журнал «Музыкальный руководитель» № 8. 2013г. Журнал «Музыкальный
руководитель»
№1.
2012г.
Методическая
разработка
«Проектная
деятельность
по
развитию
музыкального
восприятия
старших
дошкольников
средствами классической музыки», ГБОУ ДОУ № 915 г.
Москва. В.М. Маслов «Памятники истории и культуры», Верхне-Волжское
книжное
издательство,
Ярославль 1983
г.
О.Л.Князева,
М.Д.
Маханева
«Приобщение
детей
к
истокам
русской народной
культуры»
учебно-
методическое
пособие,
Санкт-Петербург,
издательство
«Детство-Пресс»,
2004. .К.Ю. Белая Методические рекомендации к комплекту книг «Моя
Родина- Россия», 2009 г. Интернет ресурсы:
1.
maam.
ru/
detskijsad/
tematicheskoe-
zanjatie-
marsh-
dusha-
soldata-
podgotovitelnaja-
grupa.
html
Работа представлена по социально личностному и художественно-
эстетическому направлению. Тема занятия «Александр Невский - защитник
земли русской. На занятии были использованы следующие этапы:
1-
процесс вовлечения, 2 -процесс целеполагания, 3- процесс осуществления
деятельности, 4 -рефлексия.
Использовались методики О.П. Радыновой,
Н.А. Ветлугиной. Использовались компьютерные технологии: интернет,
мультимедийное оборудование домашний кинотеатр. Дидактический
материал:
демонстрационный
презентация,
видеоклипы,
аудиозапись,
портрет
композитора
С.
Прокофьева раздаточный: Барабаны, головные
уборы (пилотки, кивера). При анализе занятия было выявлено, что дети
увлеченно
слушают
классическую
музыку;
умеют
сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, высказываться об
эмоциональном и образном содержании музыки, определяют ее характер,
передают
словами
возникший
образ
от
прослушанного произведения,
активный
словарь
пополнился
новыми
словами.
Дети,
с
удовольствием
и
заинтересованностью,
отразили
свои
впечатления
в
движении, пластике, творческих работах.
ИЙ-:"
2
Дети
под
музыку «
Гусарский
марш»
входят
в
зал.
Музыкальный
руководитель приветствует их.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня мы продолжим с вами
беседу о музыке. Какие музыкальные жанры вы знаете?
Дети: Песня, марш, танец.
Музыкальный руководитель: К какому музыкальному жанру относится
музыка, которая только что прозвучала и какая она по характеру?
Дети : Это марш. Музыка чёткая, бодрая, бравая, героическая, ритмичная…
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами слушали разные марши:
военные, праздничные, торжественные, для деревянных солдатиков.
Как вы думаете, какой этот марш?
Дети: Это военный марш.
Музыкальный руководитель: Марш как жанр сформировался на основе
походной
песни,
пение
которой
сопровождалось
игрой
на
барабанах.
Сейчас я предлагаю вам надеть пилотки и промаршировать как настоящие
солдаты, а впереди пойдут девочки с барабанами, которые называются...
как? Отвечайте хором.
Дети: Мажоретки.
Звучит музыка «Гусарский марш» дети маршируют по залу.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы молодцы, маршировали как
настоящие солдаты, а кто такие солдаты?
Дети: Солдаты – это защитники нашей Родины.
Музыкальный руководитель: А хотите узнать, почему солдат называют
защитниками?
Дети: Да!
Музыкальный
руководитель:
Предлагаю
совершить
путешествие
в
далёкие времена, когда жили богатыри земли русской . (Слайд №1)
Музыкальный руководитель : Нас встречают знаменитые богатыри с
картины В. Васнецова – они внимательно вглядываются вдаль: не угрожает
ли Родине опасность? Вспомните, как их зовут. В
3
старину воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью
щитов, копий и мечей. (Слайд №2)
Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами.
Поэтому они называли своих воинов защитниками. ( Слайд №3)
Это очень высокое звание – защитник Родины. И наша Владимирская земля
славится защитниками русской земли. Сегодня мы с вами вспомним и
поговорим об одном из них, чьё имя связано с нашим селом Ворша, а о ком,
вы мне сейчас сами ответите. (Слайд №4)
Дети: Это Александр Невский.
Музыкальный
руководитель:
Совершенно
верно.
Это
памятник
благоверному великому князю Александру Невскому.
Много военных подвигов совершил
князь Александр Ярославович. Его
войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над
врагом прозвал народ великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы ранней весной на льду Чудского озера
произошло новое сражение, уже с немецкими рыцарями-крестоносцами.
Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на
щитах рыцарей. Эта битва вошла в историю под названием «Ледовое
побоище». (Слайд №5)
Тонкий весенний лёд под отступающей немецкой конницей ломался, и
рыцари, закованные в тяжёлые железные доспехи, уходили под лёд.
Этим
событиям
посвящено
одно
из
величайших
произведений
классической
музыки
русского
композитора С. Прокофьева – кантата
«Александр Невский».
( Слайд №6)
Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь».
Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Она предназначена для
отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.
Ребята, перенесёмся
с
вами
в
концертный
зал.
Предлагаю
вам
посмотреть и послушать одну из частей кантаты в исполнении хора в
4
сопровождении симфонического оркестра
«Вставайте, люди русские».
Это призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной
войныхор из кантаты «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио.
Видеозапись 1 (первая тема)
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях
ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует
тревожные и грозные колокольные звучания. В мелодии слышатся боевые
кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
(Слайды №7,8)
Физкультминутка.
Давайте все встанем и дружно изобразим раскачивание большого колокола,
возвещающего о надвигающейся опасности.
Музыкальный руководитель: Затем
появляется новая тема - певучая,
привольная, светлая. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на
Руси большой не бывать врагу».
Видеозапись 1 (вторая тема)
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите несколько картин
художников изобразивших битву на Чудском озере под названием
«Ледовое побоище» и послушайте следующую часть кантаты С.Прокофьева
с таким же названием. ( Слайды №9,10)
В этой музыке слышно как тяжело мчатся закованные в тяжелые латы
иноземные рыцари, враги, их страшный жестокий хорал - гимн смерти; а
потом образы русских воинов – сильные, бесстрашные и вместе с тем
светлые, радостные, несущие в себе жизнь и солнце. (Слайды №11,12,13,14)
Завершает эту часть тихая и светлая тема «На Руси родной, на Руси большой
не бывать врагу». На освобожденную землю пришли мир и тишина.
Аудиозапись 1
Музыкальный руководитель: Следующая часть кантаты «Мёртвое поле»
- одна из самых лирических и скорбных страниц кантаты. ( Слайд №15)
5
Закончилась битва, русское войско победило, но какой ценой заплатили
воины за эту победу? Ранним утром по бескрайнему заснеженному полю
медленно идет девушка, всматривается в лица погибших, ищет среди них
жениха.
Поэтому
ее
скорбная
песня
так
близка
народным
плачам
и
причитаниям.
Ведь
она
оплакивает
«славных
соколов,
женихов
своих,
добрых молодцев». Ее скорбь – это скорбь Родины о погибших сыновьях.
Эту песню называют «Песней Невесты». Исполняется низким женским
голосом сольно. Пожалуйста, посмотрите и послушайте.
Видеозапись 2
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд
Александра Невского во Псков».
( Слайд №16)
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная, чудесно
сливается с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
Аудиозапись 2
Так
дал
отпор
иноземным
захватчикам
талантливый
полководец
Александр Невский. Ему принадлежат знаменитые слова: «Кто к нам
с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Слайд №17)
Русский народ чтит и помнит благоверного князя Александра Невского.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Он
причислен
православной
церковью
к
лику
святых.
Ему
посвящены
православные храмы. В нашем селе в Свято-Троицком храме находится
чудотворная икона Святого благоверного князя Александра Невского. Он
является
небесным
покровителем
защитников
нашего
Отечества. (Слайд
№18)
Век XXI! Интернет и космос,
Мечи, кольчуги – под стеклом музея.
Как мирный щит тут голубеет небо,
И травка безмятежно зеленеет!
Но подвиг ради Родины – святой!
6
Его забыть не сможем никогда!
И имя Невского со славой навсегда
Россия пронесет через века!!!
Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня с помощью классической
музыки нам удалось совершить путешествие в далёкие времена
богатырской славы русского народа, почувствовать величие и мощь нашей
страны. Что же вам понравилось больше всего из нашего путешествия?
Отразите, пожалуйста, это в своих творческих работах в группе.
Когда-то и вам придёт пора послужить нашей стране России.
(Слайды № 19, 20)
В заключении, исполним вашу любимую песню – «Герои – солдаты».
Ребёнок: Хочется героем быть
И тебе, и мне,
И Отечеству служить
На родной земле.
Дети исполняют песню «Герои – солдаты» (Слова С. Еремеева, Музыка
М. Еремеевой)
7