Напоминание

"Всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников"


Автор: Торгашина Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ
Населённый пункт: р.п.Ровное Саратовской области Ровенского района
Наименование материала: доклад
Тема: "Всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема доклада: «Всестороннее развитие интеллектуальных и творческих

способностей младших школьников»
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать. На уроках в начальных классах часто учебная деятельность младших школьников сочетается с игровой. Перевод игровой деятельности на творческий уровень – это еще один способ развития творческих способностей младших школьников, который представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой еще не изучались В организации жизни, воспитания и обучения младших школьников поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все больше жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученика оптимальных форм и средств обучения. Использование приемов и методов индивидуализации и дифференциации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Можно выделить пути реализации развития творческих способностей в процессе обучения в целом и на уроках художественного труда в частности. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и создания педагогических ситуаций творческого характера, а так же путем организации самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь – через приобщение учащихся к художественно-творческой деятельности. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников через внеурочную деятельность. Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Мои внеурочные занятия позволяют в большем объеме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появилась возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач. На мой взгляд, все это прекрасно реализуется через внеурочную деятельность. Вот почему: Учебный процесс Внеурочные занятия -Обязательство - Отметки - Дисциплина - Стандарт - Ограничение во времени - Интерес -Безотметочное обучение (нет страха) - Свобода общения - В основе нестандартные задания - Временные рамки расширены - Расширение кругозора за рамки программы - Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда) - Развитие толерантности - Разные формы занятий
- Опыт общения с другими педагогами Интеллектуальное развитие невозможно без грамотно организованной внеурочной деятельности. Осознавая важность этого, я разработала рабочую программу внеурочной деятельности «В гостях у сказки». Одной из основных задач которой является – повышение интеллектуального развития учащихся. В своей работе я использую различные формы работы: - конкурсные игры - интеллектуальные игры - экскурсии Методы работы: Теоретические - беседы - рассказ - знакомство с научно-познавательной литературой - экскурсии Практические - игры - интеллектуальные задания (кроссворды, анаграммы, чайнворды и т. д.) - речевые разминки - упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) - соревнования между командами - самостоятельные составления интеллектуальных заданий, игр. Наблюдая за ребятами, вижу, что при проведении регулярных занятий · Дети включаются в поисковую деятельность · Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся · Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности · Повышается интерес Ребята с удовольствием посещают занятия, где узнают много нового и интересного, что помогает развить у них познавательные способности.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить уд овольствие от обучения.


В раздел образования