Модель формирования профессиональных компетенций студентов СПО
Автор: Ишманова Татьяна Геннадьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ СО "Серовский техникум сферы обслуживания и питания" Населённый пункт: Серов Наименование материала: статья Тема: Модель формирования профессиональных компетенций студентов СПО Раздел: высшее образование
Модель формирования профессиональной компетенции 1.3
по профессиональному модулю через внеурочную деятельность
Современные
образовательные
требования
к
профессиональной
подготовке
студентов
среднего
профессионального
образования
по
специальности
38.02.01
«Экономика
и
бухгалтерский
учет
(по
отраслям)»
сводятся к применению различных форм и методов обучения, способствующих
достижению результатов образования. Образовательными результатами, в свою
очередь, выступают сформированные общие и профессиональные компетенции.
Формирование
профессиональной
компетентности
студентов
СПО
осуществляется не только в процессе урочной работы преподавателя, но и во
внеаудиторной
деятельности.
Одним
их
подходов
к
формированию
ПК
во
внеаудиторной
работе
является
организация
проведения
кружка.
Целью
проведения
кружка
является
решение
проблем,
связанных
с
отработкой
практических
навыков
в
процессе
обработки
и
учета
денежных
средств
и
кассовых
документах,
формированию
бухгалтерских
проводок
по
учету
имущества организации и т. д. Особенностью проведения кружковой работы
преподавателя
профессионального
цикла
является
применение
различных
педагогических
приемов,
смена
видов
деятельности
(игры,
мастер-классы,
просмотр видеоматериалов, ознакомление со статьями журнала «Главбух» и т.
д.).
Немаловажным
в
организации
кружковой
работы
является
применение
различных приемов умственных действий (сравнение, классификация, анализ,
синтез и т. д.). Разнообразие приемов обучения позволяет:
сформировать
у
студентов
представление
о
профессиональной
деятельности
бухгалтера,
ее
динамике
(в
данном
случае,
необходимо
моделирование ситуации, создание условий, приближенных к реальным);
приобрести проблемно-профессиональное и практическое мышление в
профессиональной
сфере
(самостоятельный
выход
из
проблемных
ситуаций, с опорой на нормативные документы);
сформировать
теоретическое
и
практическое
мышление
в
сфере
профессиональной
деятельности
(решение
профессиональных
задач
осуществляется
с
учетом
знаний,
полученных
в
процессе
урочной
деятельности);
привлечь внимание и интерес студентов к получаемой специальности, что
обеспечивает появление профессиональной мотивации.
Еще одним подходом к формированию ПК студентов, обучающихся по
специальности
«Экономика
и
бухгалтерский
учет
(по
отраслям)»
способствующих
к
повышению
мотивации,
является
организация
мастер
–
классов.
Мастер-класс
–
это
открытая
демонстрация
новых
возможностей,
приемов
и
методов,
используемый
профессионалами.
Основными
преимуществами
мастер
–
класса
являются
короткая
теоретическая
часть,
индивидуальная
работа,
направленная
на
приобретение
и
закрепление
практических знаний и навыков. Мастер-классы похожи на компактные курсы
повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел
бы узнать больше. Мастер-класс – это возможность познакомиться с новой
технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Часто на мастер-
классе
предоставляется
возможность
попрактиковаться
под
контролем
преподавателя.
Мастер-класс
–
это
двусторонний
процесс,
с
непрерывным
контактом «преподаватель-слушатель».
Основной
формой
организации
кружка
является
комплексные
и
междисциплинарные занятия, в которые включены знакомство с темами, не
входящими в программу подготовки специалистов среднего звена, но являются
актуальными
для
освоения
профессиональной
деятельности
студентов.
К
примеру, рассмотрение темы «Особенности ведения бухгалтерского учета в
бюджетных
организациях»;
применение
программного
обеспечения
профессиональной направленности, программы для отдела кадров, программы
для
учета
документов
и
корреспонденции,
«1С:
Предприятие»,
«Арча»,
«Налогоплательщик»,
«Декларация»
т.
д.
Учитывая,
что
кружок
является
внеаудиторной
работой,
и
привлечение
студентов
осуществляется
на
добровольной основе, отмечается достаточно высокий процент посещаемости.
В заключении отмечу, что организация учебного процесса в современных
условиях
не
будет
достаточно
полной,
если
не
вовлекать
студентов
во
внеурочную деятельность. Профессиональное становление студента является
одним из важнейших направлений и от того, как будет, осуществляться работа,
связанная
с
внеурочной
деятельностью
зависит
от
преподавателя
профессионального
и
общепрофессионального
циклов.
Применение
разнообразных
форм,
методов
и
приемов
обучения
позволяет
реализовать
требования ФГОС СПО по специальности.