Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
Автор: Титова Татьяна Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ детский сад №89 Населённый пункт: г. Орел Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов Тема: Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями Раздел: дошкольное образование
Тема: Построение эффективного общения и взаимодействия с
родителями
Цель:
способствовать
преодолению
трудностей
в
общении
и
взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.
Актуализировать
существующие
проблемы
во
взаимодействии
с
родителями;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Содержание:
Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель –
взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности,
возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное
видение проблем. И сегодня я предлагаю вместе разобраться как завоевать
доверие родителей с первой встречи?
«Правила построения эффективного общения»
1. Первое впечатление
«Искусство нравиться есть тайна,
которая, даруемая ли природой или похищаемая
упорным усилием,
в обоих случаях достойна уважения и зависти;
в последней дани ей немногие и отказывают»
П.А. Вяземский
Статистика гласит: впечатление на 60% зависит от того КАК ВЫ
ВЫГЛЯДИТЕ, на 30% - ОТ ТОГО КАК ЗВУЧИТ ВАШ ГОЛОС и только на
7% - ОТ ТОГО, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ!!!
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Мы
должны встретить новых родителей во всеоружии!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых
секунд, необходимо применить «Правила плюсов
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны
демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник
должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный
взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не
переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в
общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков,
взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто
кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно
начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию
можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько
настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются,
услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы
дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не
самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его
ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в
отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит
акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и
только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Использовать прием присоединения , т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же,
у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!»,
«Вы должны это…!») Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы,
чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит,
что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание
наших с вами детей!»
Важно помнить, что в общении действует закон отзеркаливания:
собеседник начинает подражать манере общения, причем делает это
непроизвольно.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и
построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Притча о храме тысячи зеркал
2. Владение информацией
Мини-тест на знание возрастных особенностей детей раннего возраста:
1.
Какой
психический
процесс
является
главной
доминирующей
функцией у детей раннего возраста:
a)
воображение
b)
внимание
c)
восприятие
d)
мышление
2.
Какое время может удерживать внимание ребенок 2-3 лет:
a)
5 минут
b)
15 минут
c)
8-10 минут
d)
20-25 минут
3.
Какие два психических процесса тесно взвимосвязаны между собой:
a)
память и мышление
b)
воображение и речь
c)
мышление и речь
d)
восприятие и воображение
4.
Новообразование раннего возраста:
a)
становление самосознания
b)
перестройка отношений между ребенком и взрослым
c)
развитие речи
d)
социальные мотивы поведения
5.
Назовите вид общения соответствующий раннему возрасту:
Ситуативно-личностное (2-3)
Ситуативно-деловое (3-4)
Внеситуативно-деловое (4-5)
Внеситуативно-личностное (5-7)
6.
По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии
войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними". О каком периоде
говорится в высказывании? Перечислите основные симптомы этого периода.
Кризис "Я-сам"
1.
Негативизм. Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим. И,
если взрослый будет действовать в приказном стиле (авторитарно), то
взаимодействие с ним может дойти до абсурда.
2.
Упрямство . Это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-то
только потому, что он так сказал, а вовсе не потому, что ему очень хочется.
3.
Строптивость не направлена на человека, а направлена на образ
жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3-х лет. При
авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт
кризиса 3-х лет.
4.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок хочет делать всё сам, даже
если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Не
случайно после 2-х лет ежеминутно можно слышать: «Я сам», «Я хочу», «Я
не хочу
5.
Протест – бунт проявляется в том, что всё поведение ребёнка носит
протестующий характер, как будто ребёнок находится в состоянии войны с
окружающими.
6.
Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности
к вещам, людям, правилам поведения. Ребёнок может начать употреблять
бранные слова. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми
словами. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут потерять ценность ещё
недавно любимые игрушки, он тогда может бросать их, рвать.
7.
Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребёнком. Он изо
всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться
того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его
желания. Ребёнок хочет стать «господином положения».
За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание,
состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.
Позитивное значение кризиса – возникают новые черты личности ребёнка.
Неуверенность:
вялость, слабость во всем теле, бледность
скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы
нарушение ритма дыхания
голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная
бесцветность
речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки
враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость
ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины
ощущение потери контроля над ситуацией
Уверенность:
легкость во всем теле
ощущение внутренней силы
непринужденность жестов и поз, грациозность движений
позитивное восприятие мира
эмоциональная окраска и образность речи
ощущение собственной значимости, гордость
ощущение полного контроля над ситуацией
Уверенность – это основа успеха. Уверенное поведение любого из нас в
разных ситуациях не только повышает успешность какой-либо деятельности,
но и снижает уровень страха. Однако уверенность не рождается сама по себе,
это результат постоянной и кропотливой работы.
А пока, давайте поговорим о том, как проявляется уверенность в нашем теле
и почему так важно формировать мышечный «корсет уверенности».
Начнем
с
самого
корсета
–
предмета,
который
был
необычайно
распространен в 19 веке, и который с успехом используется и в наши дни.
Основная задача корсета – придание стройности нашему телу и горделивости
нашей осанке.
Не зря говорят: «Без осанки конь – корова». Прямая спина, распрямленные
плечи, слегка приподнятое положение головы – все это признаки хорошей
осанки и внешней уверенности.
Прямо сейчас выпрямите спину, расправьте плечи, приподнимите подбородок
и улыбнитесь! Правда, что дышать стало легче? Кстати, ваша безупречная
осанка – необходимое условие для правильного дыхания.
Не сутультесь! Мир не лежит на наших плечах, он лежит у наших ног. Через
уверенность в теле мы чувствуем уверенность в себе, ведь наше тело – это
продолжение наших мыслей.
УПРАЖНЕНИЕ «СТЕНКА».
Упражнение способствует формированию мышечного корсета. Рекомендуется
выполнять ежедневно в течение месяца.
Подойдите к свободной стене и плотно прижмитесь к ней спиной. Ноги
при этом слегка расставлены. Ваш затылок, плечи, лопатки, локти,
ладони, ягодицы и пятки как будто-то «приклеились» к поверхности
стены.
Зафиксируйте это положение и постойте так минуты 2-3. Обратите
внимание на спокойное носовое дыхание – вдох через нос и выдох
через нос.
Стенка «прилипла» к вашему затылку, плечам, лопаткам, локтям,
ладоням, ягодицам и вы уносите ее с собой. Двигайтесь 2-3 минуты в
зафиксированном положении по всему пространству помещения в
любом направлении. Важно – положение тела не менять!
По окончании – подойдите к стене и сравните положение своего тела до
ходьбы и после.
Поэтому, формируйте свой мышечный "корсет уверенности" и он непременно
станет вашей сильной стороной.
Психологическая зарядка (по М.А.Араловой)
Цель: Повышение энергитического потенциала. Рекомендуется проводить 15-20 минут
каждый день.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить:
"Очень я собой горжусь, я на многое гожусь"
2. Попрыгивая на правой, потом на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична и дела
идут отлично!"
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: "Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь
богаче".
4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: "Я решаю любые задачи, со
мной всегда любовь и удача".
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета
солнечным лучиком, я достойна самого лучшего"
6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить"Покой и улыбку всегда берегу, и
мне помогут, и я помогу"
7. Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: "Вселенная мне улыбается и все у меня
получается"
8. Сжав кулаки и делая вращательные движения руками: "На пути у меня нет преграды,
все получится как надо!"
9. Руки на бедрах, делая наклоны вперед-назад: "Ситуация любая мне подвластна. Мир
прекрасен, я прекрасна!"
Показ мультфильма
Игра: «Ожерелье благожеланий».
Цель: развитие эмпатии у участников семинара.
Содержание. У меня в руках разноцветные нити — длинные и короткие. На
самом деле, это не простые нити, а искры нашего творчества. Согласно
легенде, если собираются вместе люди с чистыми сердцами и становятся
членами одной команды, они могут превратить эти искры в удивительное
ожерелье для каждого. Сейчас, пожалуйста, каждый возьмите по одной
длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите концы. Это – основа
ожерелья. А теперь возьмите себе по охапке маленьких искр. Вам предстоит
подойти к каждому члену нашей команды, сказать ему добрые слова,
пожелания и, в память об этом, завязать узелок из маленькой искры. Так
маленькие нити – искорки станут бусинками на нити ожерелья.
Анкета "Обратная связь"
Памятка "Секреты общения"
Притча о храме тысячи зеркал
" Притча о храме тысячи зеркал"
В горах Тибета, монахи, среди скал
Храм возвели - Храм тысячи зеркал.
Гласит легенда, что в заоблачной пустыне
Тот храм буддийский блещет и до ныне,
Сверкает стенами, колоннами, полами
Весь до макушки облицован зеркалами.
А кто придет среди зеркал молиться,
Тот десять тысяч раз в них отразится.
И говорили по секрету ламы,
Что мир весь отражен здесь зеркалами.
Кто ищет истину, кого она тревожит,
Тот в отражении ее увидеть может.
Вот, как-то раз, греха тому не мало,
Собака в храм из любопытства забежала
И не могла в себя прийти никак,
Вокруг увидев тысячи собак,
Она клыки им тотчас показала.
В ответ увидев тысячи оскалов,
Объята ужасом, несчастная дворняга
Бежать из храма поскорей сочла за благо.
И думала мохнатая особа:
"В том истина, что всюду правит злоба.
Так вот на самом деле мир каков -
Его лицо из тысячи клыков!"
А некий срок спустя, нашлась причина,
Что в тот же храм вошла другая псина.
Увидев тысячи собак, пес не замкнулся.
Он завилял хвостом и улыбнулся.
И все собаки хвостами завиляли
Ему в ответ из зазеркальной дали.
Подумал пес: "А мир так прост, однако.
Он мне хвостом виляет, как собака
И истина, конечно же в добре,
Могу поклясться в том на собственном ребре".
Сходи в тот храм и убедись, мой друг-
Каков ты сам, таков и мир вокруг.
ТЕСТ «30 ПОСЛОВИЦ»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые
ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются
единицей
или
двойкой,
а
совпадающие
с
вашим
личным
мнением
или
близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не
затягивать
процедуру
"экзамена".
За
советами
обращаться
к
вам
не
рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по
первому
ясному
впечатлению
напротив
номеров
суждений
в
таблице,
приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать
баллы
по
колонкам.
Тренер,
перед
тем
как
зачитает
интерпретацию,
напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в
тесте,
то
лучше
оставаться
при
своем
мнении.
Любой
тест
работает
с
определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты
ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим
участникам.
ТЕСТ «30 ПОСЛОВИЦ»
Бланк теста «30 пословиц»
1
1 . Худой мир лучше доброй ссоры.
2.
Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его
делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь — не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро слово победит.
19. Ты — мне, я — тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь
пользу из истины, которой обладает другой.
21. Кто спорит — ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает — тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет.
24. Кто дарит — друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решить конфликт — избежать его.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-й
тип
—
«черепашка». У
людей
такого
типа
—
большое
желание
спрятаться
от
проблем
под
«панцирь».
Это
представители
позитивного
консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной
ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации
он может изменить вам.
2-й
тип — «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не
волнует
отношения
коллег
(«Ваша
любовь
мне
ни
к
чему»).
Умный
руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить
ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться,
чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому
что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной
ситуации.
3-й
тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые
углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы
каждого,
они
вовремя
подадут
чай,
подарят
цветы
в
день
рождения,
посочувствуют,
поддержат
в
трудную
минуту.
Но
при
этом
они
могут
полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них
наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4 - й т и п — «лиса». Люди
этого
типа
всегда
стремятся
достигнуть
компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся
активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми
«лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не
обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему
их не ценят окружающие.
5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого
типа
никогда
не
будут
изворачиваться,
уходить
от
борьбы,
они
могут
пожертвовать
хорошими
отношениями
во
имя
выбранной
цели.
У
них
стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.