Напоминание

"Химия в литературной среде"


Автор: Гревцева Наталия Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1" г.Липецка
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Химия в литературной среде"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Гимназия № 1» г.Липецка Методическая разработка интегрированного урока по химии для учеников 9 классов на тему:
«Химия в литературной среде»
Разработчик: Гревцева Наталия Леонидовна учитель химии Липецк, 2017
Оглавление
1
Аннотация 3 Введение 4 Основная часть 5 Список литературы 10
Аннотация
2
Для учеников 9 классов характерна практическая направленность уроков химии: связь с повседневной жизнью, искусством, что позволяет расширить знания учащихся по химии на уровне не требующем специальной подготовки по предмету. Эти знания должны быть культурологическими, раскрывающими роль химии, как элемента человеческой культуры. Особенностями уроков является широкое использование межпредметных связей и максимальное привлечение примеров из повседневной жизни.
Введение
3
Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии пробуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными. Многие химики были не только великими учёными, но и одарёнными поэтами, музыкантами. Достаточно назвать имена: М.В. Ломоносов, 3 А.П. Бородин, Н.А. Морозова… Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик ценил творчество У.Шекспира, Ф. Шиллера, Гёте, А так же наших классиков, начиная с Жуковского и А.С. Пушкина. Любил творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы Дмитрий Иванович сам увлекался сочинением стихов. Работа и творческая жизнь преподавателя литературы безусловно связана со знаниями произведений художественной литературы, умением критически подходить к их осмыслению. Однако в бытовых условиях химические знания преобладают над литературными. Домашняя аптечка, препараты бытовой химии, косметические средства, термическая и химическая обработка продуктов питания… Ни одна хозяйка (да и просто женщина) не оставит данные вещества и процессы без внимания.
Основная часть

Предмет
: химия
Дата проведения:
4

Тема
: Химия в литературной среде
Тип урока: урок
обобщения и систематизации знаний
Вид урока:
обобщенный урок
Цель:
Образовательная: обобщение и систематизация химических знаний в оценке и критическом осмыслении произведений художественной литературы; Развивающая: активизация (усиление) познавательного интереса и мыслительных способностей учащихся; совершенствование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности в контексте двух разноплановых наук; Воспитательная: расширить знания учащихся, развить их кругозор.
Оборудование:
набор реактивов, цветов и посуды для проведения опыта, мультимедийной проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал (таблица Д.И.Менделеева), карточки задания.
План урока:
1. Организационный момент 2. Определение темы и цели урока 3. Актуализация знаний 4. Работа с заданиями 5. Заключительный эксперимент 6. Подведение итогов и выставление оценок
Конспект урока:

1.Организационный момент:
- приветствие; - отметка посещаемости.
2.Определение темы и цели урока
(слайд 1 и 2)
3.Актуализация знаний:
На экране проектора – эпиграф. (слайд 3) Учитель: - Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания” Давайте немного вспомним неорганические соединения из химии и представим их в двустишиях– буриме по двум опорным словам. Например, со словами “медь” и “медведь” может получиться такой химический “опус”: (выводится на экран мультимедийного проектора) (слайд 4) Знает даже дремучий медведь, Что металлом является медь.  Два человека опорные слова: бром-гром и оксид – скрипит; серебро – добро и кислота-красота; (слайд 5) На составление буриме у вас 5-7 минут. 5
Учитель: Пока 2 человека работают, мы работаем с оставшейся группой. Может показаться странным, что на уроке химии мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, вы все стремитесь стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”. Я буду предлагать вам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Отвечать будете по поднятой руке. (В ходе конкурса на экран проектора выводятся портреты цитируемых авторов или героев) (слайд 6-12) (Читаем поочереди) 1.Какому поэту принадлежат слова: Поэзия – та же добыча радия – В грамм – в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. В.В. Маяковский 2.Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-ом. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев) 3.Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон) 4.“Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль... из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”. Кто автор этих строк и о каком химическом веществе идёт речь? (А. Конан Дойль, белый фосфор) 5.Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием... А что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные краски) 6.В романе Ж. Верна “Таинственный остров” герои, попав на необитаемый остров, сумели не только выжить, но и наладили целый ряд химических производств в промышленном масштабе. Так, например, 6
азотная кислота была ими получена из природной натриевой селитры (нитрат натрия) и серной кислоты. Напишите уравнений этой реакции. (2NaNO 3 +H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +2HNO 3 ) 7.В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки: И он по площади пустой Бежит и слышит за собой Как будто грома грохотанье, Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой. И, озарён луною бледной, Простёрши руку в вышине, За ним несётся.... (“Медный всадник”)
4.Работа с заданиями:
Учитель: Давайте проверим первое задание на составление буриме. Учитель: На уроках химии мы уже прошли физические и химические свойства важнейших неорганических соединений, изучили элементы периодической системы Д.И.Менделеева. Я предлагаю вам проявить свои знания в самостоятельном задании, лежащем у вас на столе. (слайд 13) Вариант 1 1. Опишите 25 элемент, его нахождение в таблице и электронную формулу 2. Напишите вид связи в веществах Cl 2 O 7 ; MgCl 2 ; N 2 O 5 ; H 2 3. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде: Оксид натрия реагирует с серной кислотой; Вариант 2 1. Опишите 28 элемент, его нахождение в таблице и электронную формулу 2. Напишите вид связи в веществах Na 2 O; CO 2 ; Cl 2 ; H 2 O 3. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде: Гидроксид алюминия реагирует с соляной кислотой; 6-7 минут на выполнение и сдаем работы Учитель: Итак, с химическими элементами вы справились, посмотрим как вы справитесь со следующим заданием.  Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прослушайте одно из таких произведений, постарайтесь найти все ошибки, в том числе и “химические”. Отвечать по поднятой руке. (слайд 14) (на экран мультимедийного проектора выводится текст и он же лежит на столах) Это случилось в том же году, когда англиский химик джон Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических элиминтов. В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксит кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с хлоридом 7
алюминия. Следом начал тлить бензин, который использовали в гарелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил деректор школы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бинзин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “весилящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности саблюдения правил ТБ и пользе химических знаний. (Ошибки: 1) английский; 2) Джон; 3) элементов; 4) оксид кальция – продукт горения; 5) соляная кислота не образует кислых солей; 6) бензин не тлеет и 7) не используется в горелках; 8) деректор, 9) горящий бензин нельзя тушить водой, необходим огнетушитель 10) «веселящий газ» - это оксид азота (II), а здесь образовался оксид углерода, 11) угарный газ не имеет запаха, 12) соблюдения Учитель: а сейчас давайте отгадаем «шуточные загадки» 1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород) 2. Какой элемент всегда рад? (радий) 3. Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон) 4. Какой неметалл является лесом? (бор) 5. Какой химический элемент сострит из двух животных? (мышьяк) 6. Какой элемент является солнцем Солнца? (гелий) 7. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан) 8. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина) 9. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром) 10. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро) И в заключение сегодняшнего урока студент (Мерошниченко Гена) подготовил необычный эксперимент.
5.Заключительный эксперимент:
Студент: В стихотворении "Синие розы" известного английского поэта Р.Киплинга есть такие строки: Как-то милой я принес Целый ворох красных роз. Не взяла она - и в слезы: Синие найди ей розы… Зря изъездил я весь свет – Синих роз под солнцем нет. 8
Студент: (проводит эксперимент) Нет синих роз, нет и зеленых пионов, и ландышей желтых, и малиновых нарциссов. И все же составить фантастический букет можно. Как это сделать? Как помочь юноше найти и подарить любимой девушке синие розы? Юноше просто необходимо вооружиться некоторыми химическими знаниями и воспользоваться довольно известными веществами. А далее фокус?.. Совсем нет. Всё предельно просто и объяснимо. Синие розы можно получить с помощью несложного опыта. Необходим цилиндр или банка с крышкой. На дно наливают нашатырный спирт (раствор аммиака). Укрепляют цветок красной розы на крышке, вносят его в сосуд. Через несколько минут наблюдается изменение окраски с красной на синюю. Природные красители класса антоцианов, содержащиеся в лепестках цветов, представляют собой сложные неустойчивые гетероциклические системы. Они чувствительны к кислотности среды. В кислой среде они красные, в щелочной - синие или голубые, а в слабо щелочной - становятся фиолетовыми.
6.Подведение итогов и выставление оценок:
Учитель: Научные знания, истины, облечённые в поэтические одежды, порой влияют на умы гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз двух наук, казалось бы несовместимых, поражает своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, её сложность, логика, формулы, законы и понятия гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой… И всё же закончить урок хочется строчками, превозносящими химию в стихах: (слайд 15) Элементы и атомы, В менделеевский взятые круг, Сделали химию самой богатой И самой творческой из наук Выставление оценок, и домашнее задание: составить химический анализ домашней аптечки.
Список литературы.
1. О.С.Габриеляна, Химия для профессий и специальностей. – М.: Академия, 2012 2. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. 3. Л.А. Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. 4. Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994 5. А. Конан Дойл, Собака Баскервилей. – М.: АСТ, 1998. 9
6. Луи Буссенар, Похитители бриллиантов. - М: Альфа-книга, 2012. 7. Стихи А. Ахматовой, А. Блока, С.А. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, Я.П. Полонского, Ю. Кузнецова 8. Интернет ресурс “him 1sentember\ slide\ 289742. 9. nsportalshkola/khimiya/library/2012/11/06/metodicheskaya- razrabotka-uroka-po-khimii-okislitelno 10. nsportalshkola/khimiya/library/2012/10/10/ispolzovanie- literaturnykh-proizvedeniy-pri-sostavlenii-zadaniy-po 10


В раздел образования