Напоминание

"Деление трехзначного числа на однозначное"


Автор: Торгашина Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ
Населённый пункт: р.п.Ровное Саратовской области Ровенского района
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Деление трехзначного числа на однозначное"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Деление трехзначного числа на однозначное» (4 класс). Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с приёмом деления трёхзначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число путём разложения делимого на разрядные слагаемые; - познакомиться с алгоритмом выполнения данного способа деления; Задачи: - применять алгоритм при решении примеров и текстовых задач ранее изученных видов на новом числовом концентре; -создавать условия для самостоятельной организации собственной учебной деятельности , для овладения общеучебными универсальными действиями; -развивать умение думать, размышлять, отст аивать свою точку зрения, наблю дать, классифицировать, обобщать; -осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях; - развивать интерес к математике. Ход урока
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На доске записана тема урока: «ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ» Учитель предлагает детям обсудить в группах: -Является ли эта тема новой? -Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. -Как помочь себе предположить, что еще не изучено по теме? (Учащиеся определяют границы своих знаний по теме: «Деление с какими числами я умею выполнять?» и фиксируют свое незнание «Деление с какими числами я не умею выполнять?») После обсуждения в группе каждый заполняет таблицу: ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ -Сравните свои записи с записью, которую я заполнила (открывает заранее заготовленную запись) (Дети сравнивают и дополняют записи учителя). 4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. -Какие из этих случаев деления мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формулируют цель (изучаю деление чисел), уточняют её и фиксируют ее на первой ступеньке плана. Фиксация цели и плана осуществляется в тетрадях «творческих работ»). -Давайте попробуем составить план достижения цели. 5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта -Но, чтобы усвоить эту тему, мы должны к ней хорошо подготовиться. a) На каждом столе лежит тест, состоящий из двух частей, которые необходимо заполнить в течениие2-3 мин. 1. 64:2=(60+4):2= 2. 864:2=(800+60+4):2 = 3. 748:2=(600+140 +8):2= -Какие знания ты использовал при выполнении этого задания? (На этом этапе при рассмотрении второго выражения вводится термин «неполное делимое»). -Каждое из слагаемых суммы (800+60+4) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным?
-Почему при выполнении третьего примера выбраны именно такие слагаемые? (Идет обсуждение вопроса, почему выбраны именно такие слагаемые, рассматриваются другие варианты представления числа в виде суммы «удобных» слагаемых, их достоинства и недостатки: например, 400 или 200 – первое слагаемое, тогда трудно подобрать последующие «удобные» слагаемые) -Первое слагаемое выбирают так: это наибольшее число единиц данного разряда, которое делится на делитель нацело. (Требовать запоминания результатов наблюдений за выполняемыми действиями не следует) б) Чтобы успешно освоить деление в столбик, нужно знать, кроме перечисленных сведений: таблицу умножения и деления, деление с остатком, разрядный состав числа и, как мы наблюдали, удобный состав числа. Проверим вашу готовность: (в быстром темпе) таблицу умножения и деления 45:5 36:6 18:3 8•9 20:5 6•7 деление с остатком 73:8 59:9 46:7 19:2 разрядный состав числа: 5с. 7д. 1ед – это…; 2с.3д.4ед….; 8с.5 ед. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(
Дать учащимся возможность самостоятельно построить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное с опорой на знание свойства деления суммы на число.) – Выполним упражнение: “Не вычисляя, попробуйте определить, сколько цифр будет в частном: 978:2= 356:4= 522:58= – Как выполнить действия?
978:2= (800+160+18):2=800:2+160:2+18:2=400+80+9=489 356:4=(320+36):4=80+9=89 Каждое из слагаемых суммы (800+160+18) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным? (аналогичное рассуждение проводится по второму примеру) 7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону. 1)Работа в паре.
Попробуйте объяснить друг другу, как рассуждал ученик, выполнивший

деление 796:3

Выполнение заданий на отработку алгоритма

Итак, мы находимся на второй ступеньке плана «Учусь применять

алгоритм». Выполним задание на доске.

2) Исследовательская работа. Работа в группах.

-Исследуйте те места алгоритма, в которых мы можем допустить ошибку.

Давайте составим «Справочник ошибкоопасных мест».

Приведем перечень перечисленных учащимися возможных ошибок при

делении зафиксированных в схемах.

- Можем ли мы проверить себя вдруг мы неправильно решили пример?

- Мы осилили третью ступеньку: как проверить себя при правильном

выполнении письменного деления.
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
9.
Дифференцированное домашнее задание.


В раздел образования