Напоминание

Педагогические ошибки родителей в воспитании детей


Автор: Цыбикова Маргарита Дашиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТСР "Форус"г. Улан-Удэ"
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические ошибки родителей в воспитании детей
Раздел: дополнительное образование





Назад





Педагогические ошибки родителей в воспитании детей
М.Д.Цыбикова Социальный педагог МАУ ДО «ДТСР «Форус», г. Улан-Удэ Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психологическую базу воспитываемому ребёнку. Воспитание, прежде всего, характеризуется определёнными сторонами отношения родителей к детям. К таким отношениям можно отнести: непонимание своеобразия личностного развития детей, непринятие детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, негибкость родителей в отношениях с детьми, неравномерность отношения родителей в различные периоды жизни детей, непоследовательность в обращении с детьми, несогласованность отношений между родителями, избыток родительского раздражения, недоверие к возможностям детей, недостаточная отзывчивость родителей на просьбы детей и т.д. Во взаимодействиях с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных чувств и переживаний. Здесь можно привести в пример гиперопеку матери, основанную на тревожности и страхе одиночества, нервные срывы родителей в виде крика и физических наказаний, бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей, исходящие из мнительности родителей или их чрезмерной принципиальности. Часто в таких семьях создаются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, а затем и в формировании их личности. Эти проблемы ребёнок не может решить самостоятельно, в результате происходит перенапряжение еще не окрепших нервно- психических резурсов его организма. И, в конце-концов, он приобретает невроз. Отличительной чертой воспитания, когда родители проецируют на ребенка свои недостатки, не замечая их у себя, является разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером. Такие родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Одной из причин неправильного воспитания и развития ребенка в семье являются психические отклонения у родителей. При таком отклонении наблюдаются пониженные требования к ребенку или доминирующая роль родителей, где главным фактором является жестокое обращение с ребенком. Применение силы приводит к развитию у ребёнка психологических, физических, нравственных комплексов и травм. Ребёнок может стать замкнутым, резким, недоверчивым. Часто дети из семей, где физическое наказание является нормой, жестоки по отношению к более слабым, подчиняются только силе, выдают желаемое за действительное. Физическое наказание в качестве воспитательной меры является недопустимым. При полном отсутствии контроля и внимания со стороны родителей, занятых своими делами, ребёнок вынужден искать общение и поддержку вне семьи, и есть большая вероятность, что он попадёт в неблагоприятные компании. Такой ребенок пытается привлечь внимание родителей нарушением дисциплины, откровенным неповиновением. Если это школьник, то появляются проблемы с учёбой, пропуски занятий, а в более старшем возрасте - уход из дома, опасность впадения в алкогольную или наркотическую зависимость. Некоторые родители предъявляют своим детям повышенную моральную ответственность, внушая им, что они должны оправдать их надежды и ожидания. Часто эти родители излишне рационально подходят к эмоциональным проблемам детей. Подобный рационализм затрудняет общение ребёнка со сверстниками. В итоге дети
становятся нервными и переживают психологические срывы, их психика становится неустойчивой, а это может отразиться на его физическом здоровье. Очень часто родители обвиняют детей в неблагодарности, нарушении порядка, плохой учёбе. У ребёнка возникает комплекс, он боится проявления самостоятельности, опасаясь быть причиной неблагополучия семьи. Дети испытывают моральное давление, что также может привести к нервно-психическим расстройствам. Решающим фактором в развитии ребенка является обучение в общеобразовательной школе. Каждому родителю кажется, что его ребенок самый умный, самый развитый и что обязан учиться лучше всех. И когда ребенок испытывает трудности в учебе, а это проявляется при выполнении домашних заданий, родители вместо того. Чтобы помочь ему, начинают ругать, стыдить его, вызывая у него состояние возбуждения или торможения. Задача родителей- создание условий и поддержка ребенка. Выполняя домашнее задание, родители невольно создают ему проблемы в будущем. Во-первых, это не способствует развитию самостоятельности; во-вторых, родители не знают методики решения заданий (особенно заданий по математике в средних классах, которые они решают так, как решал бы старшеклассник); в-третьих, появляются проблемы в развитии способностей ребенка. Основопологающие принципы, которых необходимо придерживаться в семье, сформулировал русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт:  Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития;  Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя;  Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. Семья для ребёнка является на начальном этапе моделью общества. Для него важна, прежде всего, любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Очень важным принципом является готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие его вопросы, Ребенок всегда должен ощущать поддержку взрослых. Литература: Соколова В.Н., Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. Черных Ю.Н. Открыть человека. М.: Просвещение,1991.


В раздел образования