Педагогические ошибки родителей в воспитании детей
Автор: Цыбикова Маргарита Дашиевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАУ ДО "ДТСР "Форус"г. Улан-Удэ" Населённый пункт: Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: Педагогические ошибки родителей в воспитании детей Раздел: дополнительное образование
Педагогические ошибки родителей в воспитании детей
М.Д.Цыбикова
Социальный педагог МАУ ДО «ДТСР «Форус», г. Улан-Удэ
Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является
системой
формирующей
и
прививающей
нормативную,
этическую,
моральную,
психологическую
базу
воспитываемому
ребёнку.
Воспитание,
прежде
всего,
характеризуется определёнными сторонами отношения родителей к детям.
К таким отношениям можно отнести: непонимание своеобразия личностного развития
детей,
непринятие
детей,
несоответствие
требований
и
ожиданий
родителей
возможностям и потребностям детей, негибкость родителей в отношениях с детьми,
неравномерность
отношения
родителей
в
различные
периоды
жизни
детей,
непоследовательность
в
обращении
с
детьми,
несогласованность
отношений
между
родителями,
избыток
родительского
раздражения,
недоверие
к
возможностям
детей,
недостаточная отзывчивость родителей на просьбы детей и т.д.
Во взаимодействиях с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих
неотреагированных чувств и переживаний. Здесь можно привести в пример гиперопеку
матери, основанную на тревожности и страхе одиночества, нервные срывы родителей в
виде
крика
и
физических
наказаний,
бесчисленные
замечания
и
педантичное
предопределение образа жизни детей, исходящие из мнительности родителей или их
чрезмерной принципиальности.
Часто в таких семьях создаются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, а
затем
и
в
формировании
их
личности.
Эти
проблемы
ребёнок
не
может
решить
самостоятельно,
в
результате
происходит
перенапряжение
еще
не
окрепших
нервно-
психических
резурсов
его
организма.
И,
в
конце-концов,
он
приобретает
невроз.
Отличительной
чертой
воспитания,
когда
родители
проецируют
на
ребенка
свои
недостатки,
не
замечая
их
у
себя,
является
разрыв
между
словом
и
делом,
когда
родительская мораль носит абстрактный, отвлеченный характер и
не подкрепляется
живым,
непосредственным
примером.
Такие
родители
не
могут
стабилизировать
кризисные
ситуации
в
психическом
развитии
ребенка,
справиться
с
его
страхами
и
тревогами.
Одной из причин неправильного воспитания и развития ребенка в семье являются
психические отклонения у родителей. При таком отклонении наблюдаются пониженные
требования к ребенку или доминирующая роль родителей, где главным фактором является
жестокое
обращение
с
ребенком.
Применение
силы
приводит
к
развитию
у
ребёнка
психологических, физических, нравственных комплексов и травм. Ребёнок может стать
замкнутым,
резким,
недоверчивым.
Часто
дети
из
семей,
где
физическое
наказание
является нормой, жестоки по отношению к более слабым, подчиняются только силе,
выдают желаемое за действительное. Физическое наказание в качестве воспитательной
меры является недопустимым.
При полном отсутствии контроля и внимания со стороны родителей, занятых своими
делами, ребёнок вынужден искать общение и поддержку вне семьи, и есть большая
вероятность,
что
он
попадёт
в
неблагоприятные
компании.
Такой
ребенок
пытается
привлечь внимание родителей нарушением дисциплины, откровенным неповиновением.
Если это школьник, то появляются проблемы с учёбой, пропуски занятий, а в более
старшем возрасте - уход из дома, опасность впадения в алкогольную или наркотическую
зависимость.
Некоторые
родители
предъявляют
своим
детям
повышенную
моральную
ответственность, внушая им, что они должны оправдать их надежды и ожидания. Часто
эти
родители
излишне
рационально
подходят
к
эмоциональным
проблемам
детей.
Подобный
рационализм
затрудняет
общение
ребёнка
со
сверстниками.
В
итоге
дети
становятся
нервными
и
переживают
психологические
срывы,
их
психика
становится
неустойчивой, а это может отразиться на его физическом здоровье.
Очень часто родители обвиняют детей в неблагодарности, нарушении порядка, плохой
учёбе. У ребёнка возникает комплекс, он боится проявления самостоятельности, опасаясь
быть причиной неблагополучия семьи. Дети испытывают моральное давление, что также
может привести к нервно-психическим расстройствам.
Решающим фактором в развитии ребенка является обучение в общеобразовательной
школе. Каждому родителю кажется, что его ребенок самый умный, самый развитый и что
обязан
учиться
лучше
всех.
И
когда
ребенок
испытывает
трудности
в
учебе,
а
это
проявляется при выполнении домашних заданий, родители вместо того. Чтобы помочь
ему,
начинают
ругать,
стыдить
его,
вызывая
у
него
состояние
возбуждения
или
торможения.
Задача родителей- создание условий и поддержка ребенка. Выполняя
домашнее задание, родители невольно создают ему проблемы в будущем. Во-первых, это
не способствует развитию самостоятельности; во-вторых, родители не знают методики
решения заданий (особенно заданий по математике в средних классах, которые они
решают так, как решал бы старшеклассник); в-третьих, появляются проблемы в развитии
способностей ребенка.
Основопологающие
принципы,
которых
необходимо
придерживаться
в
семье,
сформулировал русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт:
Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных
гигиенических условий детского развития;
Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя;
Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с
ребенком.
Семья для ребёнка является на начальном этапе моделью общества. Для него важна,
прежде всего, любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в
отношениях. Очень важным принципом является готовность помочь ребенку в трудностях
и неудачах, ответить на интересующие его вопросы, Ребенок всегда должен ощущать
поддержку взрослых.
Литература:
Соколова В.Н., Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.
Черных Ю.Н. Открыть человека. М.: Просвещение,1991.