Задачи: закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счеты?» и т.д.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в
убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения
словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день,
вечер, ночь
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, карточки с изображениями паровозика и 5
вагончиков с героями сказок ( Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка,
Буратино), круги ( желтый – утро, красный – день, голубой – вечер, черный – ночь),
настольный театр (или видеозапись сказки ), аудиозапись или мелодии из телепередачи
«Спокойной ночи, малыши!».
Раздаточный материал. Шарики и флажки разного цвета и величины (большой, поменьше,
еще меньше и т.д. – по 5 шт. для каждого ребенка; размер каждого шарика соответствует
размеру флажка).
Ход НОД.
Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок».
I
часть. Воспитатель выясняет у детей, какое сейчас время суток (утро), что можно делать
утром. Затем прикрепляет на фланелеграф желтый круг и объясняет, что он будет
обозначать утро.
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли сказочные герои, и предлагает
всем вместе отправиться на праздник сказок. Ребята строят паровозик (в каждом из
вагончиков поедет один из героев сказки: Колобок , Красная Шапочка, Винни Пух,
Чебурашка, Буратино). Воспитатель уточняет: «Из каких сказок эти герои? Сколько гостей
едет на праздник? Посчитайте. Сколько вагончиков? Как узнать, сколько вагончиков?
(Дети определяют количество вагончиков, а затем считают их по порядку). Кто едет в
третьем вагончике? В котором по счету вагончике едет Чебурашка?» И так далее.
II часть. Воспитатель предлагает детям украсить зал флажками и шариками.
Воспитатель обращает внимание на шарики: «Что можно сказать о цвете (величине
шариков?»
Дети располагают шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого
маленького и заканчивая самым большим, уточняют приемы раскладывания предметов
по величине.
Аналогичное задание дети выполняют с флажками и располагают их в порядке убывания.
После выполнения заданий дети рассказывают о величине предметов, используя слова:
самый маленький, побольше, еще побольше, самый большой.
III часть. Игра «Найди себе пару».
Воспитатель выясняет у детей, что можно делать днем, и прикрепляет на фланелеграф
красный круг, обозначающий день. Затем предлагает поиграть.
Дети берут по одному шарику или флажку и начинают двигаться под музыку. По
окончании мелодии они находят себе пару: ребенка с шариком или флажком такого же
цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Затем дети объясняют
свой выбор и меняются предметами. Игра повторяется.
IV часть. Воспитатель обращает внимание детей на круги, обозначающие время суток, и
предлагает назвать их по порядку в соответствии с тем временем суток, которое они
обозначают. ( Утро, день.)
«Какое время суток сменяет день?» - спрашивает воспитатель. Он прикрепляет на
фланелеграф голубой круг и уточняет, какое время суток он обозначает.
Звучит музыка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», и дети вместе с
персонажами сказок смотрят мультфильм ( видеозапись сказки).
Воспитатель уточняет, что теперь будут делать дети и герои сказок: «Как называется эта
часть суток?» (Ночь) Прикрепляет на фланелеграф черный круг и предлагает назвать все
части суток по порядку: утро, день, вечер, ночь.