Опыт использования шведской технологии экологического воспитания дошкольников
Автор: Галкина Марина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида Кировского района Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: Опыт использования шведской технологии экологического воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
компенсирующего вида Кировского района Санкт - Петербурга
Опыт использования шведской технологии экологического
воспитания в работе с дошкольниками.
Подготовлено воспитателем
Галкиной Мариной Валерьевной
ГБЛОУ д/с № 41
Кировского района С - Пб
Теоретическая часть
В Швеции главный принцип устойчивого развития состоит в том, чтобы
каждое
поколение
заботилось
о
сохранении
ресурсов
для
поколений
будущих. Сегодня идеи устойчивости пронизывает образ жизни большинства
шведов.
Формирование
здорового
образа
жизни,
главным
компонентом
является экологическое образование подрастающего поколения.
Создан проект воспитания и образования детей, начиная с 2-х лет, которые не
только будут бережно относиться к природе, но и глобально – заботиться о
планете.
Воспитание
с
дошкольного
возраста
является
приоритетным
в
Швеции
(даже
мужчины
с
удовольствием
работают
в
детских
садах).
Созданы с этой целью природные, лесные школы их девиз «В природу в
любую погоду».
с использованием сказочных персонажей, которые играя
учат
детей
не
только
находиться
в
природе,
но
и
чувствовать,
творить,
изменять, беречь. Как результат – у подрастающего поколения формируется
социально – ценный личный опыт взаимодействия с окружающим миром, что
способствует
преодолению
потребительских
установок
в
отношении
к
природе
и
ее
ресурсам,
создает
условия
выработки
природосообразных
культурных норм отношения к миру живой природы.
В своей практической деятельности с дошкольниками я интересовалась
природоведческой деятельностью с детьми и рукоделием. Поэтому, когда
случайно побывав на семинаре, я познакомилась со шведской технологией
«Мулле школой» с удовольствием принимала участие в различных семинарах
в этом направлении, которые проводила в Петербурге Мерлин Барден из
Стокгольма с коллегами, на базе яхт клуба Кораблестроительного института
при поддержке общественной организации «Прозрачные воды Невы»
Эта
технология
меня
покорила
своей
простотой,
естественностью,
доступностью,
сказочностью.
Придумал
сказочных
персонажей
и
тексты
песенок Госта Фром. Сказочные персонажи охватывают все стихии- землю
охраняет Мулле (лесной человечек очищает лес своим хвостиком), Лососик
защищает водные ресурсы Земли, Горная
красавица сохраняет воздушные
ресурсы,
а Косма защищает
атмосферу
Земли. Дети со взрослыми играя
учатся
находиться
в
природной
среде,
чувствовать,
жить
в
согласии
с
природой, а в конечном итоге беречь и преображать нашу зелено – голубую
планету.
В играх, сказках, песнях дети познают взаимосвязи всего в природе
(живое
–
не
живое,
цепочки
питания,
среда
обитания).
Простота,
искренность, доступность побуждает к действию. В общении с природой
дети исследуют, чувствуют. Здесь нет неправильных решений. Обогащается
опыт детей воспринимать окружающий мир всеми органами чувств, что
естественно
для
детей.
От
простого
к
сложному,
от
непознанного
к
знакомому,
к
понятному.
От
ощущений
к
пониманию,
к
знаниям
через
личный исследовательский опыт.
Интересно, что вся деятельность детей и игровая, и исследовательская, и
художественная проводиться на улице (хоть и на не большом участке
природы), что обогащает прогулки, придавая им познавательный и
развивающий характер.
Обобщая свой опыт работы с детьми различных категорий (ЗПР, с ОНР,
ОВЗ) поняла, что приемы «Мулле школы» легко принимаются детьми. В
результате проведения прогулок с играми, загадками, заданиями у детей
появляется познавательный интерес, дети становятся активнее, начинают
задавать вопросы, т.е. активизируются речевые навыки детей. Свобода
выбора своей деятельности и включения в общие игры повышает самооценку
детей.
Опираясь на шведскую технологию, я использую ее принципы в
построении всей работы с детьми.
Формирование ПОНЯТИЯ:
начинается с
восприятия
всеми органами чувств;
затем -
сравнение
с собой, прикладывая к себе и другими предметами;
измерение частями тела и мерками;
изменение (мнется, рвется, ломается и т.п.);
применение (как можно использовать?);
классификация (от длинного к короткому, от тонкого к широкому и т.п.)
творчество (изобразительная деятельность, пение, обыгрывание)
принадлежность (видовая, классовая).
ИНФОРМАЦИЯ
ОПЫТ
знания
Этот путь приводит к прочным знаниям, основанным на личном опыте детей.
Кроме карандашей и бумаги, в деятельности детей используется
природный материал, найденный детьми на прогулках, который сортируется
детьми, рассматривается и используется в различных видах деятельности: в
непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работе по
формированию элементарных математических представлений и речи, а также
в дидактических и творческих играх.
Опыт работы с использованием шведской технологии показала:
у детей повышается познавательный интерес, который дети с
проблемами в развитии практически не проявляют;
расширяется кругозор;
активизируются речевые возможности;
через руки, которые постоянно трогают и манипулируют с природным
материалом, развивается ручная умелость и мелкая моторика, которая
так важна в развитии детей и является основным показателем
готовности к следующей ступени – школьному обучению.
Практическая часть.
I. Предлагаю вариант прогулки:
1.
Готовлю тропу движений. Обозначаю схемами места заданий на
определенных местах: пройти по скамье, бросить в цель, пролезть,
перепрыгнуть. Иногда делю детей парами предлагая свой путь
схематично.
2.
На дереве готовлю картинки с частями животных, которые надо узнать
и рассказать о них что знаешь или вспомнить загадку, или стишок.
3.
«Лабиринт» пройти вдоль натянутой веревке сначала с открытыми
глазами, а по мере освоения – с закрытыми.
4.
Игра «Кто как кричит? Или «Узнай по голосу»
5.
«Поделись своей находкой» Дети ищут интересные «находки» и играют
с ними (выкладывают, сравнивают, рассказывают сказки, истории о
своей находке)
6.
Возвращаясь с прогулки, спрашиваю:
- «Идем домой», а дети спрашивают - «Как?». Я или кто-то из детей
называет животное, которое имитируют все дети.
II.
Коллективная поделка
Предлагаю немного пофантазировать и из разного материала
изготовить ковер.
Предлагаю заготовку и материал для поделки.
Все поочередно приобщаются и вносят свой вклад.
В итоге получается творческая поделка ковер «Фантазия»
или придумывается другое название по желанию участников.
Завершение
Подведение итогов мастер – класса
Вопрос – ответ.
Мнение участников.
Фото на память.