Напоминание

Опыт использования шведской технологии экологического воспитания дошкольников


Автор: Галкина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида Кировского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Опыт использования шведской технологии экологического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт - Петербурга Опыт использования шведской технологии экологического воспитания в работе с дошкольниками. Подготовлено воспитателем Галкиной Мариной Валерьевной ГБЛОУ д/с № 41 Кировского района С - Пб

Теоретическая часть
В Швеции главный принцип устойчивого развития состоит в том, чтобы каждое поколение заботилось о сохранении ресурсов для поколений будущих. Сегодня идеи устойчивости пронизывает образ жизни большинства шведов. Формирование здорового образа жизни, главным компонентом является экологическое образование подрастающего поколения. Создан проект воспитания и образования детей, начиная с 2-х лет, которые не только будут бережно относиться к природе, но и глобально – заботиться о планете. Воспитание с дошкольного возраста является приоритетным в Швеции (даже мужчины с удовольствием работают в детских садах). Созданы с этой целью природные, лесные школы их девиз «В природу в любую погоду». с использованием сказочных персонажей, которые играя учат детей не только находиться в природе, но и чувствовать, творить, изменять, беречь. Как результат – у подрастающего поколения формируется социально – ценный личный опыт взаимодействия с окружающим миром, что способствует преодолению потребительских установок в отношении к природе и ее ресурсам, создает условия выработки природосообразных культурных норм отношения к миру живой природы. В своей практической деятельности с дошкольниками я интересовалась природоведческой деятельностью с детьми и рукоделием. Поэтому, когда случайно побывав на семинаре, я познакомилась со шведской технологией «Мулле школой» с удовольствием принимала участие в различных семинарах в этом направлении, которые проводила в Петербурге Мерлин Барден из Стокгольма с коллегами, на базе яхт клуба Кораблестроительного института при поддержке общественной организации «Прозрачные воды Невы» Эта технология меня покорила своей простотой, естественностью, доступностью, сказочностью. Придумал сказочных персонажей и тексты песенок Госта Фром. Сказочные персонажи охватывают все стихии- землю охраняет Мулле (лесной человечек очищает лес своим хвостиком), Лососик защищает водные ресурсы Земли, Горная красавица сохраняет воздушные ресурсы, а Косма защищает атмосферу Земли. Дети со взрослыми играя учатся находиться в природной среде, чувствовать, жить в согласии с природой, а в конечном итоге беречь и преображать нашу зелено – голубую планету. В играх, сказках, песнях дети познают взаимосвязи всего в природе (живое – не живое, цепочки питания, среда обитания). Простота, искренность, доступность побуждает к действию. В общении с природой дети исследуют, чувствуют. Здесь нет неправильных решений. Обогащается опыт детей воспринимать окружающий мир всеми органами чувств, что
естественно для детей. От простого к сложному, от непознанного к знакомому, к понятному. От ощущений к пониманию, к знаниям через личный исследовательский опыт. Интересно, что вся деятельность детей и игровая, и исследовательская, и художественная проводиться на улице (хоть и на не большом участке природы), что обогащает прогулки, придавая им познавательный и развивающий характер. Обобщая свой опыт работы с детьми различных категорий (ЗПР, с ОНР, ОВЗ) поняла, что приемы «Мулле школы» легко принимаются детьми. В результате проведения прогулок с играми, загадками, заданиями у детей появляется познавательный интерес, дети становятся активнее, начинают задавать вопросы, т.е. активизируются речевые навыки детей. Свобода выбора своей деятельности и включения в общие игры повышает самооценку детей. Опираясь на шведскую технологию, я использую ее принципы в построении всей работы с детьми. Формирование ПОНЯТИЯ:  начинается с восприятия всеми органами чувств;  затем - сравнение с собой, прикладывая к себе и другими предметами;  измерение частями тела и мерками;  изменение (мнется, рвется, ломается и т.п.);  применение (как можно использовать?);  классификация (от длинного к короткому, от тонкого к широкому и т.п.)  творчество (изобразительная деятельность, пение, обыгрывание)  принадлежность (видовая, классовая). ИНФОРМАЦИЯ ОПЫТ знания
Этот путь приводит к прочным знаниям, основанным на личном опыте детей. Кроме карандашей и бумаги, в деятельности детей используется природный материал, найденный детьми на прогулках, который сортируется детьми, рассматривается и используется в различных видах деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений и речи, а также в дидактических и творческих играх. Опыт работы с использованием шведской технологии показала:  у детей повышается познавательный интерес, который дети с проблемами в развитии практически не проявляют;  расширяется кругозор;  активизируются речевые возможности;  через руки, которые постоянно трогают и манипулируют с природным материалом, развивается ручная умелость и мелкая моторика, которая так важна в развитии детей и является основным показателем готовности к следующей ступени – школьному обучению.
Практическая часть.
I. Предлагаю вариант прогулки: 1. Готовлю тропу движений. Обозначаю схемами места заданий на определенных местах: пройти по скамье, бросить в цель, пролезть, перепрыгнуть. Иногда делю детей парами предлагая свой путь схематично. 2. На дереве готовлю картинки с частями животных, которые надо узнать и рассказать о них что знаешь или вспомнить загадку, или стишок. 3. «Лабиринт» пройти вдоль натянутой веревке сначала с открытыми глазами, а по мере освоения – с закрытыми. 4. Игра «Кто как кричит? Или «Узнай по голосу» 5. «Поделись своей находкой» Дети ищут интересные «находки» и играют с ними (выкладывают, сравнивают, рассказывают сказки, истории о своей находке) 6. Возвращаясь с прогулки, спрашиваю: - «Идем домой», а дети спрашивают - «Как?». Я или кто-то из детей называет животное, которое имитируют все дети. II. Коллективная поделка Предлагаю немного пофантазировать и из разного материала изготовить ковер. Предлагаю заготовку и материал для поделки.
Все поочередно приобщаются и вносят свой вклад. В итоге получается творческая поделка ковер «Фантазия» или придумывается другое название по желанию участников.
Завершение
Подведение итогов мастер – класса Вопрос – ответ. Мнение участников. Фото на память.


В раздел образования