Напоминание

"Театральная азбука"


Автор: Сычева Елена Фокеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" №384
Населённый пункт: Пермский край город Пермь
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Театральная азбука"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384» г.Перми
Педагогический проект

«Театральная азбука»

Разработала и реализовала
Сычева Е.Ф.
2016 г.


Проблемно-ориентированный анализ:
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду, поэтому она используется в основном как инсценировка к празднику или подготовка к спектаклю (чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми), а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически. Проанализировав результаты наблюдений за детьми и их игровой деятельностью, нами выявлены следующие проблемы: - дети группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности; - дети слабо владеют выразительностью речи; - дети обладают малой способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё; - отмечается неумение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием с детьми группы вызывает необходимость разработки педагогического проекта, направленного на активное использование технологий обучения детей элементам театрального искусства.
Название проекта: «Театральный букварь»

Цель

проекта:
развитие у детей интереса к театрализованной деятельности путем активного вовлечения их в игровые действия по содержанию знакомых сказок.
Задачи проекта:
1.Обучать детей разыгрыванию несложных представлений по знакомым сказкам. 2.Развивать у детей умения -озвучивать игровую ситуацию через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию; -выстраивать линию поведения в соответствии с определенной ролью, используя выразительные средства (речь, мимику, жесты, движения), атрибуты, детали костюмов, в том числе сделанных своими руками; -передавать характер героя сюжета. 3.Развивать диалогическую и монологическую речь. 4.Воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
-приобретение опыта разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам; -приобретение опыта по озвучиванию игровых ситуаций через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию в соответствии с определенной ролью; -динамика в развитии монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса; -повышение интереса к театрализованной деятельности.
Критерии оценки результативности:
-активность детей в подготовке театральных постановок; -навыки разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;
-навыки и умения озвучивать роли сказочных персонажей с помощью выразительной монологической и диалогической речи, невербальные средств (жесты, мимика, движения); -проявление интереса и активное участие детей в театральных постановках.
Возможные риски
: - отсутствие интереса к театрализованной деятельности; - неуверенность и скованность детей; - отсутствие декораций, недостаточное количество костюмов и масок.
Пути их преодоления:
- создание предметно-развивающей среды по театральной деятельности; - просмотр театрализованных постановок с участием других детей; - взаимодействие с родителями воспитанников при изготовлении костюмов и декораций; - поощрение, положительная педагогическая оценка.
Планирование работы по реализации проекта:
Сроки Содержание деятельности с детьми Ожидаемый результат, продукт деятельности Декабрь 1 неделя -Чтение и пересказ литературного текста «Рукавичка» -Разучивание этюдов из сказки с разными героями индивидуально и по парам.  Ознакомленность детей с содержанием сказки.  Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.  Вовлечение детей в игровые действия.  Умения детей выразительно передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей. 2 неделя - Распределение ролей - Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки «Рукавичка» с разными героями. 3 неделя - Изготовление недостающих масок, атрибутов, декораций, подбор костюмов - Репетиция постановки 4 неделя - Театрализованная постановка «Рукавичка» Театрализованная постановка « Рукавичка» Январь 1 неделя - Прослушивание аудиозаписи по мотивам сказки «Петушок и бобовое зернышко» - Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки  Ознакомленность детей с содержанием сказки.  Проявление интереса и желания инсценировать сказку.  Вовлечение детей в игровые действия.  Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей. 2 неделя - Изготовление масок для персонажей, подбор костюмов. - Подбор и разработка декораций. - Репетиция постановки сказки в костюмах
 Умение передавать характерные действия персонажей мимикой, позой, жестами, движением. 3 неделя - Постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко» перед сверстниками, детей другой группы и гостями. Театрализованная постановка по мотивам сказки «Петушок и бобовое зернышко» Февраль 1неделя -Чтение и рассказывание литературного текста «Заюшкина избушка» - Разучивание эпизодов сказки с разными героями индивидуально и в парах.  Ознакомленность детей с содержанием сказки.  Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.  Вовлечение детей в игровые действия по содержанию сказки. 2 неделя -Распределение ролей - Разучивание ролевых диалогов 3 неделя - Разучивание ролевых диалогов - Подбор и создание декораций, атрибутов, костюмов для детей. 4 неделя -Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» перед сверстниками, детей другой группы и гостями. Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» Март 1 неделя - Чтение и рассказывание литературного текста «Волк и семеро козлят» -Разучивание эпизодов сказки с разными героями индивидуально и в парах.  Ознакомленность детей с содержанием сказки  Вовлечение детей в игровые действия по содержанию сказки  Умение передавать характерные действия персонажей мимикой, позой, жестами, движением, выразительной речью.  Преодоление неуверенности. 2 неделя - Распределение ролей - Разучивание ролевых диалогов 3 неделя - Репетиция инсценировки - Изготовление масок, подбор костюмов 4 неделя - Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят» перед сверстниками другой группы и гостями Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят» Апрель 1 неделя - Обучение детей приемам кукловождения. - Чтение и рассказывание литературного текста «Три медведя» - Распределение ролей  Навыки кукловождения.  Пробуждение интереса и желания инсценировать сказку с помощью кукол.  Вовлечение детей в игровые действия.  Умения выстраивания линии правильности речи, выученного текста героев с использованием 2 неделя - Разучивание ролевых диалогов - Разыгрывание эпизодов сказки на ширме 3 неделя - Изготовление декораций на ширму - Репетиция постановки «Три медведя» с использованием декораций и пальчикового театра
пальчикового театра. 4 неделя - Театрализованная постановка «Три медведя» перед сверстниками другой группы и гостями Театрализованная постановка «Три медведя» Май 1 неделя - Чтение и рассказывание литературного текста «Жихарка»  Ознакомленность детей с содержанием сказки.  Вовлечение детей в игровые действия.  Умения выстраивания линии правильности речи, выученного текста героев с использованием пальчиковых кукол на ширме  Навыки кукловождения 2 неделя -Распределение ролей - Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки «Жихарка» с разными героями с помощью театра на конусах - Разыгрывание эпизодов сказки на ширме 3 неделя - Изготовление декораций на ширму - Репетиция постановки «Жихарка» 4 неделя Постановка сказки на конусах «Жихарка» перед сверстниками другой группы и гостями Постановка сказки на конусах «Жихарка»
Способы и средства достижения результатов:
-просмотры театральных спектаклей -чтение литературных текстов -разыгрывание этюдов на выразительность жестов, выражения основных эмоций на воспроизведение отдельных черт характера -разыгрывание диалогов -этюдный тренаж (упражнения на развитие внимания, памяти, воображения) -репетиции - постановки спектаклей, минисценок
Ресурсное обеспечение:

Условия

Оборудование

Источник
1.Материально – технические Литературные тексты народных и авторских сказок. Аудиозаписи сказок. Костюмы, маски- шапочки. Куклы пальчикового театра. Куклы театра на конусах. Декорации ДОУ 2. Мотивационные Участие в театральной постановке, сценке на празднике, театральном фестивале. 3. Кадровые Воспитатели ДОУ
4.Информационные, научно - методические - П е р и о д и ч е с к а я п е ч а т ь п о дошкольному образованию. - Ме тод и че с ка я л и т е р ату р а с рекомендациями по организации театрализованной деятельности с детьми. -Интернет ресурсы. Воспитатели
Реализация проекта:
Дата начала проекта: декабрь 2016 Дата окончания проекта: май 2017 Продолжительность проекта: 6 месяцев
Участники проекта:
сотрудники ДОУ (воспитатели), дети средней группы, родители
Анализ результатов
: выявление проблем в организации театрализованной деятельности с детьми, выявление робких, застенчивых, неуверенных детей.
Перспективы развития проекта:
разработка нового проекта на новый учебный год
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г. 2. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г. 3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010 4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с 5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г. 6. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г. 7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г. 8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г. 9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г. 10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г. 11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика- синтез 2008


В раздел образования