Автор: Сычева Елена Фокеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" №384 Населённый пункт: Пермский край город Пермь Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Театральная азбука" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 384» г.Перми
Педагогический проект
«Театральная азбука»
Разработала и реализовала
Сычева Е.Ф.
2016 г.
Проблемно-ориентированный анализ:
Значение
театрализованной
деятельности
в
развитии
ребёнка
трудно
переоценить,
поскольку
театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности
непосредственного
эмоционального
воздействия
на
человека.
Театрализованная
деятельность
не
входит в систему организованного обучения детей в детском саду, поэтому она
используется
в
основном как инсценировка к празднику или подготовка к спектаклю (чаще всего заключается в
разучивании
ролей
с
многократным
повторением
текста
детьми),
а
в
повседневной
жизни
–
достаточно бессистемно, эпизодически.
Проанализировав результаты наблюдений за детьми и их игровой деятельностью, нами выявлены
следующие проблемы:
- дети группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности;
- дети слабо владеют выразительностью речи;
- дети обладают малой способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать
своё;
- отмечается неумение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
Противоречие
между
развивающим
потенциалом
театрализованной
игры
и
его
недостаточным
использованием
с детьми группы вызывает необходимость разработки
педагогического проекта,
направленного
на
активное
использование
технологий
обучения
детей
элементам
театрального
искусства.
Название проекта: «Театральный букварь»
Цель
проекта:
развитие
у
детей
интереса
к
театрализованной
деятельности
путем
активного
вовлечения их в игровые действия по содержанию знакомых сказок.
Задачи проекта:
1.Обучать детей разыгрыванию несложных представлений по знакомым сказкам.
2.Развивать у детей умения
-озвучивать игровую ситуацию через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение
их в единую сюжетную линию;
-выстраивать
линию
поведения
в
соответствии
с
определенной
ролью,
используя
выразительные
средства (речь, мимику, жесты, движения), атрибуты, детали костюмов, в том числе сделанных своими
руками;
-передавать характер героя сюжета.
3.Развивать диалогическую и монологическую речь.
4.Воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
-приобретение опыта разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;
-приобретение
опыта
по
озвучиванию
игровых
ситуаций
через
выполнение
различных
взаимосвязанных
действий
и
объединение
их
в
единую
сюжетную
линию
в
соответствии
с
определенной ролью;
-динамика в развитии монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса;
-повышение интереса к театрализованной деятельности.
Критерии оценки результативности:
-активность детей в подготовке театральных постановок;
-навыки разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;
-навыки и умения
озвучивать роли сказочных персонажей
с помощью
выразительной
монологической и диалогической речи, невербальные средств (жесты, мимика, движения);
-проявление интереса и активное участие детей в театральных постановках.
Возможные риски :
- отсутствие интереса к театрализованной деятельности;
- неуверенность и скованность детей;
- отсутствие декораций, недостаточное количество костюмов и масок.
Пути их преодоления:
- создание предметно-развивающей среды по театральной деятельности;
- просмотр театрализованных постановок с участием других детей;
- взаимодействие с родителями воспитанников при изготовлении костюмов и декораций;
- поощрение, положительная педагогическая оценка.
Планирование работы по реализации проекта:
Сроки
Содержание деятельности с детьми
Ожидаемый
результат,
продукт
деятельности
Декабрь
1
неделя
-Чтение и пересказ литературного текста «Рукавичка»
-Разучивание
этюдов
из
сказки
с
разными
героями
индивидуально и по парам.
Ознакомленность детей с
содержанием сказки.
Умения детей передавать
содержание текста, следить
за развитием действия,
имитировать характерные
действия персонажей.
Вовлечение детей в
игровые действия.
Умения детей выразительно
передавать содержание
текста, следить за развитием
действия, имитировать
характерные действия
персонажей.
2
неделя
- Распределение ролей
- Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки
«Рукавичка» с разными героями.
3
неделя
- Изготовление недостающих масок, атрибутов, декораций,
подбор костюмов
- Репетиция постановки
4
неделя
- Театрализованная постановка «Рукавичка»
Театрализованная постановка
« Рукавичка»
Январь
1
неделя
- Прослушивание аудиозаписи по мотивам сказки
«Петушок и бобовое зернышко»
- Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки
Ознакомленность детей с
содержанием сказки.
Проявление интереса и
желания инсценировать
сказку.
Вовлечение детей в
игровые действия.
Умения детей передавать
содержание текста, следить
за развитием действия,
имитировать характерные
действия персонажей.
2
неделя
- Изготовление масок для персонажей, подбор костюмов.
- Подбор и разработка декораций.
- Репетиция постановки сказки в костюмах
Умение передавать
характерные действия
персонажей мимикой,
позой, жестами,
движением.
3
неделя
- Постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко»
перед сверстниками, детей другой группы и гостями.
Театрализованная постановка по
мотивам сказки «Петушок и
бобовое зернышко»
Февраль
1неделя
-Чтение и рассказывание литературного текста «Заюшкина
избушка»
- Разучивание эпизодов сказки с разными героями
индивидуально и в парах.
Ознакомленность детей с
содержанием сказки.
Умения детей передавать
содержание текста, следить
за развитием действия,
имитировать характерные
действия персонажей.
Вовлечение детей в
игровые действия по
содержанию сказки.
2
неделя
-Распределение ролей
- Разучивание ролевых диалогов
3
неделя
- Разучивание ролевых диалогов
- Подбор и создание декораций, атрибутов, костюмов для
детей.
4
неделя
-Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» перед
сверстниками, детей другой группы и гостями.
Театрализованная постановка
«Заюшкина избушка»
Март
1
неделя
- Чтение и рассказывание литературного текста «Волк и
семеро козлят»
-Разучивание
эпизодов
сказки
с
разными
героями
индивидуально и в парах.
Ознакомленность детей с
содержанием сказки
Вовлечение детей в
игровые действия по
содержанию сказки
Умение передавать
характерные действия
персонажей мимикой,
позой, жестами,
движением,
выразительной речью.
Преодоление
неуверенности.
2
неделя
- Распределение ролей
- Разучивание ролевых диалогов
3
неделя
- Репетиция инсценировки
- Изготовление масок, подбор костюмов
4
неделя
- Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят»
перед сверстниками другой группы и гостями
Театрализованная постановка
«Волк и семеро козлят»
Апрель
1
неделя
- Обучение детей приемам кукловождения.
- Чтение и рассказывание литературного текста «Три
медведя»
- Распределение ролей
Навыки кукловождения.
Пробуждение интереса
и желания инсценировать
сказку с помощью кукол.
Вовлечение детей в
игровые действия.
Умения выстраивания
линии правильности
речи, выученного текста
героев с использованием
2
неделя
- Разучивание ролевых диалогов
- Разыгрывание эпизодов сказки на ширме
3
неделя
- Изготовление декораций на ширму
- Репетиция постановки «Три медведя» с использованием
декораций и пальчикового театра
пальчикового театра.
4
неделя
- Театрализованная постановка
«Три медведя» перед
сверстниками другой группы и гостями
Театрализованная постановка
«Три медведя»
Май
1
неделя
- Чтение и рассказывание литературного текста «Жихарка»
Ознакомленность детей с
содержанием сказки.
Вовлечение детей в
игровые действия.
Умения выстраивания
линии правильности
речи, выученного текста
героев с использованием
пальчиковых кукол на
ширме
Навыки кукловождения
2
неделя
-Распределение ролей
- Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки
«Жихарка» с разными героями с помощью театра на
конусах
- Разыгрывание эпизодов сказки на ширме
3
неделя
- Изготовление декораций на ширму
- Репетиция постановки «Жихарка»
4
неделя
Постановка сказки на конусах «Жихарка» перед
сверстниками другой группы и гостями
Постановка сказки на конусах
«Жихарка»
Способы и средства достижения результатов:
-просмотры театральных спектаклей
-чтение литературных текстов
-разыгрывание этюдов на выразительность жестов, выражения основных эмоций
на воспроизведение отдельных черт характера
-разыгрывание диалогов
-этюдный тренаж (упражнения на развитие внимания, памяти, воображения)
-репетиции
- постановки спектаклей, минисценок
Ресурсное обеспечение:
Условия
Оборудование
Источник
1.Материально – технические
Литературные тексты народных и
авторских сказок.
Аудиозаписи сказок.
Костюмы, маски- шапочки.
Куклы пальчикового театра.
Куклы театра на конусах.
Декорации
ДОУ
2. Мотивационные
Участие
в
театральной
постановке,
сценке
на
празднике,
театральном фестивале.
3. Кадровые
Воспитатели
ДОУ
4.Информационные,
научно
-
методические
- П е р и о д и ч е с к а я
п е ч а т ь
п о
дошкольному образованию.
- Ме тод и че с ка я
л и т е р ату р а
с
рекомендациями
по
организации
театрализованной
деятельности
с
детьми.
-Интернет ресурсы.
Воспитатели
Реализация проекта:
Дата начала проекта: декабрь 2016
Дата окончания проекта: май 2017
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Участники проекта:
сотрудники ДОУ (воспитатели), дети средней группы, родители
Анализ результатов :
выявление проблем в организации театрализованной деятельности с детьми, выявление робких,
застенчивых, неуверенных детей.
Перспективы развития проекта:
разработка нового проекта на новый учебный год
Литература:
1.
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
2.
Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
3.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление,
тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
4.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
5.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
6.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое
пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки
занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для
воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.
М.: АРКТИ, 2004г.
11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-
синтез 2008