"АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – комплексный подход к развитию детей с ОВЗ
Автор: Труфанов Евгений Геннадьевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ Центр образования № 47 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: методическая разработка Тема: "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – комплексный подход к развитию детей с ОВЗ Раздел: среднее образование
Методическая разработка , подготовил : Труфанов Евгений Геннадьевич, учитель
физической культуры МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска.
Тема : «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – комплексный подход к
развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и
методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в
физическом и психическим развитием детей с ОВЗ.
Здоровый образ жизни: роскошь или необходимость?
Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной сфере.
Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также
спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и
цивилизованности страны.
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%),
наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1) и
определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы
здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль
отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа
жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является
педагогически зависимым фактором .
В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая
культура , диктующая необходимость совершенствования физического воспитания и
обучения учащихся на основе современных научных разработок в области педагогики,
психологии, физиологии и физической культуры.
Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической
готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, хотя
именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой
области. Как и всякая культура, культура физическая - это прежде всего «работа с духом»
человека, его внутренним, а не внешним миром. Без сформированного истинно
ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность,
практика, направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного
плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных
способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения
физической культуре и спорту следует помнить о реализации принципа
природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в его «Великой дидактике», суть
которого заключается в наиболее полном развитии природных задатков человека при
соблюдении законов природы и педагогики.
1
Сегодня лишь на 10 - 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в
движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения
резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества.
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической
направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-
компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в
повышении двигательной активности . Исправление нарушений физического развития,
моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным
условием подготовки его к жизни.
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и
недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов,
П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и,
представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление
недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому
между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая
взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским
(опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы
деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о
приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических
единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Методические рекомендации по преподаванию физкультуры
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера
двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения
физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики.
Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в
развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно,
что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук,
координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются
теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-
синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого
лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.
Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного
умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их
совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры
головного мозга, интеллекта человека.
Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние
2
вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического
состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно
влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на
функции анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения
следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их
словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма,
координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы
контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в
достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать
сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное
отношение к ним.
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического
воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию
познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их
кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни .
Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем,
что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия
качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей,
является адаптивная физическая культура . Целью адаптивной физической культуры
является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление
здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая
направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-
прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных
условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными
видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие
в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное
значение.
На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания,
предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех
возрастов и нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию,
ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее относить к формам
адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному
физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре . (С.П.
Евсеев, 2005).
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно
3
улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим
упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Список использованной литературы
1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248
с.
2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.;
Академия; 2002.-176
3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С.
П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.
4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н.
Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.
4