Напоминание

повторение по теме "Союз", 7 класс


Автор: Гайдакова Елизавета Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: г. Новороссийск с. Абрау-Дюрсо
Наименование материала: конспект урока
Тема: повторение по теме "Союз", 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Автор

Гайдакова Елизавета Павловна, МБОУ СОШ № 30 с. Абрау-Дюрсо муниципального образова-

ния г. Новороссийск

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема урока

Повторение по теме «Союз»

Тип урока

Урок обобщения полученных знаний (общеметодической направленности)

Учебник

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ла-

дыженская и др., науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.

Время

45 минут в подготовленном классе, 90 минут в слабом или не владеющем предложенными фор-

мами работы
Планируемые образовательные результаты:  личностные: формировать потребность в самореализации, воспитывать уважительное отношение к русскому язы- ку, терпимость и уважение к товарищам, совершенствовать собственную устную и письменную речь;  метапредметные: отбирать, классифицировать, анализировать языковой материал, строить рассуждение, устное монологическое высказывание на заданную тему, приводить систему доводов, доказывать свою точку зрения, опираясь на аргументы, уважительно относиться к высказываниям товарищей, анализировать свои и чужие ре- зультаты деятельности, уметь работать в группе, планировать учебное сотрудничество с учителем и товарищами;  предметные: предъявить свои знания по изученной теме, знать и уметь применять орфографические и пунктуаци- онные правила по изученной теме.
Этапы

урока

Обучающие

и

развиваю-

щие

компо-

ненты,

зада-

ния и упраж-

нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащих-

ся

Формы

ор-

ганизации

взаимодей-

ствия,

р е-

зультат вза-

имодей-

ствия.

Формируемые

умения

(УУД)

Л.(личностные)

П.(познавательные)

Р.(регулятивные)

К.(коммуникативные)

Про-

межу-

точ-

ный

контро

ль
1.Оргмо- мент (мотива- Подготовка учащихся к работе, эмо- Ребята, начну урок с забавного двустишия: Служит связи слов союз. Слушают учителя, ана- лизируют предложенный материал (смысл выска- Фронталь- ная. Построено П.: осознавать учебную задачу; Р.: уметь формули- ровать и защищать собствен- Устные ответы.
ц и я к дальней- шей дея- тельно- сти) 2 минуты циональная и психологиче- ская мотива- ция. Нет прочнее этих уз. А известный русский лингвист Генриетта Георгиевна Граник так писала о союзах: «Союзы – это слова-связисты». Сравните оба высказывания. Согласны ли вы с ними? Почему? зываний синонимичен; обосновывают функцию союзов – связь однород- ных членов и простых предложений в составе ССП и СПП, приводят примеры). устное вы- сказывание. ную позицию, слушать това- рища; К.: уметь оформлять свои мысли, с т р о и т ь устное высказывание. 2.Целепо- лагание. 1 минута Мотивирова- ние на подго- товку к итого- вой к\р. Итак, сегодня урок повторения изученной темы «Союз». Чем вы будете заниматься на уроке? Чего вы ждете от сегодняшнего занятия? Формулируют цели уро- к а (повторить изучен- ное, закрепить знания; поможет лучше спра- виться с к\р). Фронталь- ная. Цели заня- тия сформу- лированы. Р.: уметь поставить и сформулировать цель. Устные ответы. 3.Орфог- рафиче- ская раз- минка (повторе- ние изу- ченного). 6 минут Воспроизве- дение ранее изученного, ответы на во- просы. А сейчас вы напишете не- большой словарный диктант. Один ученик будет писать за доской. К доске он пройдет «шаг за шагом», называя терми- ны, связанные с изученной те- мой. Готовьтесь задавать вопро- сы. Проверьте, правильно ли напи- сал, по вашему мнению, уче- ник. Сверьте с образцом. (Образец записан с обратной стороны доски. Можно вывести слайд через проектор.) Выполните ра- боту над ошибками. Оцените свою работу (за каждый пра- вильный ответ 1 балл) Задают вопросы (ученик называет т е рм и н ы , например: союз сочини- тельный, подчинитель- ный, противительный… Класс задает ему три вопроса по названным понятиям. Ученик отве- чает. Если не ответил, говорит тот, кто задал вопрос). Пишут словар- ный диктант, ученик за доской. Самопроверка с образцом, взаимопро- верка. Оценивание. Индивиду- альная. Написан и проверен словарный диктант. П.: анализировать язы- ковые единицы; Р.: осуще- ствлять контроль, оцени- вать результат; К.: взаимо- действовать с учителем и учениками. Работа над ошиб- ками. 4.Актуа- лизация, пробное учебное действие. Решение те- стовой рабо- ты. Решите небольшой тест: исклю- чить неверные утверждения. (слайд с вопросами: 1.союз – служ.ч.р., служит для связи од- нор.чл.пр. и простых предложе- ний в составе сложного. 2.сою- Решают тест. Обсуждают ответы. Слу- шают и исправляют това- р и щ а , с о б с т в е н н ы е ошибки. Индивиду- альная, групповая. Р е ш е н и проверен тест, прове- П.: анализировать языко- вой материал, строить рас- суждение
;
К: осознанно и произвольно строить рече- вые высказывания в устной форме, развивать способ- ность с помощью вопросов Устные ответы, работа над ошиб- ками.
4 минуты зы бывают сочинительными и противительными. 3.союз не является членом предложения. 4.подчинительные союзы свя- зывают однор. чл. 5.союзы бы- вают простые и составные, п р о и з в о д н ы е и непроизводные.6.подчинитель- ные союзы связывают неравно- правные части с л ожного предл.7.сочинительные союзы связывают неравноправные ча- сти сложного предл.8.между частями сложного союзного предложения запятая обычно ставится. – 1 балл за правиль- ный ответ). Комментирование оши- бок. Выставление баллов за правильные ответы. рены теоре- тические знания. добывать недостающую ин- формацию, Р: принимать по- знавательную цель, сохра- нять ее при выполнении учебных действий, регулиро- вать весь процесс их выпол- нения и четко выполнять требования познавательной задачи. 5.Повто- рение ма- териала, сопут- ствующее повторе- ние. н а- блюдение над язы- ковым материа- лом. 9 минут Воспроизве- дение ранее изученного. (на интерактивной дос ке текст, см. приложение) Прочитайте текст, обдумайте, где и почему должны стоять знаки препинания. Спишите. Объясните графически их расстановку. Начертите схемы сложных предложений. На ра- боту 7 минут. А сейчас один ученик выйдет к доске, расставит знаки препина- ния, объясняя свое решение. Второй ученик начертит схемы сложных предложений. Пока они работают, выполните морфологический разбор союза из 3го предложения. Давайте проверим, как вы спра- вились с работой. Сначала – С п и с ы в а ю т т е к с т , расставляют знаки пре- пинания, строят схемы, выделяют однородные члены, дееприч. и прич. об. На интерактивной доске один ученик работает с текстом. На обычной доске другой чертит схе- мы. Класс выполняет разбор союза не только…но и. Один ученик читает раз- Индивиду- альная, групповая. Повторение пунктуации по изучен- н о й т е м е , повторение пунктуации п о т е м а м , изученным ранее. П.: анализировать языко- вой материал, строить рас- суждение
;
К: осознанно и произвольно строить рече- вые высказывания в устной форме, развивать способ- ность с помощью вопросов добывать недостающую ин- формацию; Р: контролиро- вать учебные действия, ви- деть и исправлять ошибки, осознавать правило контро- ля. Пись- мен- ные и устные ответы.
2 минуты морфологический разбор. Теперь проверьте, все ли схемы, правильно ли они начерчены? Проверьте последнее задание. Его надо прокомментировать. За каждый правильно постав- ленный знак, засчитайте себе один балл, за правильно по- строенную схему – еще по бал- лу. бор, остальные слушают, проверяют, исправляют. (Союз сочинительный соединительный, со- ставной, употребл. при однор.чл.) Проверяют, исправляют, задают вопросы. Ученик, который его вы- полнял, дает коммента- рии, объясняет постанов- ку знаков препинания. Учащиеся проверяют, за- дают вопросы, исправ- ляют. 6.Повто- р е н и е с примене- нием ЭОР. Анимация. Посмотрите анимацию. скажи- те, почему в одном случае слова пишутся раздельно, а в другом слитно? Какими частями речи они являются? Просматривают анима- цию, объясняют. (в од- ном случае выделенное слово – подчинительный союз, в другом - указа- тельное местоимение). Фронталь- ная. П.: анализировать язы- ковые единицы; К.: взаи- модействовать с учителем и учениками. Устный ответ. 7.Творче- ская практиче- ская дея- тель- ность. 12 минут 6 минут Р а б о т а в мини-груп- пах, написа- ние сочине- ния на задан- ную тему. Сейчас вы поработаете в мини- группах. Вам предстоит напи- сать небольшое сочинение, в котором вы расскажете в юмо- ристической, поучительной или иной форме материал парагра- фа 65 – «Слитное и раздельное н а п и с а н и е с о ю з о в также, тоже, зато». Желаю вам уда- чи! На работу 12 минут. Пришло время проверить ваши работы. Все работы замечательные. Работают в мини-груп- пах. Обсуждают, выбира- ют направление раскры- тия темы, составляют текст. Все тексты зачитывают- ся. Дети задают вопросы. Оценивают работу групп Групповая. К.: осуществлять совмест- ную деятельность в рабо- чих группах с учетом по- знавательной задачи; П.: строить рассуждение, вы- являть причинно-след- ственные связи; Р.: осуще- ствлять контроль, прини- мать и осуществлять учеб- ную задачу; Л.: формиро- вать потребность в само- выражении и самореали- зации. Пись- мен- ные и устные ответы.
Каждый приплюсует себе еще 5 баллов (если какая-то работа лучше остальных, то оценить надо выше). – взаимооценка. 8.Рефлек- сия. 2 минуты Заключитель- ная б е с е д а , подсчет бал- лов, оценива- ние. Итак, подсчитайте свои баллы. У кого 27-29 баллов, получает «5», на «4» - 23-26, на «3» - 16- 22. Что вам на уроке удалось? Что вызвало наибольшие затрудне- ния? Что надо еще повторить дома? Самооценка. Индивиду- альная. Р.: правильно оценивать свою работу. 9.Домаш- нее зада- ние. 1 минута Запишите домашнее задание: написать сочинение-рассужде- ние, раскрывая смысл высказы- вания лингвиста А.М.Пеш- ковского: «У каждой части речи свои достоинства», или выпол- ните упражнение 399 (по выбо- ру). Записывают, з а д а ю т уточняющие вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Материал для словарного диктанта. Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, вследствие того что, в связи с тем что, для того чтобы, как будто, лишь, с тем чтобы, не только…но и.
Всего 11 баллов.
2. Материал к 5му этапу. 1) Лес..воды давно заметили что мурав..и охотят(?)ся за насекомыми. 2) С апреля по сен(?)тябрь сильное мурав..иное гнездо поедает от трех до пяти ми(л, лл)ионов гусениц собирая их не только с поверхности земли но и на стволах дере- вьев. 3) В ряде стран Европы не только охр..няют мурав..иные гнезда пр..крывая их с ра(н,нн)ей весны пров..л..чными
к..лпаками но и размножают мурав..ев живущих в лесу путем иску(с,сс)тве(н,нн)ого деления гнезд.
Орфографическую работу можно проводить, если хватает времени или занятие рассчитано на два урока.
1) Лесоводы давно заметили, что муравьи охотятся за насекомыми. 2) С апреля по сентябрь сильное му-
деепри.об.
равьиное гнездо поедает от трех до пяти миллионов гусениц, |собирая их не только с поверхности земли|, но и на ство-
дееприч.об.
лах деревьев. 3) В ряде стран Европы не только охраняют муравьиные гнезда, |прикрывая их с ранней весны проволоч-
прич.об.
ными колпаками|, но и размножают муравьев,| живущих в лесу|, путем искусственного деления гнезд. 1) [ ], (что… ). 2)
не только_._., но и _._._ 3) не только
сказуемое
, но и
сказуемое.
Всего 10 баллов (7 за знаки, 3 за схемы)
DL_RES_55b8bcb6-ebe7-459-83d7-b908e5b8436d – анимация.



В раздел образования