Автор: Гайдакова Елизавета Павловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №30 Населённый пункт: г. Новороссийск с. Абрау-Дюрсо Наименование материала: конспект урока Тема: повторение по теме "Союз", 7 класс Раздел: среднее образование
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ла-
дыженская и др., науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.
Время
45 минут в подготовленном классе, 90 минут в слабом или не владеющем предложенными фор-
мами работы
Планируемые образовательные результаты:
личностные: формировать потребность в самореализации, воспитывать уважительное отношение к русскому язы-
ку, терпимость и уважение к товарищам, совершенствовать собственную устную и письменную речь;
метапредметные: отбирать, классифицировать, анализировать языковой материал, строить рассуждение, устное
монологическое высказывание на заданную тему, приводить систему доводов, доказывать свою точку зрения,
опираясь на аргументы, уважительно относиться к высказываниям товарищей, анализировать свои и чужие ре-
зультаты деятельности, уметь работать в группе, планировать учебное сотрудничество с учителем и товарищами;
предметные: предъявить свои знания по изученной теме, знать и уметь применять
орфографические и пунктуаци-
онные правила по изученной теме.
Этапы
урока
Обучающие
и
развиваю-
щие
компо-
ненты,
зада-
ния и упраж-
нения
Деятельность учителя
Деятельность
учащих-
ся
Формы
ор-
ганизации
взаимодей-
ствия,
р е-
зультат вза-
имодей-
ствия.
Формируемые
умения
(УУД)
Л.(личностные)
П.(познавательные)
Р.(регулятивные)
К.(коммуникативные)
Про-
межу-
точ-
ный
контро
ль
1.Оргмо-
мент
(мотива-
Подготовка
учащихся
к
работе,
эмо-
Ребята, начну урок с забавного
двустишия:
Служит связи слов союз.
Слушают
учителя,
ана-
лизируют предложенный
материал
(смысл
выска-
Фронталь-
ная.
Построено
П.:
осознавать
учебную
задачу;
Р.:
уметь формули-
ровать и защищать собствен-
Устные
ответы.
ц и я
к
дальней-
шей
дея-
тельно-
сти)
2 минуты
циональная
и
психологиче-
ская
мотива-
ция.
Нет прочнее этих уз.
А известный русский лингвист
Генриетта
Георгиевна
Граник
так писала о союзах: «Союзы –
это слова-связисты». Сравните
оба высказывания. Согласны ли
вы с ними? Почему?
зываний
синонимичен;
обосновывают
функцию
союзов – связь однород-
ных
членов
и
простых
предложений
в
составе
ССП
и
СПП,
приводят
примеры).
устное
вы-
сказывание.
ную позицию, слушать това-
рища;
К.: уметь оформлять
свои
мысли,
с т р о и т ь
устное высказывание.
2.Целепо-
лагание.
1 минута
Мотивирова-
ние на подго-
товку к итого-
вой к\р.
Итак, сегодня урок повторения
изученной
темы
«Союз».
Чем
вы будете заниматься на уроке?
Чего вы ждете от сегодняшнего
занятия?
Формулируют цели уро-
к а (повторить
изучен-
ное,
закрепить
знания;
поможет
лучше
спра-
виться с к\р).
Фронталь-
ная.
Цели
заня-
тия
сформу-
лированы.
Р.:
уметь
поставить
и
сформулировать цель.
Устные
ответы.
3.Орфог-
рафиче-
ская
раз-
минка
(повторе-
ние
изу-
ченного).
6 минут
Воспроизве-
дение
ранее
изученного,
ответы на во-
просы.
А
сейчас
вы
напишете
не-
большой
словарный
диктант.
Один
ученик
будет
писать
за
доской.
К
доске
он
пройдет
«шаг за шагом», называя терми-
ны, связанные с изученной те-
мой. Готовьтесь задавать вопро-
сы.
Проверьте, правильно ли напи-
сал,
по
вашему
мнению,
уче-
ник.
Сверьте
с
образцом. (Образец
записан
с
обратной
стороны
доски.
Можно
вывести
слайд
через проектор.) Выполните ра-
боту
над
ошибками.
Оцените
свою
работу (за каждый пра-
вильный ответ 1 балл)
Задают
вопросы (ученик
называет
т е рм и н ы ,
например:
союз
сочини-
тельный,
подчинитель-
ный,
противительный…
Класс
задает
ему
три
вопроса
по
названным
понятиям. Ученик отве-
чает. Если не ответил,
говорит тот, кто задал
вопрос).
Пишут
словар-
ный
диктант,
ученик
за
доской. Самопроверка с
образцом,
взаимопро-
верка. Оценивание.
Индивиду-
альная.
Написан
и
проверен
словарный
диктант.
П.:
анализировать
язы-
ковые единицы; Р.: осуще-
ствлять
контроль,
оцени-
вать результат; К.: взаимо-
действовать с учителем и
учениками.
Работа
над
ошиб-
ками.
4.Актуа-
лизация,
пробное
учебное
действие.
Решение
те-
стовой
рабо-
ты.
Решите небольшой тест: исклю-
чить
неверные
утверждения.
(слайд
с
вопросами:
1.союз
–
служ.ч.р., служит для связи од-
нор.чл.пр. и простых предложе-
ний в составе сложного. 2.сою-
Решают тест.
Обсуждают ответы. Слу-
шают и исправляют това-
р и щ а ,
с о б с т в е н н ы е
ошибки.
Индивиду-
альная,
групповая.
Р е ш е н
и
проверен
тест,
прове-
П.:
анализировать
языко-
вой материал, строить рас-
суждение
;
К:
осознанно
и
произвольно
строить
рече-
вые высказывания в устной
форме,
развивать
способ-
ность с помощью вопросов
Устные
ответы,
работа
над
ошиб-
ками.
4 минуты
зы бывают сочинительными и
противительными.
3.союз
не
является членом предложения.
4.подчинительные
союзы
свя-
зывают однор. чл. 5.союзы бы-
вают
простые
и
составные,
п р о и з в о д н ы е
и
непроизводные.6.подчинитель-
ные союзы связывают неравно-
правные
части
с л ожного
предл.7.сочинительные
союзы
связывают неравноправные ча-
сти
сложного
предл.8.между
частями
сложного
союзного
предложения
запятая
обычно
ставится. – 1 балл за правиль-
ный ответ).
Комментирование
оши-
бок.
Выставление
баллов
за
правильные ответы.
рены
теоре-
тические
знания.
добывать недостающую ин-
формацию, Р: принимать по-
знавательную
цель,
сохра-
нять
ее
при
выполнении
учебных действий, регулиро-
вать весь процесс их выпол-
нения
и
четко
выполнять
требования
познавательной
задачи.
5.Повто-
рение ма-
териала,
сопут-
ствующее
повторе-
ние.
н а-
блюдение
над
язы-
ковым
материа-
лом.
9 минут
Воспроизве-
дение
ранее
изученного.
(на
интерактивной
дос ке
текст, см. приложение)
Прочитайте
текст,
обдумайте,
где и почему
должны стоять
знаки
препинания.
Спишите.
Объясните
графически
их
расстановку.
Начертите
схемы
сложных предложений. На ра-
боту 7 минут.
А сейчас один ученик выйдет к
доске, расставит знаки препина-
ния, объясняя свое решение.
Второй ученик начертит схемы
сложных предложений.
Пока они работают, выполните
морфологический разбор союза
из 3го предложения.
Давайте проверим, как вы спра-
вились
с
работой.
Сначала
–
С п и с ы в а ю т
т е к с т ,
расставляют
знаки
пре-
пинания,
строят
схемы,
выделяют
однородные
члены, дееприч. и прич.
об.
На интерактивной доске
один ученик работает с
текстом.
На
обычной
доске другой чертит схе-
мы.
Класс выполняет разбор
союза не только…но и.
Один ученик читает раз-
Индивиду-
альная,
групповая.
Повторение
пунктуации
по
изучен-
н о й
т е м е ,
повторение
пунктуации
п о
т е м а м ,
изученным
ранее.
П.:
анализировать
языко-
вой материал, строить рас-
суждение
;
К:
осознанно
и
произвольно
строить
рече-
вые высказывания в устной
форме,
развивать
способ-
ность с помощью вопросов
добывать недостающую ин-
формацию;
Р:
контролиро-
вать учебные действия, ви-
деть
и
исправлять
ошибки,
осознавать
правило
контро-
ля.
Пись-
мен-
ные
и
устные
ответы.
2 минуты
морфологический разбор.
Теперь проверьте, все ли схемы,
правильно ли они начерчены?
Проверьте
последнее
задание.
Его надо прокомментировать.
За
каждый
правильно
постав-
ленный
знак,
засчитайте
себе
один
балл,
за
правильно
по-
строенную схему – еще по бал-
лу.
бор, остальные слушают,
проверяют,
исправляют.
(Союз
сочинительный
соединительный,
со-
ставной,
употребл.
при
однор.чл.)
Проверяют,
исправляют,
задают вопросы.
Ученик, который его вы-
полнял,
дает
коммента-
рии, объясняет постанов-
ку знаков препинания.
Учащиеся проверяют, за-
дают
вопросы,
исправ-
ляют.
6.Повто-
р е н и е
с
примене-
нием
ЭОР.
Анимация.
Посмотрите анимацию. скажи-
те, почему в одном случае слова
пишутся раздельно, а в другом
слитно?
Какими
частями
речи
они являются?
Просматривают
анима-
цию,
объясняют. (в
од-
ном
случае
выделенное
слово – подчинительный
союз, в другом - указа-
тельное местоимение).
Фронталь-
ная.
П.:
анализировать
язы-
ковые единицы; К.: взаи-
модействовать с учителем
и учениками.
Устный
ответ.
7.Творче-
ская
практиче-
ская
дея-
тель-
ность.
12 минут
6 минут
Р а б о т а
в
мини-груп-
пах,
написа-
ние
сочине-
ния на задан-
ную тему.
Сейчас вы поработаете в мини-
группах.
Вам
предстоит
напи-
сать
небольшое
сочинение,
в
котором вы расскажете в юмо-
ристической, поучительной или
иной форме материал парагра-
фа 65 – «Слитное и раздельное
н а п и с а н и е
с о ю з о в также,
тоже, зато». Желаю вам уда-
чи! На работу 12 минут.
Пришло время проверить ваши
работы.
Все
работы
замечательные.
Работают
в
мини-груп-
пах. Обсуждают, выбира-
ют направление раскры-
тия
темы,
составляют
текст.
Все тексты зачитывают-
ся. Дети задают вопросы.
Оценивают работу групп
Групповая.
К.: осуществлять совмест-
ную деятельность в рабо-
чих группах с учетом по-
знавательной
задачи;
П.:
строить рассуждение, вы-
являть
причинно-след-
ственные связи; Р.: осуще-
ствлять
контроль,
прини-
мать и осуществлять учеб-
ную задачу; Л.: формиро-
вать потребность в само-
выражении
и
самореали-
зации.
Пись-
мен-
ные
и
устные
ответы.
Каждый приплюсует себе еще 5
баллов (если какая-то работа
лучше остальных, то оценить
надо выше).
– взаимооценка.
8.Рефлек-
сия.
2 минуты
Заключитель-
ная
б е с е д а ,
подсчет
бал-
лов,
оценива-
ние.
Итак, подсчитайте свои баллы.
У кого 27-29 баллов, получает
«5», на «4» - 23-26, на «3» - 16-
22.
Что вам на уроке удалось? Что
вызвало
наибольшие
затрудне-
ния? Что надо еще повторить
дома?
Самооценка.
Индивиду-
альная.
Р.:
правильно
оценивать
свою работу.
9.Домаш-
нее
зада-
ние.
1 минута
Запишите
домашнее
задание:
написать
сочинение-рассужде-
ние, раскрывая смысл высказы-
вания
лингвиста
А.М.Пеш-
ковского: «У каждой части речи
свои достоинства», или выпол-
ните упражнение 399 (по выбо-
ру).
Записывают,
з а д а ю т
уточняющие вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Материал для словарного диктанта.
Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, вследствие того что, в связи с тем что, для того чтобы, как будто, лишь, с
тем чтобы, не только…но и.
Всего 11 баллов.
2.
Материал к 5му этапу.
1) Лес..воды давно заметили что мурав..и охотят(?)ся за насекомыми. 2) С апреля по сен(?)тябрь сильное мурав..иное
гнездо поедает от трех до пяти ми(л, лл)ионов гусениц собирая их не только с поверхности земли но и на стволах дере-
вьев. 3) В ряде стран Европы не только охр..няют мурав..иные гнезда пр..крывая их с ра(н,нн)ей весны пров..л..чными
к..лпаками но и размножают мурав..ев живущих в лесу путем иску(с,сс)тве(н,нн)ого деления гнезд.
Орфографическую работу можно проводить, если хватает времени или занятие рассчитано на два урока.
1) Лесоводы давно заметили, что муравьи охотятся за насекомыми. 2) С апреля по сентябрь сильное му-
деепри.об.
равьиное гнездо поедает от трех до пяти миллионов гусениц, |собирая их не только с поверхности земли|, но и на ство-
дееприч.об.
лах деревьев. 3) В ряде стран Европы не только охраняют муравьиные гнезда, |прикрывая их с ранней весны проволоч-
прич.об.
ными колпаками|, но и размножают муравьев,| живущих в лесу|, путем искусственного деления гнезд.
1)
[ ], (что… ). 2) не только_._., но и _._._ 3) не только
сказуемое
, но и
сказуемое.
Всего 10 баллов (7 за знаки, 3 за схемы)
DL_RES_55b8bcb6-ebe7-459-83d7-b908e5b8436d – анимация.