Автор: Клементьева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад "Сказка" Населённый пункт: п.Ивня Белгородская область Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы Тема: "Четыре времени года". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской
области
Конспект непосредственно образовательной деятельности старшей
группы
Тема: «
Четыре времени года
».
Воспитатель: Клементьева Е.Н.
2017г
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной
образовательной деятельности в старшей группе Этот конспект
познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять
описательный рассказ.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы».
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений
действительности каждого времени года путем перечисления его признаков,
используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные
прилагательные и причастия.
Задачи:
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить,
рассуждать, объяснять, доказывать, учить делать выводы, обобщать
высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь,
формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой
слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа
над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все
приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, времена года «Зима»,
«Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек
снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками, картинки
к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые,
животные).
Ход НОД:
Дети стоят рядом с воспитателем.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!
Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот
конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы
думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это
письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию
негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и
осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит
познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг
от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России
(рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать
видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени
года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до
конца.
Сколько снега налило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)
- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая
у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная,
лютая). Давайте составим рассказ о зиме по картинке
Что на ней изображено?
- Настала зима
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи
указки .
Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На
какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне,
а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите
больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У»
громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках
шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой
голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх.
Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой
завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою
загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)
-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
-Настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран
возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее
солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
Катя, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
(дети садятся на стульчики)
Давайте Джону расскажем про лето по картинке.
-Настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из
песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий
ребенок рассказывает по схеме про лето. Я предлагаю вам поиграть в игру
«Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю
картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)
(дети садятся на стульчики)
Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по
картинке.
- Наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к
зиме)
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?
Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки
(дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года.
Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот».
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
Итог:
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года?
С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное
время вы их раскрасите.