"Использование дыхательных упражнений для снижения простудных заболеваний"
Автор: Коротаева Ирина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3" Населённый пункт: город Березники Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование дыхательных упражнений для снижения простудных заболеваний" Раздел: дошкольное образование
для снижения простудных заболеваний"
Разработала:
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Коротаева Ирина Владимировна
МАДОУ «Детский сад №3»
г. Березники, Пермский край.
« … Люди плохо дышат, говорят, кричат, поют не потому, что болеют, а
болеют, потому, что не умеют правильно говорить, кричать и петь.
Научите их правильно дышать, и болезнь отступит. Должна отступить.
Дыхательная гимнастика не только восстанавливает, но и оздоравливает все
органы дыхания, а, следовательно, весь организм…».- говорила
А.Н.Стрельникова.
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое
огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Применение
ниже
указанных
различных
методик
дыхательных
упражнений
повышает
общую
адаптацию
организма
(а
том
числе
и
дыхательного
аппарата)
к
физическим
нагрузкам,
что
является
непременным
условием
активной
и
здоровой жизни. Терапевтический эффект любой дыхательной гимнастики
определяется следующими факторами:
нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного
мозга;
восстановление
функции
нервно
–
регуляторных
механизмов,
управляющих дыханием;
улучшение
нарушенной
вентиляции
легких
и
всей
системы
газообмена;
более полная адаптация к бытовым, учебным и трудовым нагрузкам.
Проблема сохранности и укрепления здоровья детей, выработка путей
продуктивного
её
решения
в
нашем
детском
саду,
где
находятся
дети
с
туберкулёзной интоксикацией, приобретает особую актуальность.
Не для кого не секрет, что риск заболеваемости детей то снижается, то
возрастает. Это связано с тем, что в дошкольное учреждение в большинстве
своем, поступают дети из социально – неблагополучных семей, от родителей
с
разными
видами
заболеваемости
(туберкулёзной,
наркотической,
алкогольной). Дети находятся на лечении от 6 месяцев до 1 года, иногда до 7
летнего
возраста . Одним
из основных направлений
в
ДОУ
является
оздоровление детей. Поэтому, в соответствии с реализацией Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов наша первоочередная задача
состоит в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
Поэтому,
актуальными
являются
различные
методики
и
технологии,
касающиеся
укрепления
здоровья
детей:
дыхательная
гимнастика,
фитотерапия, занятия физической культурой, различные кружки ("Весёлая
логоритмика",
"Фитболгимнастика",
"Здоровейка"
и
т.д.)
Статистические
отчёты медиков показывают, что в основном дети выздоравливают (10 из 15),
у многих заметны улучшения. Говорят, что болезнь легче предупредить, чем
лечить, поэтому утренняя гимнастика и закаливание так же стоят на первом
плане. Задача моя, как музыкального руководителя- научить детей правильно
пользовать дыханием при пении. Существуют определённые правила, чтобы
дашать правильно - это удобная поза, вдох без поднятия плеч и надувания
живота,
спокойный
ровный
выдох
без
рывков
и
применения
каких-либо
усилий. В музыкальном зале, где мы занимаемся с детьми поддерживается
темпиратура до 20 градусов, что называется не жарко и не холодно. Свежий
воздух после проветривания не сушит связки, а помогает детям заниматься и
играть под любимые мелодии. Когда видишь результат своей работы, что
ребёнок не пропускает в виду болезни любимого занятия или праздника, то
получаешь огромное удовольствие от любимого дела!!!
Цель:
С помощью дыхательных упражнений сократить число простудных
заболеваний.
Задачи:
1. Повышение жизненного тонуса ребенка, закаленности и устойчивости его
организма к заболеваниям дыхательной системы.
2.
Развитие
дыхательной
мускулатуры,
увеличение
подвижности
грудной
клетки и диафрагмы, улучшение кровообращения деятельности сердечно –
сосудистой системы.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Перспективный план занятий
с использованием дыхательных упражнений
для детей старшего дошкольного возраста.
№п/п
Месяц
Программное
содержание
Дозировка
Методические
приёмы
1.
Сентябрь
«Насос»-учить делать
быстрый вдох и
медленный выдох.
4 раза по 4
вдоха-
движения.
Игровой:
превращение.
4 раза по 4
Показ и
2.
Октябрь
«Ладошки»-активный
вдох-пассивный
выдох
выдоха-
движения.
объяснение.
3.
Ноябрь
«Кошка»- шумный и
коротки вдох через
нос.
4 раза по 4
выдоха-
движения.
Игрушка
Подражание.
4.
Декабрь
«Неваляшка»- руки к
коленям – вдох с
«пола», руки к плечам
– выдох «с потолка».
4 раза по 4
выдоха-
движения.
Перестроения.
С солистом.
5.
Январь
«Перекаты»-
переносим тяжесть
тела на
выпрямленную
переднюю ногу.
«Погреемся»-
чередование вдоха и
выдоха на слогах.
4 раза по 4
выдоха-
движения.
Показ.
Усложнения:
атрибуты.
Погодные
условия.
6.
Февраль
«Погончики»-
активный вдох и
пассивный выдох при
помощи рук.
4 раза по 4
вдоха-
движения.
Активизация
образной
сферы.
7.
Март
«Шаги»-
последовательное
выполнение
движений ног.
4 раза по 4
вдоха-
движения.
Музыкальное
сопровождение
«рок-н-ролл».
8.
Апрель
«Медвежата» - вдох
сопровождается
сжиманием пальцев
рук в кулак, выдох-
разжимаются.
4 раза по 4
вдоха-
движения
Запоминание.
Оценка.
9.
Май
«Повороты головы»
4 раза по 4
Весеннее
Выполнение без
напряжения
поворотов вправо и
влево.
вдоха-
движения
настроение.
Образное
содержание.
10.
Июнь
«Обезьянка»- На счёт
«раз» с силой
сжимаем кисти рук в
кулаки, одновременно
поджимая пальцы ног
– вдох!
Расслабление и
выпрямление –выдох!
12 раз по 8
вдохов-
движений.
Смена места-
Стул, пол.
Соревнование.
11.
Июль
«Носочки-пяточки».
Исходное положение
не меняется.
Поочерёдно
поднимаем то
пяточки, то носочки.
4 раза по 4
вдоха-
движения.
По одному и в
паре.
12.
Август
«Маятник»- выдох
уходит посередине
каждого вдоха.
Следить, чтобы шея
была абсолютно
свободная,
ненапряжённая.
4 раза по 4
вдоха-
движения.
Обучение.
Самостоятельно
выполнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
М. Картушина «Оздоровительные упражнения».
2.
Будлеченко М.М. Лавров Н.Н. «Дыхание по Стрельниковой». Серия
«Панацея». Ростов-н/Д: «Феникс», 2005г.
3.
Аронова Е.Ю. Хашабарова К.А. «Физкультурно-оздоровительная
работа с дошкольниками в детском саду и дома» М. Школьная пресса,
2005г.