Напоминание

"Стандарты нового поколения – ориентация на работодателя"


Автор: Гуацаева Александра Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Северо - Кавказский аграрно- технологический колледж
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Ардон
Наименование материала: статья
Тема: "Стандарты нового поколения – ориентация на работодателя"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Стандарты нового поколения – ориентация на работодателя

Автор:

преподаватель ГАПОУ Северо - Кавказского аграрно-

технологического колледжа» Гуацаева Александра Александровна



С переходом экономики на рыночные механизмы, стало ясно, выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Кроме того, в условиях рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место. Большому числу молодых людей приходиться переучиваться, приобретать новую профессию. Именно компетентностный подход в образовании и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на подготовку квалифицированных рабочих. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в тоже время возникло много новых профессий. Эти изменения, как отмечают исследователи, вызваны следующими причинами:  переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;  падением спроса на неквалифицированный ручной труд;  распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства;  повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда;  растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;  повышения уровня общения работников в коллективе;  размыванием границ между профессиями. Системапрофессиональногообразования должна быть достаточно гибкой для того, чтобы реагировать на изменения в сфере труда, которые касаются как технологий, так и организации труда. В современной ситуации уже невозможно освоить какую-либо профессию или специальность раз и навсегда, поскольку жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается: одни устаревают и выбывают с рынка труда, другие появляются под влиянием развития технологий. Одновременно сокращается жизненный цикл знаний и умений, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этом контексте нужны технологии, позволяющие быстро разрабатывать требуемые программы и курсы или вносить изменения в действующие программы обучения. Содержание обучения должно отвечать потребностям работодателей и основываться на анализе потребностей в умениях, а спрос на компетенции в рамках каждой специальности подвергаться тщательному анализу, в котором следует задействовать представителей соответствующей отрасли и всех заинтересованных лиц. Учет этих требований возможен только при постоянном взаимодействии учебных заведений со сферой труда. Другими словами, деятельность учебных заведений профессионального образования должна быть гибкой, прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон. Анализ потребности в умениях предполагает проведение опроса группы работодателей, представляющих предприятия одной отрасли или смежных отраслей различных форм собственности и размера, и обработку результатов опроса. Поэтому при разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. С этой целью необходимо осуществлять:  организацию практического обучения студентов с использованием современной технологической базы предприятий;  расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности профессиональных учебных заведений;  формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции профессионального образования с производством.
Обновлению содержания образования, соответствующей среды обучения будет способствовать совместная с работодателями разработка модульных программ, основанных на компетенциях. В основу федеральных государственных стандартов нового поколения положены не предметные, а ценностные ориентиры. Речь идет, прежде всего, об обучении, основанном на профессиональных компетенциях. И строится оно на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, культуры труда, поведения и отношений, необходимых для конкретной профессии (специальности). Ключевым принципом данного вида обучения является ориентация на результаты, значимые непосредственно для определённой сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, как показала практика, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Обучающийся в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Предполагаемый подход находится в русле концепции в течение всей жизни, поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования – с другой. Современные экономические условия требуют от учреждений профессионального образования готовить рабочих и специалистов, компетенции и навыки которых полностью бы соответствовали требованиям рынку труда. В стандартах нового поколения главный акцент делается на формирование общих и профессиональных компетенций, т.е. на способности специалистов применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в выбранной области. Таким образом, будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, должен научиться использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста. Должен быть совершенно иной подход к организации процесса образования, совершенно новый уровень подготовки специалистов. Большую роль в данном вопросе играет социальное партнерство с работодателями. Только тесное сотрудничество с работодателями позволяет непрерывно поддерживать актуальность образовательных программ и ежегодно выпускать востребованных работников. Важность взаимодействия с работодателями сложно переоценить. Развитие эффективной системы социального партнерства в колледже направлено на достижение высокого уровня профессионального образования, что с одной стороны способствует обеспечению работодателей квалифицированными специалистами, с другой стороны является существенной социальной защитой выпускника. Новые образовательные стандарты позволяют разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя. В новых стандартах предусмотрено до 50% учебного плана на вариативные профессиональные модули, так называемые академические свободы, которые позволяют ориентировать студентов на конкретную профессиональную деятельность, на востребованность полученной профессии. При согласовании программ профессиональных модулей работодатели, дают рекомендации, отзывы о программах в направлениях совершенствования подготовки специалистов. Гибкость модульных программ, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.
Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня. Учебные заведения должны четко представлять себе, для каких конкретных видов работ или профессиональной деятельности они осуществляют подготовку, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями, часть из которых, возможно, устарела. Определение требований или анализ потребности в умениях, как называют эту процедуру, необходимо проводить на максимально возможной выборке предприятий, ориентированных на развитие, и только так можно сформировать ориентиры на лучшие образцы профессиональной деятельности. Стандарты предыдущего поколения для среднего профессионального образования подразумевали формирование у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН). Сегодня эти понятия дополняются формированием у студентов компетенций. В образовательных стандартах дается следующее определение компетенции. «Компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области», – Также в документе говорится об общих и профессиональных компетенциях. Под общими компетенциями подразумевается умение действовать во многих видах деятельности, и, соответственно, за профессионализм отвечают профессиональные компетенции. Компетенции закладываются с первого дня, и дальше преподаватели смотрят за их формированием, а значит, должен быть совершенно иной подход к контролю качества образования. Контроль за качеством образования должен осуществляться на каждой его ступени, а значит, необходимо говорить о переходе учебных заведений на совершенно новый уровень подготовки специалистов. Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности задач модуля. Как отмечалось выше при формировании профессиональных компетенций, в программах профессиональных модулей необходимо учитывать пожелания работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников. Этот этап функционального анализа называется «анализ потребностей в умениях». Приоритетными направлениями при подготовке по рабочим профессиям на основании ФГОС можно назвать: - участие работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов; - участие работодателей в разработке и корректировке содержания рабочих образовательных программ, контрольно-оценочных средств; - участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий; - привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу. Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность») потому что он предполагает оценку квалификации выпускников не по факту завершения учебных программ или длительности обучения, а на основе проверки профессиональных компетенций, которые должны быть ими наглядно продемонстрированы. Развитие партнерства с работодателями в области кадрового обеспечения должно осуществляться путем привлечения к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.
Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности: проведение практических занятий, руководство курсовым проектированием, руководство дипломным проектированием. Привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в профессиональных учебных заведениях. Работодатели, студенты, государство, несомненно, заинтересованы в высоком качестве образования, но имеют свои конкретные интересы, поэтому их подходы к оценке результатов обучения могут различаться. В ы п у с к н и к считает образование качественным, если оно позволяет ему успешно конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Работодателя при приеме выпускников на работу в первую очередь интересует их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Как отмечалось выше, работодатель обязательно участвует в разработке рабочей программы, дополняет программу необходимыми ему профессиональными компетенциями, поэтому его необходимо привлекать как эксперта на выпускной практический квалификационный экзамен. В нашем колледже практикуется привлечение работодателей и представителей учебных заведений при проведении демонстационных экзаменов – это ДЭ по сварочным технологиям, электромонажным работам, экзамен трактористов – машинистов сельскохозяйственного производства. Ребята успешно справляются с заданиями Национального Чемпионата Worldskills Russia. Проведение этих мероприятий дает возможность работодателям оценить профессиональную подготовку выпускника решается задача популяризации рабочих специальностей, привлечения молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышение их престижа в обществе, привлечение целевой аудитории (школьников, родительской общественности, представителей бизнес-сообщества, представителей органов регионального образования) в качестве зрителей. Работодатели– основной заказчик квалифицированных кадров. Чемпионаты WorldSkills дают возможность найти и «завербовать» лучших выпускников, молодых талантливых специалистов, обеспечив тем самым процветание и благополучие собственных предприятий и организаций, а, следовательно, социально-экономический рост страны. В программах новых ФГОС уделяется большое внимание формированию общих компетенций, которые необходимо учитывать при подготовке специалистов. Эти компетенции дают возможность сформировать специалиста, который должен уметь работать в команде, быть коммуникативным, выбирать способы решения профессиональных задач и тд. Уже четвертый год подряд у нас в республике проходит чемпионат WorlSkills, где ребята показывают, что они являются одними из лучших в своей профессии. Наши преподаватели готовят конкурсные задания и экспериментальные площадки. Хочется, чтобы работодатели принимали непосредственное участие в чемпионате WorlSkills в качестве спонсоров или экспертов. Мы можем вместе работать. В рамках деятельности по трудоустройству выпускников колледж активно сотрудничает со службами занятости населения. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, сделать выпускников профессиональной школы конкурентоспособными на рынке труда, и большую роль в этом играет социальное партнерство.


В раздел образования