Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках спецдисциплин"


Автор: Гуацаева Александра Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Северо - Кавказский аграрно- технологический колледж
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Ардон
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках спецдисциплин"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Активизация познавательной деятельности учащихся на

уроках спецдисциплин

Автор: преподаватель Гуацаева Александра Александровна

ГАПОУ Северо -Кавказский аграрно-технологический колледж

На протяжении своей педагогической работы, наблюдая за учащимися в группах трактористов, прихожу к выводу, что ученики из сельской местности на много скованнее, закомплексованнее в учёбе, хотя и обладают большим трудолюбием. Это обусловлено, прежде всего, социально экономическими условиями сельской местности, где зачастую отсутствуют элементарные социальные блага и нормальные условия жизни. Поэтому перед преподавателем встаёт задача развивать у своих воспитанников умение адаптироваться к требованиям современной жизни. Под этим выражением следует понимать комплекс целенаправленной деятельности учащихся по овладению профессиональным мастерством для более полного раскрытия своих способностей. Как здание начинают воздвигать с фундамента, так и учебную деятельность учащихся можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Очень важно воспитывать у них потребность в самостоятельном пополнении своих знаний, научить ориентироваться в большом потоке информации, выбирать из неё наиболее важную. Всё это требует нетрадиционных подходов к выработке умений усваивать её как можно эффективнее. Непременным условием эффективного процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Для активизации учебной деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до определённых размеров использование репродуктивных методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно они, главным образом приобщают учащихся к выявлению и разрешению определённых проблем вместе с проверкой полученных решений, содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учёбе. Каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он - интересен ученикам. Разумеется, картина эта не статична, в ней в силу многих причин постоянно происходят изменения. Очень важен первый контакт учащихся с преподавателем. В этот момент закладывается основа их будущей совместной деятельности, задаётся характер их взаимоотношений, устанавливаются так сказать «правила игры», в известной мере определяется уровень познавательной деятельности группы. Группу, а в наших условиях это учащиеся, большинство которых закончили 9 классов, можно условно разделить на три ступени. На - первой стоят ученики, которые с трудом включаются в учебный процесс. На - второй, те, кто проявляет заинтересованность только в определённых учебных ситуациях. Третью ступень занимают учащиеся, обладающие стабильным интересом к обучению. Эта ступень главная опора
преподавателя на уроке. Постоянный учёт различий в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы – обязательное условие личностно ориентированного подхода в обучении. Не редкость случаи, когда ученики, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учёбе. Важная задача преподавателя – всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого учащегося. Надо не только пробуждать у учащихся любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобретало бы характер подлинно познавательного интереса, стремления к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, закономерностей. В учебном процессе должен быть уровень подачи материала и уровень восприятия его учащимися. Первый должен быть существенно выше второго. На уроке материала даётся много и разного. Дело учащегося выбрать то, что ему интересно и усвоить столько, сколько он может. Необходимо следить, чтобы это «столько» было на уровне образовательного стандарта. Восприятие материала на слух – дело трудное, требующее от учащегося сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром ещё К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне могут думать о своём или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал известный педагог С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», то есть сохранять лишь видимость внимательности, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемый материал. Этот недостаток, однако, обуславливается не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применением. Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во- первых, само изложение материала должно быть содержательным, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приёмы возбуждающие мыслительную активность учащихся и поддерживающие их внимание. Один из этих приёмов состоит в том, что при изложении учебного материала создаю проблемные ситуации, ставя перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Проблемная ситуация - это сознательно создаваемое
преподавателем затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска сравнения. С этой целью я постепенно исключаю из объяснения детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно. Самым простым приёмом в данном смысле является чёткое определение темы нового материала и сообщение основных вопросов, в которых подлежит разобраться учащимся. Например, при изучении темы «Сорные растения и их биологические особенности» останавливаюсь на определении сорных растений. «Сорные растения - это растения, не возделываемые человеком, но засоряющие сельскохозяйственные угодия». Отмечаю, что отсутствие на полях сорных растений является одним из показателей культуры земледелия. Задаю вопрос: «Почему же сорные растения причиняют вред посевам культурных растений?» Начинаем выяснять, какой вред приносят сорняки. Опираясь на то, что учащиеся в основном из сельской местности, выясняем, какой они наносят ущерб культурным посевам. Выясняем, что одним из показателей их вредоносности являются биологические особенности растений. Рассуждая вместе с учениками, потихоньку раскрываем вопросы, поставленные данной темой. Изучая тему «Растения и условия их жизни», используя географические данные, можно остановиться на особенностях строения растений тропиков, Заполярья, пустынь. Это даёт возможность активизировать деятельность учащихся, придавая ей характер творческой работы. Ведь обучение – это не перекладывание в головы учащихся готовых истин, а учение – прежде всего поиск истины самими учениками. Каждый вопрос урока должен базироваться на имеющихся знаниях и в тоже время содержать новую информацию, которая ставила бы ученика перед необходимостью решения новой для него задачи. Например, при изучении темы «Севообороты» можно начать с информационного материала, где говорится, что начальные сведения об истории севооборота связаны с Древнем Китаем. С помощью этого приёма первобытные земледельцы боролись со снижением урожайности полей. Связать причины севооборота с биологическими особенностями культур, их потребностью в различном количестве элементов питания, влияние на почву, повреждение болезнями и вредителями. Подвести учащихся к особенностям районированных культур. Для контроля знаний по теме дать задачи проблемного характера и с учётом знаний, полученных при изложении темы, объяснить решение задачи. Например, какая из трёх групп перечисленных растений требует чередование посевов ежегодно, через два-три года, через три-пять лет? I II III
Картофель Клевер Подсолнечник Кукуруза Горох Свёкла Ответ: ежегодно –III группа, через два-три года – I группа, через три-пять лет –II группа. Задание на дом: подготовить материал о севооборотах ближайшего коллективного или фермерского хозяйства. У механизаторов должно быть правильно сформулировано понятие об удельном сопротивлении почвы, которое зависит от механического состава и влажности почвы. Оно имеет решающее значение при определении производительности почвообрабатывающих машин. Задания могут быть даны в форме задач и вопросов следующего типа:  Какие почвы имеют большую удельную теплоёмкость – вспаханные или не вспаханные?  Почему сухие и сырые почвы имеют большое удельное сопротивление?  От чего зависит сопротивление почвы? Так при изучении вопроса о питании растений, свойствах почвы следует опираться на теорию электролитической диссоциации. Эта теория позволяет дать научное понятие о плодородии почвы, реакции почвенного раствора, использовании минеральных и органических удобрений. При изложении любой темы и заслушивании ответов учащихся необходимо обращать внимание на правильную постановку вопроса и ответа. При ознакомлении с новыми терминами необходимо записывать их на доске в виде словаря, обращать внимание на правописание и произношение. В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих питомцев к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нём главных и наиболее существенных положений. Уже с первых занятий полезно приучать учащихся самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать вопросы, которые раскрыты на уроке. В дальнейшем этот приём служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. По ходу своего изложения стараюсь выделить основные вопросы, то есть составить план излагаемого материала, это задание заставляет учащегося глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленить материал на логические части. Вместе с тем, полезно побуждать и приучать учащихся делать краткие записи наиболее важных вопросов темы, фиксировать изложение учителя в виде тезисов. Этот приём разнообразит активизацию познавательной деятельности особенно тогда, когда необходимо выделить и
обратить внимание на отдельные вопросы, имеющие большое образовательно- воспитательное значение. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности при устном изложении знаний даёт приём, связанный с побуждением учащихся делать сравнение, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Например, при изучении темы «Удобрения» учащимся задается вопрос о различии между органическими и минеральными удобрениями, о влиянии их на изменение состояния почвы, ее влагоемкости, на качество и количество урожая. Приводится таблица «Влияние удобрений на количество урожая основных сельскохозяйственных культур». Учащиеся, логически размышляя, вспоминая пройденные темы, делая сравнения с предлагаемыми данными, дают обоснованные ответы на поставленные вопросы. В частности, К.Д Ушинский указал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что всё в мире познаётся не иначе, как через сравнение. Ещё писали: «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание, всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие –побуждение, заставляющее сделать это». Приём сравнения требует от учащихся умения осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит много стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений. Учитывая это, стараюсь постоянно заботиться о том, чтобы не сводить своё изложение к простому пересказу учебника, а делать его глубоким и содержательным, обогащающим и расширяющим имеющие у учащихся знания. Новость на уроке должна быть интересной, то есть такой, которая дополняла бы то, что уже есть в душе у учащихся. При подготовке к уроку стараюсь подобрать материал, который заинтересует учащихся и сконцентрирует их внимание. Для лучшего восприятия использую вопросы, чтобы показать, как интересна проблема, которую предстоит решить, сколь она необычно важна.
Например, при изложении темы «Роль зелёных растений в жизни человека и сельхозпроизводства», зачитываю слова К.А. Тимирязева, который писал, что «Зелёный лист, или вернее зеленое микроскопическое зерно хлорофилла, является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начала все проявления жизни на земле. Растение – посредник между небом и землёй. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба». Прослушав этот абзац, учащиеся задумываются над важностью растений в жизни, появляется много вопросов, необходимо не упустить нить, с помощью которой учащиеся сами разрешат вопрос о значении растений и правильном их выращивании для получения урожая. При изучении темы «Агротехника возделывания картофеля» зачитываю заметку из газеты с названием «Абориген с озера Титикака». В статье дается небольшая историческая справка по ввозу экзотического клубня в Россию, о его ценности не только как пищевого продукта, но и целителя. Слог изложения материала располагает к внимательному прослушиванию. Вот выдержка из статьи: «Индейцы – жители бассейна озера с прелестным названием Титикака – культивировали его уже пять тысяч лет назад. Картофель играл настолько важную роль в жизни аборигенов, что они его обожали и даже приносили человеческие жертвы. В Европу наш герой попал в середине 16 столетия и долго считался растением чисто декоративным – цветы носили в волосах и делали из них букеты. В Россию первый мешок картошки притащил Петр I. Картофель – продукт воистину замечательный, вкусный, полезный, просто целебный. Помните, у Джека Лондона: люди, умирающие от цинги, буквально оживали, отведав кашицы из сырой картошки. Это потому, что в ней в приличном количестве содержится витамин С, картофельная кожура набита калием, поэтому если вы маетесь сердечной недостаточностью, не грешите против природы и ешьте больше картошки, сваренной в мундире или испеченной в этой самой кожуре». Прослушав отрывок, могу ожидать от учащихся множество ответов о значении, ценности и распространении данной культуры, а это уже решение части проблем, которые необходимо решить. Большой эффект в обучении дает реализация принципа наглядности. Демонстрируя таблицы, схемы, плакаты, муляжи, мобилизую внимание учащихся на изучение материала не только на слух, но и зрительно. Но, хочу подчеркнуть, что этот эффект будет только тогда, когда соблюдаются правила демонстрации учебно-наглядных пособий. Для активизации мыслительной деятельности хорошие результаты даёт самостоятельная работа учащихся с книгой. Во время урока даю задание найти в книге ответы на поставленные вопросы и важные моменты изложить в тетради в виде тезисов.
Это дает возможность учащимся сосредоточить свое внимание на поставленном вопросе и на поиске ответа на данный вопрос. При изложении тем уроков стараюсь связать материал с жизнью, со значимостью изучаемого. Учащиеся с удовольствием рассказывают о том, какие работы проводят в своем огороде при выращивании овощей. Возникают вопросы, переходящие в дискуссию. Это радует, так как такое обсуждение подтверждает неравнодушное отношение к изучаемым темам. Практикую при изложении материала подготовку учащимся небольших сообщений. Допустим, при проведении урока по теме «Сорные растения» учащиеся сообщают факты снижения урожая в процентном отношении при рассмотрении ущерба, причиняемого сорняками. Или же пути распространения семян сорных растений и предупредительных мер по их уничтожению. При подготовке этих вопросов учащиеся пользуются учебником или дополнительной литературой. Они понимают ответственность, которая ложится на них, так как эта информация должна прозвучать на уроке. Это способствует развитию самостоятельности и познавательной активности. Работа над новым материалом, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением. Обобщение не всегда обязательно делать самому преподавателю. Контроль – один из важных этапов обучения на уроке. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получить данные о промежуточных и итоговых результатах, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути дальнейшего его усовершенствования. Последнее время всё более широкое применение в качестве метода контроля находят тесты. Энциклопедический словарь определяет тесты как «стандартизированные задания, по результатам выполнения, которых судят о знаниях и умениях испытуемого». Главное преимущество заданий в тестовой форме – это чёткость, оперативность получения результатов контроля. Такой контроль эффективно применять при проведении обобщающих уроков, а также в течение урока в качестве письменного опроса. Тесты дают чёткое и ясное представление о полученных знаниях. Например,: № вопрос ответы 1 Какие растения относятся к зерновым культурам? а) Овес, рожь, горох. б) Фасоль, гречиха, просо, пшеница. в) Гречиха, просо, подсолнечник. г) Овес, рожь, ячмень, пшеница. 2 Какие севообороты относятся к полевым? а) Прифермерские, специальные. б) Прифермерские, почвозащитные. в) Почвозащитные, специальные
г) Зернотравные, пропашные. 3 К какому семейству культур относится соя? а) К сем- ву крестоцветных. б) К сем-ву бобовых. в) К сем-ву злаковых. 4 Какие минеральные удобрения относятся к простым? а) Удобрения, содержащие три элемента питания. б) Удобрения, содержащие два элемента питания в) Удобрения, содержащие один элемент питания. 5 На какую глубину заделывают семена зерновых? а) На глубину 10-12 см. б) На глубину 4-6 см. в) На глубину 9-15 см. г) На глубину 8-10 см. 6 Какие растения относятся к техническим культурам? а) Пшеница, ячмень, рожь, б) Кукуруза, фасоль, хлопок, сахарная свекла, табак. в) Горох, бобы, чечевица. 7 Какие условия необходимы для жизни растений? а) Свет, тепло, пит.вещества, кислород, вода. б) Свет, тепло, пит. вещества, углекислый газ, вода. 8 Чем отличается сплошной рядовой посев от узкорядного? а) Расстоянием между семенами в рядках. б) Расстоянием между семенами в рядках и нормой высева. в) Расстоянием между рядками и нормой высева. 9 Какой наиболее важный агротехнический прием ухода за посевами озимых? а) Прикатывание снега. б) Снегозадержание. в) Разбрасывание минеральных удобрений. 10 Какой способ полива используется при выращивании риса? а) Полив дождеванием. б) Полив по бороздам. в) Полив по чекам. 11 В какой период рекомендуется скашивать траву, чтобы а) Первый укос в период колошения (злаковые травы), бутонизации (бобовые).
получить наиболее питательное сено? б) В период цветения трав. в) После цветения трав. 12 Можно ли сеять многократно на одном и том же поле одну и ту же культуру? (подсолнечник) а) Можно. б) Нельзя. в) Можно в течение 3-4 лет. 13 Какова глубина посева кукурузы? а) Глубина 1-2 см. б) Глубина 2-4 см. в) Глубина 3-4 см. г) Глубина 10-12 см. д) Глубина 12-14 см. 14 Внешние признаки недостатка азота растению? а) Растения с болезненными маленькими листьями, которые в дальнейшем желтеют. б) Растения с крупными зелеными листьями. в) Растения со скрученными листьями с краев. При изучении темы урока «Почва и её плодородие» можно предложить для закрепления и контроля знаний следующие тестовые задания: ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1. Главное свойство почвы – плодородие. Под плодородием понимают её способность удовлетворять потребность растений в: а) воде б) воде, воздухе, питательных веществах, тепле; в) тепле; г) воде, воздухе. 2. Отметь, какой из составных частей почвы свойственны следующие признаки: сухая, твёрдая (в куске), хорошо впитывает воду; смоченная водой становится вязкой, липкой, мягкой; плохо пропускает воду; вызывает помутнение воды: а) песок; б) глина; в) перегной.
3. По механическому составу различают почвы тяжелые и лёгкие. К тяжёлым почвам относятся глинистая и суглинистая. Тяжёлая глинистая содержит в своём составе глинистых частиц: а) 20%; б) 80%; в) 50%. ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Верхний плодородный слой земли, на котором растут р а с т е н и я , называется____________________ . 2. Водопроницаемостью почвы называется её свойство ________________ 3. Влагоёмкость – это свойство почвы _____________ и _______________ 4. Сравни глинистые и песчаные почвы. ПОЧВЫ А. Глинистые и суглинистые Б. Песчаные и супесчаные 1.__________пропускают воду. 2.________в питывают воды и ________удерживают её. 3.________содержит воздуха. 4._________питательными веществами. 5 . _ _ _ _ _ _ _ _ _ п р о г р е в а ю т с я и остывают. 6._________для обработки. 1.__________пропускают воду. 2.________в пит ы вают воды и ________удерживают её. 3.________содержит воздуха. 4._________питательными веществами. 5 . _ _ _ _ _ _ _ _ _ п р о г р е в а ю т с я и остывают. 6._________для обработки. Слова для вставки: 1. плохо, хорошо; 2. мало, хорошо, много, плохо; 3.мало, много; 4. бедны, богаты; 5. быстро, медленно; 6. тяжёлые, лёгкие. Можно предложить кроссворды, которые так же дают возможность проконтролировать усвоенный материал по теме урока. Например, : 7 2 3 5 1 6
4 9 8 10 1. Виды удобрений по химическому составу (органические). 2. Один из способов хранения удобрений (рыхлое). 3. Ценное органическое удобрение (навоз). 4. Органическое удобрение растительного происхождения (торф). 5. Вид удобрения по способу производства (местное). 6. Удобрения, не обогащающие почву элементами питания, но изменяющие реакцию почвенного раствора (косвенные). 7. Вещества, обогащающие почву элементами питания (удобрения). 8. Группа удобрений по способу производства (промышленные). 9. Удобрения, обеспечивающие растения элементами питания (прямые). 10. Одно из видов органического удобрения (помет). Нередко полезно бывает побуждать самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изложения материала. Учащиеся обобщают, а учитель лишь уточняет. Всё это также активизирует познавательную деятельность. Учащиеся на уроке должны испытывать чувства удовлетворения достигнутыми результатами, желания работать еще лучше. Поэтому, планируя урок, стараюсь подобрать такие формы и методы проведения, чтобы сделать урок интересным и познавательным.


В раздел образования