Автор: Пузырева Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: филиал ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж" в г. Лабытнанги Населённый пункт: г. Лабытнанги Наименование материала: статья Тема: Педагогическая инноватика Раздел: среднее профессиональное
Педагогическая инноватика
Уровни новшеств в образовании
Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного
процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной дея-
тельности ( новые способы создания групп)
Рационализация – установление нового правила использования известных педа-
гогических средств для решения традиционных задач ( иной способ составления
расписания)
Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной
системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12)
Эвристическое решение – отыскание способа решения известных педагогиче-
ских проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических
форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач (методика
опорных конспектов Шаталова)
Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание
педагогических средств для осуществления образования (система погружения
М.П.Щетинина)
Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи,
приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом
или существенному улучшению её составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика,
компетентностный подход, дистанционное обучение)
Новшества и нововведения
Педагогическое новшество – идея, метод, средство, технология или система.
Нововведение – процесс внедрения и освоения новшества
Объект и предмет педагогической инноватики
Педагогическая инноватика рассматривает образование человека, а не иные про-
цессы – материально-технические, экономические и др.
(например, количе-
ство часов, выделяемых на учебный предмет, или обеспечение школ оборудова-
нием)
Объект педагогической инноватики – инновационный процесс, условия, способы
и результаты его осуществления
Предмет инноватики – зависимость между эффективностью инновационных
процессов и факторами, её определяющими, а также способы воздействия на эти
факторы с целью повышения эффективности изменений( условия, средства,, за-
кономерности, формы, методы, технологии)
Педагогика имеет дело с образовательными процессами, меняющими учеников и
педагогов.
Объект и предмет педагогической инноватики
Педагогическая инноватика рассматривает образование
человека , а не иные
процессы – материально-технические, экономические и др.
(например, ко-
личество часов, выделяемых на учебный предмет, или обеспечение школ обору-
дованием)
Объект педагогической инноватики – инновационный процесс, условия, спосо-
бы и результаты его осуществления
Предмет инноватики – зависимость между эффективностью инновационных
процессов и факторами, её определяющими, а также способы воздействия на эти
факторы с целью повышения эффективности изменений( условия, средства,, за-
кономерности, формы, методы, технологии)
Педагогика имеет дело с образовательными процессами, меняющими учеников и
педагогов.
Три аспекта инновационных процессов
Социально-экономический
Психолого-педагогический
Организационно-управленческий
Законы педагогической инноватики
Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды
Закон финальной реализации инновационного процесса
Закон стереотипизации педагогических инноваций
Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций
Структура инновационного процесса
Создание новшеств:
1.
анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;
2.
проектирование новшеств;
3.
экспериментальное апробирование новшеств;
4.
экспертиза новшеств.
Распространение новшеств:
1. подготовка к распространению;
2. информирование о новшествах;
3. поддержка освоения новшеств;
4. анализ распространения и освоения новшеств
Три уровня разработки инноваций и их задачи
Концептуальный уровень:
Методологическое обоснование приоритетных идей, необходимых и достаточ-
ных для разработки концепции обновления;
Ориентация на педагогическую идею, которая давала бы представление о це-
лостности учебно-воспитательного процесса;
Отражение в концепции специфики данного образовательного учреждения
Процесс внедрения педагогических инноваций
Первый этап – выбор цели и средств инновационной деятельности.
Второй этап – выбор средств внедрения инновации. Результат – создание концеп-
ции инновации.
Третий этап – разработка программы реализации эксперимента и научно-методи-
ческого обеспечения инновации.
Четвёртый этап – внедрение инновации в практику, превращение её в тенденцию
( главное на этом этапе –экспертиза результата инновационной деятельности).