КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ задачи по физике в процессе подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации
Автор: Некрасова Тамара Васильевна Должность: учитель физики и информатики Учебное заведение: МБУ "школа № 25" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: презентация Тема: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ задачи по физике в процессе подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации Раздел: полное образование
КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
задачи по физике в процессе
подготовки учащихся 11-х классов к
итоговой аттестации
Работу выполнила
Некрасова Тамара Васильевна, МОУ СОШ № 25
Задача №1 (Пример С1)
Если кольцо диаметром 3—4 см, согнутое из тонкой
проволоки, окунуть в раствор мыла или стирального
порошка, то, вынув его из раствора, можно
обнаружить радужную пленку, затягивающую
отверстие кольца. Если держать кольцо так, чтобы его
плоскость была вертикальна, и рассматривать пленку
в отраженном свете на темном фоне, то в верхней
части пленки через некоторое время будет видно
растущее темное пятно, окольцованное
разноцветными полосами. Как чередуется цвет полос
в направлении от темного пятна к нижней части
кольца? Ответ поясните, используя физические
закономерности
Возможное решение
1
. Окраска пленки возникает из-за интерференции света, который
отражается от передней и задней поверхностей пленки.
2. Темное пятно на пленке появляется в тот момент, когда из-за стекания
мыльного раствора вниз толщина пленки становится слишком малой и не
наблюдается интерференционный максимум ни для одной из длин волн в
видимом диапазоне.
3. По направлению от темного пятна к нижней части кольца толщина
пленки плавно увеличивается, поэтому условие наблюдения первого
интерференционного максимума при переходе от темного пятна к нижней
части кольца выполняется сначала для света с наименьшей длиной волны
(фиолетового), а затем по очереди для света всех цветов радуги,
заканчивая светом с наибольшей длиной волны (красным). Затем
наблюдаются максимумы следующих порядков. В итоге под темным
пятном пленка окрашена в фиолетовый цвет, затем в синий и так далее до
красного. После этого чередование цветов повторяется, но цвета
начинают смешиваться, так как возможно наложение друг на друга
максимумов разных порядков для разных длин волн.
Компетенции:
Учебно-познавательная: анализ, причинно-следственные связи,
самостоятельный поиск информации, умение преобразовывать
информацию.
Коммуникативная: понимать возможность различных позиций
других людей, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве.
Общекультурная: осознание роли науки в жизни общества
Социально-трудовая : волевое усилие, удержание задачи,
планирование исполнения, контроль, коррективы.
Личностное самосовершенствование: интеллектуальное
развитие.
Задача №2. Каким образом установка батарей отопления под
окном помогает выравниванию температур в комнате в зимнее
время? Ответ поясните, используя физические закономерности.
Возможное решение:
Смешивание воздуха и выравнивание его температуры в
комнате при работающих батареях происходит за
счет конвекции . В соответствии с уравнением
Менделеева-Клапейрона ,
pV = mRT/M,
из чего следует, что плотность воздуха
ρ = pM/RT
при одинаковом давлении у холодного воздуха выше, чем
у теплого. Поэтому теплый воздух, нагретый
батареей, в соответствии с законом Архимеда
поднимается вверх, а воздух, остывший от
соприкосновения с холодным стеклом окна, опускается
вниз к батарее, где нагревается и поднимается вверх.
Это перемешивание выравнивает температуру в
комнате.
Компетенции:
Учебно-познавательная:
анализ,
с и н т е з ,
причинно-следственные связи, обобщение, поиск
информации.
Коммуникативная: учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве, уметь задавать вопросы, строить
монологическое высказывание, вести диалог.
Общекультурная:
осознание
роли
науки
в
жизни общества
Задача №3. (С1)
Объясните причины того что
бензин на лужах образует радужные пятна?
Возможное решение
Компетенции:
Учебно-познавательная: анализ, причинно-
следственные связи.
Коммуникативная: умение выражать свои
мысли, строить логическое высказывание.
Социально-трудовая: знание норм и правил
охранно-бережного отношения к природе;
Общекультурная: знание физических
явлений в природе, законов физики.
Задача №4 (С1) Опишите и объясните движение
шарика, который находится между двумя близко
расположенными металлическими пластинами,
укрепленными на изолирующих подставках.
Когда пластины подсоединили к клеммам
высоковольтного выпрямителя, подав на них
заряды разных знаков, шарик пришёл в
движение.
Возможное решение:
Под действием электрического поля пластин изменится
распределение электронов в шарике и произойдет его
электризация: шарик приобретёт тот же заряд, что и
пластина, на которой он лежит, — отрицательный.
Отрицательно заряженный шарик будет отталкиваться
от нижней и притягиваться к верхней пластине. Если
масса шарика достаточно мала, он поднимется к
положительно заряженной пластине и, коснувшись ее,
поменяет знак заряда. В результате он начнёт
отталкиваться от верхней пластины и притягиваться к
нижней — шарик вернется к первой пластине и вновь
поменяет знак своего заряда на отрицательный. Такое
движение вверх-вниз будет повторяться
Компетенции:
Учебно-познавательная: анализ, причинно-
следственные связи, принимать и сохранять
учебную задачу, адекватно воспринимать оценку
учителя;
Коммуникативная: умение выражать свои мысли,
строить логическое высказывание.
Социально-трудовая: знание норм и правил
охранно-бережного отношения к природе;
Общекультурная: знание физических явлений в
природе, законов физики.
t (C)
7
9
11
12
13
1
4
15
16
19
21
23
2
5
27
29
40
60
р
(гПа)
10
11
13
14
15
1
6
17
18
22
25
28
3
2
36
40
74
200
р
(г/м^
3)
7,7
8,8
10,0 10,7
11,4
1
2
,
1
1
12,8 13,6 16,3 18,4
20,6
2
3
,
0
25,8 28,7 51,2 130,5
Задача №5 (С1) В эксперименте установлено, что при температуре
воздуха в комнате 29 С на стенке стакана с холодной водой
начинается конденсация паров воды из воздуха, если снизить
температуру стакана до 25 С. По результатам этих экспериментов
определите относительную влажность воздуха. Для решения задачи
воспользуйтесь таблицей. Изменится ли относительная влажность
при повышении температуры воздуха в комнате, если конденсация
паров воды из воздуха будет начинается при той же температуре
стакана 25 С? Давление и плотность насыщенного водяного пара при
различной температуре показано в таблице:
Возможное решение задачи с критериями оценки.
Компетенции:
Учебно-познавательная: анализ, умение
преобразовывать информацию, принятие и
удержание задачи, причинно-следственные
связи.
Коммуникативная: монологическая речь,
умение высказывать свою точку зрения.
Социально-трудовая: внимание, воля.
Общекультурная : умение слушать и
слышать, знание законов физики, законов
природы.