Напоминание

Арт-уникум


Автор: Бардошина Мария Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 им. В.Ф. Филиппова
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: программа по доп.образованию
Тема: Арт-уникум
Раздел: начальное образование





Назад




Рассмотрено на методическом совете Протокол № ___ от«___»______________ Согласовано зам. Директора по ВР _____О.В. Смирнова «___» _____________ Утверждаю Директор МБОУ СШ №2 __________В.А. Каменная «___» __________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Арт-уникум»
Возраст детей – 7-8 лет Срок реализации – 1 год Разработчик – Бардошина Мария Игоревна г. Архангельск 2017 г.

1.

Пояснительная записка
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 10 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
Актуальность программы
обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности
данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована
на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:  занятия в свободное время;  обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);  обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Педагогическая целесообразность
программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель
: Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами. 2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности. 3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей. Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 6 до 8 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество до 25 человек. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год, 33 часа.

Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Возрастные особенности воспитанников
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят
применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:  Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы.  Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.  В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.  Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Задачи реализации программы:
1. формировать художественные умения и навыки 2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность 3. развивать воображение и навыки сотрудничества. Ожидаемые результаты: личностные предметные метапредметные  развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
 умение организовать рабочее место.  бережное отношение к инструментам, материалам. развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.  ознакомление с художественными терминами и понятиями.  овладение основами художественной грамоты  знание цветов и изобразительныых материалов  умение передавать форму, величину изображения.  приобретение навыка работы в паре, группе Ожидаемые результаты: личностные предметные метапредметные  Ориентирование в социальных ролях  Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.  Развитие наблюдательности, зрительной памяти.  Активное использование в речи терминов.  Соблюдение последовательности выполнения работы.  Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.  Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.  Участие в коллективном обсуждении
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности
художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей. Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами. Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Календарный учебный график
четверть Учебные дни Количество занятий 1 четверть 04.09.2017-03.11.2017 9 2четверть 13.11.2017-29.12.2017 7 3 четверть 08.01.2018-16.03.2018 9 4 четверть 26.03.2018-25.05.2018 7 Итого: 32
5.Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов 1 Свободный выбор материалов 1 2 Монотипия, отпечаток. 1 3 Рисование пальчиками и ладошкой 1 4 Рисование пластилином, гуашь 1 5 Рисование штампами из пуговиц 1 6 Набрызг, мелки и акварель 1
7 Рисование штрихами. 1 8 Гуашь+ штампы для фона 1 9 Рисование скомканными полиэтиленовыми пакетами + трафарет 1 10 Обрывание бумаги, гуашь, кисть 1 11 Коллаж, рисование акварелью 1 12 Смешение цветов 1 13 Рисованием мелками 1 14 Рисование свечкой 1 15 Мокрая бумага, акварель. 1 16 Набрызг, акварель, трафарет 1 17 Рисование на мятой бумаге 1 18 Трафарет из скотча 1 19 Техника по выбору 1 20 Рисование мелками по бархатной бумаге 1 21 Рисование с помощью копировальной бумаги 1 22 Цветной граттаж 1 23 Восковые мелки, акварель 1 24 Рисование солью и ПВА 1 25 Оттиск поролоном, гуашь + вырезание 1 26 Рваная бумага 1 27 Рисование с помощью точек(«Точечное рисование») 1 28 Рисование восковыми карандашами + акварель + соль 1 29 Акварель + вырезание 1
30 Геометрический рисунок, оттенки цветов 1 31 Различные + понятие теплые холодные цвета 1 32 Набрызг, рисование мыльными пузырями 1 Итого: 32 4.
Календарно-тематический план
№ п/ п Тема занятия Дата Нетрадицион ные техники Программное содержание оборудование 1. Рисование по замыслу Свободный Выбор материалов развивать творчество, воображение. развивать мелкую моторику рук. учить доводить начатое дело до конца. развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни. развивать умение работать самостоятельно. карандаши, фломастеры, краски – акварель (на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. 2. Осеннее дерево у воды Монотипия, отпечаток. развивать творческое мышление. познакомить с нетрадиционной техникой рисования «монотопия». развивать мелкую моторику руки. краски – акварель, гуашь (на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. губки. кисточки двух размеров. 3. Во саду ли, в огороде Рисование пальчиками и ладошкой развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование пальчиками и ладошкой. развивать общую и мелкую моторики. развивать 1. широкие блюдечки с гуашью. 2. беличьи кисточки. 3. плотная бумага. 4. салфетки
пространственную ориентацию. развивать чувство цвета и формы. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. 4. Хлебный колос Рисование пластилином, гуашь развивать творческие способности. развивать тонкие движения рук. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование пластилином. развивать зрительное внимание. гуашь. пластилин. листы плотной бумаги любого цвета. салфетки. 5. Цветочное поле Рисование Штампами мз пуговиц развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штампом. развивать зрительное внимание. учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства (колорит, композиция) воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. лист бумаги. жидко разведённая гуашь в мисочке. несколько пуговиц , простой карандаш. акварель. музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года». 6. Наскальная живопись. Набрызг, мелки и акварель развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование набрызгом. Продолжать использовать цвет для передачи предназначения цвета. Акварель,мелки. кисточки. Шаблоны животных или трафареты(на выбор).
развивать мелкую моторику руки. 7. Осенний лист Рисование штрихами. развивать воображение, фантазию. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности рисунка. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. 1. простой карандаш. 2. цветные карандаши 3. образец рисунка, выполненный педагогом. 4. листы бумаги. 8. Необычный зверь Гуашь+ штампы для фона познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штампами. развивать абстрактное мышление, воображение. продолжать развивать координацию мелких движений руки. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. листы белой и цветной бумаги для основы цветные карандаши. простой карандаш гуашь, различные материалы для фона, кисточки, баночки с водой 9. В глубинах космоса Рисование скомканными полиэтилено- выми пакетами, + трафарет развивать творческое воображение, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование скомканными полиэтиленовыми пакетами. учить координировать движения руки. воспитывать у детей познавательный интерес. акварельные краски. беличьи кисточки. банка с водой. полиэтиленовые пакеты. салфетки.
10 Осень Обрывание бумаги, гуашь, кисть развивать творческую фантазию. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги. развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. белый лист бумаги. клей. цветная бумага. гуашь. кисточки. 11. Из морских глубин Коллаж, рисование акварелью развивать творческие способности, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: коллаж. развивать чувство цвета, ритма, формы, композиции. учить с помощью нетрадиционной техники передавать характерные признаки, позы, движения персонажей. развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него. воспитывать умение работать самостоятельно. акварель. лист бумаги. вырезки из журналов, открыток, кисточки рисовальные и клеевые. клей. 12. Волчок Смешение цветов продолжать развивать творческие способности. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: смешение цветов. совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук. развивать чувство цвета. плотная бумага. клей. Гуашь, нить 13 Северное сияние Рисованием мелками продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой черный лист трафарет, мелки
изображения: рисование трафаретом. совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного види деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей. 14. Снегопад Рисование свечкой продолжать развивать творчество. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование свечкой совершенствовать координированность мелкой моторики. продолжать воспитывать у детей умения видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства. гуашь либо акварель. кисть. баночки с водой. свечка лист бумаги. 15. Новогодняя ёлочка Мокрая бумага, акварель. развивать творческие способности и воображение. продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: рисование по мокрой бумаге. учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать воспитывать самостоятельность в работе. развивать мелкую краски – акварель. баночки с водой. лист бумаги. беличьи кисточки.
моторику рук. 16. Новогодний карнавал набрызг, акварель, трафарет развивать творческое воображение. учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, по трафарету развивать чувство цвета и композиции. развивать моторику рук. белая бумага. акварель. беличьи кисточки. жёсткие кисточки или зубные щётки музыкальное произведение. 17 Горы Рисование на мятой бумаге продолжать развивать творческие способности и воображение. Учить использовать такую технику, как рисование на мятой бумаге, продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и техник Акварель 18. Абстракция Трафарет из скотча развивать творческие способности, мышление, познакомить с нетрадиционной техникой изображения: структурирование скотчем совершенствовать мелкую моторику рук. Скотч, плотная бумага, гуашь
19. Иллюстрация к любимой сказке различные продолжать развивать творческие способности и воображение. закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и технику. губка. акварель – краски. восковые мелки. бумага для обрывания (цветная и белая). свеча. трубочка ( соломинка для напитков). предметы, которые можно обвести ( ножницы, подносы, стаканчики). чёрная тешь. баночки с водой. лист бумаги. кисточки. кусочки поролона и пенопласта. 20. Ночь в деревне Рисование мелками по бархатной бумаге продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование мелом по бархатной бумаге. научить работать с мелом. развивать точность мелкой моторики руки. бархатная бумага мелки разных цветов салфетки тряпочки для стирания 21. Кто в теремочке живет Рисование с помощью копировальн ой бумаги развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование через копировальную бумагу. совершенствовать точность копировальная бумага, можно цветную. лист плотной бумаги, либо цветной картон для основы. палочка с
и координированность общей моторики. заострённым концом. 22. Тайный рисунок Цветной граттаж развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. учить оценивать качество работ своих товарищей. развивать точность и координированность общей моторики. цветной картон или плотная бумага, предварител ьно раскрашенн ые акварелью или фломастерам и. свеча. широкая кисть. мисочки для гуаши. палочка с заточенными концами. 23. Подарок маме Восковые мелки, акварель продолжать развивать творческие способности. продолжать учить использовать разные техники при рисовании. развивать чувство цвета и композиции. совершенствовать переключаемость общих движений. восковые мелки. акварельные краски. беличьи кисточки. баночки с водой. 24. Рыбки Рисование Солью и ПВА развивать творческое воображение. учить использовать разные техники при рисовании: солью. развивать чувство цвета и композиции. развивать моторику рук. Темно-синий или черный картон акварель. беличьи кисточки. пипетка 25. Радужная тучка Оттиск поролоном, гуашь + вырезание развивать творческие способности развивать тонкие движения рук гуашь. мисочки либо пластиковая коробочка, в
познакомить с нетрадиционным способом изображения: оттиск поролоном. развивать чувство цвета. развивать зрительное внимание. которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. листы плотной бумаги белого цвета. небольшие кусочки поролона 26. У подножия горы Рваная бумага продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рваная бумага, совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного вида деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей. Цветная бумага, клей 27. Одуванчик Рисование с помощью точек («Точечное рисование») развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: «точечное рисование». продолжать использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать чувство формы и композиции. развивать мелкую моторику руки. гуашь. Кисточки, ватная палочка. простой карандаш. цветная или белая бумага (на выбор). 28. Космос Рисование восковыми карандашами+ продолжать развивать творчество. познакомить с лист бумаги. восковые карандаши
акварель+соль нетрадиционной техникой изображения: рисование восковыми карандашами, акварелью и солью развивать чувство формы, композиции, ритма. продолжать развивать мелкую моторику; точность и координированность движений общей моторики. развивать эстетическое восприятие. кисть, акварель клей соль 29. Птицы на закате Акварель + вырезание развивать воображение, фантазию. учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. акварельные краски. баночки с водой. образец рисунка, выполненный педагогом. листы черной бумаги. салфетки. 30. Кубизм Геометричес кий рисунок, оттенки цветов развивать творческую фантазию. познакомить с термином «оттенок» , рисование с помощью линий, развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. лист бумаги. линейка. гуашь кисточки. 31. День\ночь Различные + понятие теплые холодные цвета продолжать развивать творческую активность совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках продолжать развивать мелкую моторику рук все имеющиеся
продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции закрепить умение самостоятельно выбирать тему, эпизод, материал, рисовать на всём листе; показывать взаимосвязь между изображёнными предметами; отражать в рисунке полученные впечатления учить оценивать качество работ своих товарищей 32. Салют Набрызг, рисование мыльными пузырями продолжать развивать творческие способности, воображение. учить создавать выразительный образ салюта, используя разнообразную нетрадиционную технику изображения: рисование мыльными пузырями, набрызг. совершенствовать чувство цвета и композиции. продолжать развивать переключаемость общих движений. формировать нравственно- эстетические чувства. лист бумаги баночка с водой гуашь кисточки мыльное средство трубочки для коктейля стакан зубная щётка или жёсткая кисть
5.

Список литературы
1. «Воспитатель» - №5 2009 г. 2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г. 3. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г. 4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г. 6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» 7. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г. 8. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. 9. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г. 10. Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г. 11. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. 12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004


В раздел образования