Напоминание

"Будущее Земли зависит от тебя!"


Автор: Бикиева Раушания Расимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение "Детский сад №26 " Лейсан""
Населённый пункт: РТ,город Набережные Челны
Наименование материала: Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию(статья)
Тема: "Будущее Земли зависит от тебя!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Любовь к природе, как впрочем, и

всякая человеческая любовь, несомненно,

закладывается с детства».

И.С. Соколов-Микитов
Наш детский сад №26 « Лейсан» ежегодно уделяет большое внимание экологическому воспитанию. Ведь экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, привязанности к тому месту, где родился.
Актуальность:
 Сложная экологическая обстановка в городе, ее тяжелые последствия;  Экология родного края;  Засоренность среды обитания;  чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;  обедняются флора и фауна. Экологическое воспитание детей нашего детского сада предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и т.д. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Для эффективного решения задач экологического воспитания в ДОУ использую следующие формы и методы работы: - флешмобы с сотрудниками, родителями и детьми; -посадка деревьев; -сбор макулатуры; - опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории; - работа в огороде, на клумбах ,зимнем саду ,благоустройство и санитарная очистка территории детского сада и прилегающей территории; - экскурсии по экологической тропе; - проведение ООД; -изготовление скворечников ,кормушек; - изготовление дидактических игр; - ознакомление с художественной литературой; - участие в конкурсах,акциях; - работа с родителями; - методическая деятельность. Таким образом, проводимая работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности. Во группах созданы уголоки природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель, то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, 2
экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматривая обсуждают, анализируем и т.д., но все свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомим детей с изменениями в природе по с е з о н а м (продолжительность дня, погоды, изменения в жизни растений и животных, труд людей). При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми проведена огромная работа с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно с ф о р м и р о в а т ь э к о л о г и ч е с к у ю к а р т и н у м и р а р е б ё н к а . Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната. Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ. Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями. Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях(ООД). Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их 3
мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды. В природных уголках много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные мат е р и а л ы , предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, 4
зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей. Основная наша задача - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края. 5


В раздел образования