Автор: Бикиева Раушания Расимовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение "Детский сад №26 " Лейсан"" Населённый пункт: РТ,город Набережные Челны Наименование материала: Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию(статья) Тема: "Будущее Земли зависит от тебя!" Раздел: дошкольное образование
И.С. Соколов-Микитов
Наш детский сад №26 « Лейсан» ежегодно уделяет большое внимание
экологическому воспитанию. Ведь экологическое воспитание – это воспитание
нравственности,
духовности,
интеллекта.
Именно
в
дошкольном
возрасте
усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш
воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы
на
ребенка
огромно:
она
встречает
малыша
морем
звуков
и
запахов,
привязанности к тому месту, где родился.
Актуальность:
Сложная
экологическая
обстановка
в
городе,
ее
тяжелые
последствия;
Экология родного края;
Засоренность среды обитания;
чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
обедняются флора и фауна.
Экологическое воспитание детей нашего детского сада предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-
формирование
системы
экологических
знаний
и
представлений
(интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями
и животными, по охране и защите природы и т.д.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому
воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно,
а взаимосвязано.
Для эффективного решения задач экологического воспитания
в ДОУ
использую следующие формы и методы работы:
- флешмобы с сотрудниками, родителями и детьми;
-посадка деревьев;
-сбор макулатуры;
- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- работа в огороде, на клумбах ,зимнем саду ,благоустройство и санитарная
очистка территории детского сада и прилегающей территории;
- экскурсии по экологической тропе;
- проведение ООД;
-изготовление скворечников ,кормушек;
- изготовление дидактических игр;
- ознакомление с художественной литературой;
- участие в конкурсах,акциях;
- работа с родителями;
- методическая деятельность.
Таким образом, проводимая работа по экологическому воспитанию связана
со всеми видами детской деятельности.
Во
группах
созданы
уголоки
природы,
который
знакомит
детей
с
комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития,
для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется
экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к
ним.
Экологическая
тропинка
выполняет
познавательную,
развивающую,
эстетическую и оздоровительную
функцию. Создавая тропинку,
старались
использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых
точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного
возраста, разной формы. Также у нас есть скопление солдатиков, небольшая
полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие
на нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует
глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона
одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах:
рыхлят,
поливают,
полят,
опрыскивают.
Экологическая
тропинка
позволяет
более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических
занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное
время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же
объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если
ознакомительная
прогулка,
можно
посетить
разные
точки;
если
же
мы
преследуем
конкретную
цель,
то
ограничимся
только
одним
объектом.
На
тропинке
можно
проводить
наблюдения,
игры,
театрализованные
занятия,
2
экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с
детьми наблюдаю, рассматривая обсуждают, анализируем и т.д., но все свои
впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.
Прогулки
также
широко
используются
для
экологического
воспитания
детей.
Знакомим
детей
с
изменениями
в
природе
по
с е з о н а м
(продолжительность дня, погоды, изменения в жизни растений и животных,
труд
людей). При
этом
важны
не
отдельные
мероприятия,
а
хорошо
продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и
улучшению природной среды.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания,
совместно
организованные
мероприятия
не
только
помогают
обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот
процесс
необходимую
ребёнку
особую
положительную
эмоциональную
окраску.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения
адекватного взаимодействия взрослых с детьми проведена огромная работа с
родителями.
Предоставив
родителям
информацию
об
актуальности
экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни,
педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного
учреждения в данном направлении.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее
эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие
видов
детской
деятельности
и
имеет
наибольшее
воздействие
на
эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная
и
речевая
деятельность
–
важная
составляющая
экологического
воспитания,
ведь
именно
знания
позволяют
правильно
с ф о р м и р о в а т ь
э к о л о г и ч е с к у ю
к а р т и н у
м и р а
р е б ё н к а .
Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в
этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных
постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная
и
энциклопедическая
литература,
книги,
позволяют
знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе,
достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на
занятиях(ООД). Занятия построены на принципах развивающего обучения и
направлены
на
развитие
личности
ребёнка
в
целом
(умение
сравнивать
и
обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей
природы,
а
также
на
совершенствование
речи
старших
дошкольников,
их
3
мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении
отдаётся
не
простому
запоминанию
и
не
механическому
воспроизведению
знаний,
а
пониманию
и
оценке
происходящего,
совместной
практической
деятельности воспитателя и детей.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования
на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.
В природных уголках много разнообразных комнатных растений. Дети
знакомятся
со
специфическими
потребностями
растений
в
разных
климатических
зонах,
учатся
находить
существенные
признаки
их
приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на
необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за
растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются
в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами
изображений погодных явлений.
Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды.
В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том
числе
и
самостоятельную.
В
лаборатории
имеются
стеклянные
колбы,
пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы
используем
бросовые,
в
частности,
упаковочные
материалы
различных
размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые
ложки
для
сыпучих
материалов,
трубочки
для
коктейля,
бумага
для
фильтрования.
В
лаборатории
хранятся
природные
мат е р и а л ы ,
предназначенные
для
проведения
различных
исследований:
песок,
глина,
камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования
в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть
микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды,
песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие
ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для
измерений,
комплекты
для
игр
с
водой
и
т.
д.
В
сборе
материала
для
лаборатории принимают активное участие и дети и родители.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью
экологической
грамотностью
родителей.
Поэтому
немаловажное
значение
имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой
целью
мы
оформляли
соответствующие
стенды,
проводили
консультации,
экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на
любые
просьбы.
Так,
например,
папы
принимают
участие
в
изготовлении
кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на
территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя,
4
зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи,
животные,
цветы,
птицы.
Большую
помощь
родители
оказывают
при
содержание
природного
уголка.
Принимают
участие
в
весеннее
–
осенних
работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и
атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
необходимо
строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих
в
ней
зависимостях.
Детям
следует
дать
знания
о
природе,
формировать
трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь
к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе
должны
быть
построены
на
конкретном
материале,
которой
доступен
наблюдению детей.
Основная
наша
задача
-
вырастить
и
воспитать
здорового
человека,
знающего
и
защищающего
природу,
научить
по-хозяйски
распоряжаться
ее
богатствами.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода
является
создание
среды,
в
которой
взрослые
личным
примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере
своих
возможностей,
вместе
с
детьми
участвуют
в
природоохранной
деятельности.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание
любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности,
доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут
рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство
Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача
углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что
ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.
5