Автор: Шамараева Ольга Васильевна Должность: директор школы Учебное заведение: МОУ ООШ с.Тамбовка Населённый пункт: с.Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области Наименование материала: Эссэ Тема: "Моё педагогическое кредо" Раздел: среднее образование
Эссе «Моё педагогическое кредо»
Идут года.
Вращается Земля
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо
означает «верю».
Во что верю я?
Верю в то, что только личные качества, жизненная позиция, образ жизни и
профессионализм учителя служат предметом для подражания, формируют
взгляды на жизнь, определяют выбор профессии.
Вспомните, пожалуйста, Ваши школьные годы: был ли у Вас учитель, который
повлиял на Ваши взгляды, убеждения, которого Вы могли бы назвать «учителем
жизни»?
У меня такой учитель был.
Еще учась в школе, была просто очарована своим учителем биологии и
химии – Романенко Людмилой Антоновной. Она была для меня идеалом доброты,
справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее
похожей, и не только мне. Неслучайно восемь её выпускников стали учителями
химии и биологии, среди них и я. Другой профессии в своем будущем я даже и не
представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту. Закончив в 1983
году Саратовский государственный педагогический институт, я приехала на
работу в Тамбовскую восьмилетнюю школу.
С этого дня началось моё восхождение на педагогический олимп.
Да, за 30 лет работы с детьми я могу сказать, что я состоялась — как
учитель. За эти годы я создала собственную систему взаимодействия с
учащимися. Главное ее правило – создать каждому ребенку ситуацию успеха,
убедить каждого в том, что у него все получится. Что он способный и умный. И
результат не замедлит сказаться. В благоприятном психологическом климате
класса у учащихся, даже тех, кто не силен в биологии, формируется
положительное отношение к учебе и предмету.
Профессией учителя сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей
жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда.
Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить
среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог
начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д.
Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться – в нём умирает учитель».
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества,
учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не
думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы
радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы
смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь
следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других
и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ученика, я должна иметь на это
моральное право. Как бы я могла воспитывать в детях отвращение к сигаретам,
если бы курила сама? Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я
должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда
.
Мне удается не утратить азарта юности, способности удивляться, остро
чувствовать и воспринимать новое, а, главное, постоянно учиться и увлекать
идеей самосовершенствования своих учеников. В моей деятельности нет
формальности, потому что сама искренне верю в то, что делаю.
Я верю в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено.
Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им
стать личностью и достойными гражданами своей страны.
Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице,
поселку, чувства гордости за достижения своей страны.
Дети - самая главная ценность в моей деятельности.
Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым,
на хранение» Но есть и другая мудрость «Ребенок не кувшин, который нужно
наполнить, а лампада, которую надо зажечь»
Каким же должен быть учитель «зажигающий лампады» ? По моему
мнению, он должен обладать такими профессиональными качествами, как
универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность,
способность вести интересные уроки. Не обойти вниманием и такие качества, как
внешний вид и стиль учителя.
Профессия учителя является одной из самых сложных в наши дни, и при
этом далеко не всегда оценивается по достоинству. Все прекрасно знают о том,
что у учителей не такая уж и высокая заработная плата, что не многие решают
стать учителем и посвятить себя детям сейчас. Но, к счастью, есть и те, кого не
пугают условия работы. Есть такие великие учителя, которые всю свою жизнь
посвятили школе, детям. Кому, как не мне знать, сколько необходимо терпения и
любви, чтобы тридцать с лишним лет изо дня в день идти в храм знаний для того,
чтобы помочь молодому поколению найти себя. Показать правильную дорогу в
жизнь.
И вот уже мои выпускники-учителя биологии, рассказывают о своих
достижениях, делятся планами. Значит, все было не зря. А знаете, в чем самый
главный Успех учителя? - В его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в
большом мире взрослых, а нашли в нем себя!
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.»
(Дмитрий Менделеев)
Из всех деяний в мире сущем
Два дела ставлю в один ряд:
Растить на пашне хлеб насущный
И обучать добру ребят
Одну и ту же участь делят
И хлебороб и педагог:
Каков посев – таков итог,
Но есть и разница в их деле:
У хлебороба жатвы сроки
Не так мучительно далёки,
А педагоги долго ждут
Порой и жизни не хватает,
И смотришь, зёрна урожая
Уже другие соберут.
Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я
только остановилась, чтобы оглянуться назад…. Я верю в своё назначение,
верю, что мои занятия жизни будет продолжать сама жизнь. Я счастлива,
потому что вижу результаты своего труда и очень надеюсь, что лучшим
достоянием человечества станут учителя!
Ведь поистине велик учитель, воспитавший ученика, который его