"АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Автор: Матвеева Вера Евгеньевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МАУДО "ДШИ" Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ" Раздел: дополнительное образование
МАУДО «ДШИ» Бавлинского
муниципального района
Республики Татарстан
(г. Бавлы)
Формирование музыкальных способностей происходит в раннем детстве.
Чем раньше – тем лучше. Но какой педагог может безошибочно определить, кто
из малышей в будущем продолжит профессиональное музыкальное образование,
кто станет знаменитостью с мировым именем, а кто – любителем музыки?
Цель и специфика обучения детей в музыкальной школе – воспитание
грамотных
любителей
музыки,
расширение
их
кругозора,
формирование
творческих способностей, музыкально-художественного вкуса.
В классе фортепиано ДМШ и ДШИ применяются различные формы
работы.
Среди
них
особыми
развивающими
возможностями
обладает
ансамблевое музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления
учащихся с миром музыки. Этот жанр имеет многолетнюю историю.
Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во II половине VIII века
с
появлением
молоточкового
фортепиано
и
его
новыми
возможностями-
расширенный диапазон , способность динамического развития , добавочный
резонатор
педали.
Этот
инструмент
открыл
удивительные
возможности
для
исполнителей: значительно возросла полнота и сила его звучания, открывались
неведомые регистровые краски, а новый гомофонный стиль музыки в этом очень
нуждался.
К
началу XIX
века
фортепианный
ансамбль
утвердился
как
полноправная,
самостоятельная
форма
музицирования.
Для
фортепианных
ансамблей писали почти все композиторы XIX-XX столетия. Существует два
вида фортепианных ансамблей - на одном и на двух роялях. Второй получил
наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём
преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из
которых
имеет
в
своём
распоряжении
свой
инструмент.
Игра
на
одном
фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования и
для учебных занятий.
Наконец, было открыто новое свойство фортепианного дуэта, сделавшее
его
еще
популярнее:
четырехручная
фактура
оказалась
способной
к
воспроизведению
оркестровых
эффектов.
Наличие
четырех
рук
давало
возможность передавать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti, и
разнообразие
приемов
звукоизвлечения,
штрихов
(например,
одновременное
звучание выдержанных звуков, подвижных голосов, играющих legato, non legato,
staccato), и некоторые тембровые качества отдельных оркестровых групп. На
протяжении
долгого
времени
четырехручные
версии
симфоний,
камерных
ансамблей,
опер,
балетов
и
т.д.
были
нередко
единственным
источником
ознакомления с ними. Это способствовало приобретению очень важной функции
фортепианного
дуэта:
музыкально-просветительской.
Именно
так,
играя
переводы,
знакомились
в
прошлом
веке
массы
любителей,
а
также
и
профессионалы,
с
произведениями
самых
разных
жанров.
Переложение
симфоний и камерно-инструментальных ансамблей Гайдна, Моцарта, Бетховена,
Мендельсона, Шумана, Брамса, Чайковского, симфонических поэм и ораторий
Листа,
опер
Вагнера
и
Верди
были
нередко
единственным
источником
ознакомления
с
ними.
Эта
функция
фортепианного
дуэта
сохраняла
свое
значение, переоценить которое невозможно, вплоть до XX века.
В
наши
дни
жанр
фортепианного
ансамбля
приобрёл
необычайную
популярность.
Проводятся
конкурсы
ансамблей
на
Всероссийском
и
Международном уровнях.
Мы,
педагоги-практики,
на
своём
опыте
знаем,
что
не
каждый
из
учащихся, а их большинство, по своим музыкальным и природным данным готов
к сольному публичному выступлению. Выучить концертную пьесу сложно, ещё
сложнее
-
достойно
исполнить.
Но
именно
ансамблевая
игра
может
стать
основой его концертных выступлений, дополнить и украсить их. Ансамбль –
предмет, который помогает заинтересовать детей игрой на фортепиано.
Основной задачей игры в ансамбле является практическое применение и
закрепление навыков и знаний, полученных в классе специального фортепиано:
совершенствует
умение
читать
с
листа,
дисциплинирует
ритмику,
является
незаменимой
с
точки
зрения
выработки
технических
навыков
и
умений,
воспитывает волевые качества, чувство ответственности перед партнёром за
результат совместной работы, поднимая общий исполнительский уровень по
обоим
предметам.
Обучение
элементарным
навыкам
игры
в
ансамбле
происходит эффективнее, если первым партнёром ученика по ансамблю является
педагог;
даже
малейшие
отклонения
от
темпа,
нарушение
ритма,
не
улавливаемые при сольном исполнении, сразу делаются заметными, с педагогом
понятнее динамическое развитие, точнее штрихи и характер произведения.
Нелегкая задача для педагога – подбор партнёра.
Партнёрами могут быть:
преподаватель
– ученик.
На
уроке
обычно
с
учеником
играет
преподаватель. Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является
одноголосной,
а вторая – басовая,
предназначенная для преподавателя
-
содержит гармоническое дополнение, или сопровождение;
кто-либо из членов семьи – ученик. Очень хорошо, если с ребёнком
регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это доставляет ребёнку большую
радость.
два ученика. Партнёрами в этом случае выбираются по возможности
дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Поскольку каждому из
них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто
вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре.
Обычно такой ученик находится в классе коллеги.
Но если всё совпало – учащиеся получают удовлетворение от совместно
выполненной
художественной
работы,
чувствуют
радость
общего
порыва,
объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие
совместного
исполнительства.
Творческая
атмосфера
занятий
предполагает
активное участие детей в учебном процессе.
Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как
внимательность,
ответственность,
дисциплинированность.
Играя
в
паре,
начинающие
пианисты
ощущают
себя
создателем
чуда
-
он
исполнитель!
Ребёнок верит в себя, в свои силы и вдохновляется уже с первых занятий, а
желание ребёнка овладеть языком музыки – одна из главных задач педагога.
Работая над музыкальным произведением, учащиеся должны научиться
слушать музыку, исполняемую в ансамбле, в целом, творчески применять в
совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки. Ещё важнее то,
что ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному
мышлению.
При
этом
каждый
ребёнок
становится
активным
участником
ансамбля,
независимо
от
уровня
его
способностей
в
данный
момент,
что
способствует
психологической
раскованности,
свободе,
дружелюбной
атмосфере.
Репертуар для ансамбля имеет огромное значение: следует учитывать его
яркость, выразительность, разнообразие, доступность, как в исполнительском,
так и интеллектуальном плане.
В последнее время наблюдается тенденция выхода нотной литературы за
рамки
привычных
репертуарных
серий.
Это
вызвано
изменением
интересов
учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в
русло музицирования. Отсюда и возникает необходимость появления грамотно
адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых,
ранее
окончивших
музыкальную
школу,
возможность
свободно
исполнять
высокопрофессиональные, популярные, любимые песни и пьесы.
Так,
для
расширения
и
обновления
традиционного
ансамблевого
репертуара
детских
музыкальных
школ
и
школ
искусств,
на
основе
своего
практического опыта,
преподаватели школы Гимаева Евгения Григорьевна и
Матвеева Вера Евгеньевна выпустили два учебных пособия «По страницам
любимых
мелодий»,
которые
представляют
собой
авторские
переложения
популярных музыкальных произведений. Авторы-составители пытались путем
облегчения
нотного
текста
добиться
главной
цели
данного
издания
–
возможности сиюминутного исполнения, музицирования по нотам. Они требуют
от пианиста не столько высокой технической оснащённости, сколько другого
качества: определённого состояния души. Тексты написаны в удобной фактуре,
нередко
упрощается
ритмический
рисунок.
Обучение
возможно
на
данном
материале элементарным исполнительским основам, связанным с интонационно-
грамотным исполнением музыкальных фраз, правильным построением звукового
соотношения мелодии и аккомпанемента, чистой педализации и т.д.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим
потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального
слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков;
расширяется музыкальный кругозор,
интеллект музыканта; воспитывается и
формируется художественный вкус,
понимание стиля, формы,
содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные
профессионально-психологические
качества:
наблюдательность,
критичность,
стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль,
рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности
звучания. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает
успех – единственный источник внутренних сил и мотивации.