Напоминание

"АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"


Автор: Матвеева Вера Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ - КАК ФОРМА

ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ



Матвеева Вера Евгеньевна,

Гимаева Евгения Григорьевна


МАУДО «ДШИ» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (г. Бавлы) Формирование музыкальных способностей происходит в раннем детстве. Чем раньше – тем лучше. Но какой педагог может безошибочно определить, кто из малышей в будущем продолжит профессиональное музыкальное образование, кто станет знаменитостью с мировым именем, а кто – любителем музыки? Цель и специфика обучения детей в музыкальной школе – воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса. В классе фортепиано ДМШ и ДШИ применяются различные формы работы. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Этот жанр имеет многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во II половине VIII века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями- расширенный диапазон , способность динамического развития , добавочный резонатор педали. Этот инструмент открыл удивительные возможности для исполнителей: значительно возросла полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски, а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу XIX века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная, самостоятельная форма музицирования. Для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы XIX-XX столетия. Существует два вида фортепианных ансамблей - на одном и на двух роялях. Второй получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из
которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Игра на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования и для учебных занятий. Наконец, было открыто новое свойство фортепианного дуэта, сделавшее его еще популярнее: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Наличие четырех рук давало возможность передавать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti, и разнообразие приемов звукоизвлечения, штрихов (например, одновременное звучание выдержанных звуков, подвижных голосов, играющих legato, non legato, staccato), и некоторые тембровые качества отдельных оркестровых групп. На протяжении долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов и т.д. были нередко единственным источником ознакомления с ними. Это способствовало приобретению очень важной функции фортепианного дуэта: музыкально-просветительской. Именно так, играя переводы, знакомились в прошлом веке массы любителей, а также и профессионалы, с произведениями самых разных жанров. Переложение симфоний и камерно-инструментальных ансамблей Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Брамса, Чайковского, симфонических поэм и ораторий Листа, опер Вагнера и Верди были нередко единственным источником ознакомления с ними. Эта функция фортепианного дуэта сохраняла свое значение, переоценить которое невозможно, вплоть до XX века. В наши дни жанр фортепианного ансамбля приобрёл необычайную популярность. Проводятся конкурсы ансамблей на Всероссийском и Международном уровнях. Мы, педагоги-практики, на своём опыте знаем, что не каждый из учащихся, а их большинство, по своим музыкальным и природным данным готов к сольному публичному выступлению. Выучить концертную пьесу сложно, ещё сложнее - достойно исполнить. Но именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить их. Ансамбль – предмет, который помогает заинтересовать детей игрой на фортепиано.
Основной задачей игры в ансамбле является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в классе специального фортепиано: совершенствует умение читать с листа, дисциплинирует ритмику, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, воспитывает волевые качества, чувство ответственности перед партнёром за результат совместной работы, поднимая общий исполнительский уровень по обоим предметам. Обучение элементарным навыкам игры в ансамбле происходит эффективнее, если первым партнёром ученика по ансамблю является педагог; даже малейшие отклонения от темпа, нарушение ритма, не улавливаемые при сольном исполнении, сразу делаются заметными, с педагогом понятнее динамическое развитие, точнее штрихи и характер произведения. Нелегкая задача для педагога – подбор партнёра. Партнёрами могут быть:  преподаватель – ученик. На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является одноголосной, а вторая – басовая, предназначенная для преподавателя - содержит гармоническое дополнение, или сопровождение;  кто-либо из членов семьи – ученик. Очень хорошо, если с ребёнком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это доставляет ребёнку большую радость.  два ученика. Партнёрами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре. Обычно такой ученик находится в классе коллеги. Но если всё совпало – учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Творческая атмосфера занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе.
Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность. Играя в паре, начинающие пианисты ощущают себя создателем чуда - он исполнитель! Ребёнок верит в себя, в свои силы и вдохновляется уже с первых занятий, а желание ребёнка овладеть языком музыки – одна из главных задач педагога. Работая над музыкальным произведением, учащиеся должны научиться слушать музыку, исполняемую в ансамбле, в целом, творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки. Ещё важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Репертуар для ансамбля имеет огромное значение: следует учитывать его яркость, выразительность, разнообразие, доступность, как в исполнительском, так и интеллектуальном плане. В последнее время наблюдается тенденция выхода нотной литературы за рамки привычных репертуарных серий. Это вызвано изменением интересов учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в русло музицирования. Отсюда и возникает необходимость появления грамотно адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых, ранее окончивших музыкальную школу, возможность свободно исполнять высокопрофессиональные, популярные, любимые песни и пьесы. Так, для расширения и обновления традиционного ансамблевого репертуара детских музыкальных школ и школ искусств, на основе своего практического опыта, преподаватели школы Гимаева Евгения Григорьевна и Матвеева Вера Евгеньевна выпустили два учебных пособия «По страницам любимых мелодий», которые представляют собой авторские переложения популярных музыкальных произведений. Авторы-составители пытались путем облегчения нотного текста добиться главной цели данного издания –
возможности сиюминутного исполнения, музицирования по нотам. Они требуют от пианиста не столько высокой технической оснащённости, сколько другого качества: определённого состояния души. Тексты написаны в удобной фактуре, нередко упрощается ритмический рисунок. Обучение возможно на данном материале элементарным исполнительским основам, связанным с интонационно- грамотным исполнением музыкальных фраз, правильным построением звукового соотношения мелодии и аккомпанемента, чистой педализации и т.д. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – единственный источник внутренних сил и мотивации.


В раздел образования