Напоминание

Технолонии здорового образа жизни


Автор: Гимаева Евгения Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Технолонии здорового образа жизни
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДШИ
Гимаева Е.Г., Матвеева В.Е.,

МАУДО «Детская школа искусств»

Бавлинского муниципального района РТ
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. В век передовых технологий – прогресс, как оказалось, не лучшим образом влияет на здоровье. Сказывается ухудшение экологической обстановки во всем мире, малоподвижный образ жизни, перегруженность информацией из многочисленных источников. Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится. Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека. Целью статьи является анализ совершенствования учебно- воспитательного процесса на основе комплексной оценки здоровья обучающихся в классе преподавателей ДШИ Гимаевой Евгении Григорьевны и Матвеевой Веры Евгеньевны. Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.
О здоровье говорят как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемым здоровым образом жизни. Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Мы считаем – любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Основными составляющими этой технологии, по нашему мнению, являются:  создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном процессе;  организация рационального двигательного режима учащихся;  непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений;  организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;  использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни;  занятия учащихся в комфортном, уютном классе.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в ДШИ строится на сотрудничестве педагогов со всеми структурными подразделениями учреждения. Мы стараемся не допускать факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогаем в предупреждении нежелательных аффектных реакций, быть внимательными и отзывчивыми к детям, уважительно относимся к каждому ребенку. Эстетично оформлен интерьер индивидуальных классов, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Не менее важны и гигиенические условия. Повышение (и понижение) температуры может не лучшим образом отразиться на работоспособности и успеваемости. Так же негативно действует отсутствие свежего воздуха. Поэтому класс следует регулярно проветривать в любую погоду. Необходимо регулярно проводить влажную уборку помещения. Большую роль в психо-коррекционной работе отводим музыкотерапии, психогимнастике, наборам пальчиковых гимнастик. Известно, что музыкотерапия – это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же не имеет противопоказаний. Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму легче бороться с различными болезнями. Психогимнастика и игровой массаж снимают у детей напряжение, обеспечивают сенсорное развитие, формируют доверие и внимание друг к другу, развивают терпение, фантазию. Особо нужно отметить важность пальчиковых упражнений, так как влияние мануальных действий на развитие мозга и речи уже давно доказанный и признанный факт. Тренировка мелкой моторики является условием гармоничного общего развития ребенка, повышает
работоспособность клеток коры головного мозга, активирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие, артикуляционный аппарат. Применяя здоровьесберегающие технологии в работе ДШИ перед нами, преподавателями, встают такие образовательные задачи, как:  создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе;  стимулирование выполнения заданий без боязни ошибиться;  построение ситуаций общения на занятиях, позволяющих проявлять инициативу;  создание обстановки для естественного самовыражения учащихся. На своих уроках применяем индивидуальный подход к каждому учащемуся: создаём для каждого ситуацию успеха, доброжелательную обстановку спокойной беседой, вниманием и позитивной реакцией на допущенные ошибки, включаем уместный юмор или небольшие исторические отступления. Поощряем учащихся в самостоятельной мыслительной деятельности, удачно исполненном музыкальном произведении. Это необходимо не только для познавательного развития учащихся, но и для их морального психического состояния. Чередуем периоды напряжённой активной работы и расслабления. Творческий характер образовательного процесса необходим. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, является насилием над собой и другими. Для каждой образовательной деятельности нужна мотивация. Стараемся эмоционально вовлекать обучающихся в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга без ущерба здоровью. Одним словом, всячески стремимся к естественному и эффективному раскрытию способностей ученика. Таким образом, в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся заметно
повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению занятий, и, как следствие, к более высоким результатам. Так многие наши учащиеся являются победителями международных, всероссийских и республиканских конкурсов.
Список литературы:
1. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.// Начальная школа, №8 - 2011, с.106. 2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. - 170с. 3. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после. - 2003, №5, 45-50с. 4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. 5. Базарный В.Ф.//Начальная школа, № 2, 1992. 6. Гомжина З.А. Как снять усталость и напряжение.// Начальная школа, №1 – 2012, с.50. 7. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М: «Глобус», 2010. 8. Золотых И.В. Здоровье школьников – один из факторов эффективности обучения.// Начальная школа, №8 – 2012. 9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004. 10. Менжинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. – М.: «Вентана - Граф», 2008 11. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
13. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 – 2003, с.57.


В раздел образования