Автор: Гимаева Евгения Григорьевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МАУДО "ДШИ" Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Технолонии здорового образа жизни Раздел: дополнительное образование
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДШИ
Гимаева Е.Г., Матвеева В.Е.,
МАУДО «Детская школа искусств»
Бавлинского муниципального района РТ
«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка – … это,
прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил, и венцом
этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из
главных задач развития страны. В век передовых технологий – прогресс, как
оказалось, не лучшим образом влияет на здоровье. Сказывается ухудшение
экологической
обстановки
во
всем
мире,
малоподвижный
образ
жизни,
перегруженность информацией из многочисленных источников.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! Если есть здоровье –
человек радуется, спокойно живет, работает, учится. Здоровье – это состояние
физического и социального благополучия человека.
Целью
статьи
является
анализ
совершенствования
учебно-
воспитательного
процесса
на
основе
комплексной
оценки
здоровья
обучающихся в классе преподавателей ДШИ Гимаевой Евгении Григорьевны
и Матвеевой Веры Евгеньевны.
Подростковый
возраст
чрезвычайно
важен
в
физиологическом,
психологическом,
нравственном
становлении
человека.
Именно
в
этот
период
завершается
формирование
всех
функциональных
структур
организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате
чего
реализуется
индивидуальная
генетическая
программа
развития
организма.
О здоровье говорят как о важнейшей ценности, которая формируется
под влиянием ряда социальных факторов, именуемым здоровым образом
жизни.
Здоровьесберегающий
процесс
–
это
специально
организованное,
развивающееся
во
времени
и
в
рамках
определенной
образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение
целей
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
в
ходе
образования,
воспитания и обучения.
В
последние
годы
всё
чаще
поднимается
вопрос
о
значимости
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей
характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Мы
считаем
–
любая
педагогическая
технология
должна
быть
здоровьесберегающей, создающей
максимально возможные условия для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образовательного процесса.
Основными
составляющими
этой
технологии,
по
нашему
мнению,
являются:
создание
благоприятного
психо-эмоционального
климата
в
образовательном процессе;
организация рационального двигательного режима учащихся;
непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и
своевременная коррекция возникающих отклонений;
организация рационального учебно-воспитательного процесса с
учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями;
использование
многообразных
программ
по
формированию
мотиваций и навыков здорового образа жизни;
занятия учащихся в комфортном, уютном классе.
Обеспечение
психологической
безопасности
детей
во
время
их
пребывания
в
ДШИ
строится
на
сотрудничестве
педагогов
со
всеми
структурными подразделениями учреждения. Мы
стараемся не допускать
факторы,
способствующие
возникновению
и
развитию
стрессовых,
невротических
состояний
у
детей
и
помогаем
в
предупреждении
нежелательных аффектных реакций, быть внимательными и отзывчивыми к
детям, уважительно относимся к каждому ребенку.
Эстетично
оформлен
интерьер
индивидуальных
классов,
чтобы
ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Не менее важны и
гигиенические условия. Повышение (и понижение) температуры может не
лучшим образом отразиться на работоспособности и успеваемости. Так же
негативно
действует
отсутствие
свежего
воздуха.
Поэтому
класс
следует
регулярно проветривать в любую погоду. Необходимо регулярно проводить
влажную уборку помещения.
Большую роль в психо-коррекционной работе отводим музыкотерапии,
психогимнастике, наборам пальчиковых гимнастик.
Известно, что музыкотерапия – это самый безопасный и экономичный
способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же
не
имеет
противопоказаний.
Приятная
музыка
благотворно
действует
не
только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов
дыхания
и
даже
пищеварения.
Любимая
мелодия
способна
вызывать
увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму легче бороться
с различными болезнями.
Психогимнастика
и
игровой
массаж
снимают
у
детей
напряжение,
обеспечивают сенсорное развитие, формируют доверие и внимание друг к
другу, развивают терпение, фантазию.
Особо нужно отметить важность пальчиковых упражнений, так как
влияние
мануальных
действий
на
развитие
мозга
и
речи
уже
давно
доказанный и признанный факт. Тренировка
мелкой
моторики
является
условием
гармоничного
общего
развития
ребенка,
повышает
работоспособность клеток коры головного мозга, активирует мыслительные
процессы,
стимулирует
речевое
развитие,
артикуляционный
аппарат.
Применяя здоровьесберегающие технологии в работе ДШИ перед нами,
преподавателями, встают такие образовательные задачи, как:
создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в
работе;
стимулирование выполнения заданий без боязни ошибиться;
построение
ситуаций
общения
на
занятиях,
позволяющих
проявлять инициативу;
создание
обстановки
для
естественного
самовыражения
учащихся.
На
своих
уроках
применяем
индивидуальный
подход
к
каждому
учащемуся:
создаём
для
каждого
ситуацию
успеха,
доброжелательную
обстановку
спокойной
беседой,
вниманием
и
позитивной
реакцией
на
допущенные
ошибки,
включаем
уместный
юмор
или
небольшие
исторические
отступления.
Поощряем
учащихся
в
самостоятельной
мыслительной
деятельности,
удачно
исполненном
музыкальном
произведении.
Это
необходимо
не
только
для
познавательного
развития
учащихся,
но
и
для
их
морального
психического
состояния.
Чередуем
периоды напряжённой активной работы и расслабления. Творческий характер
образовательного
процесса
необходим.
Обучение
без
творческого
заряда
неинтересно, а значит, является насилием над собой и другими.
Для
каждой
образовательной
деятельности
нужна
мотивация.
Стараемся эмоционально вовлекать обучающихся в процесс социализации,
что
обеспечивает
естественное
повышение
работоспособности
и
эффективности работы мозга без ущерба здоровью.
Одним словом, всячески стремимся к естественному и эффективному
раскрытию способностей ученика.
Таким
образом,
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной
приподнятости
работоспособность
учащихся
заметно
повышается,
что
в
конечном
итоге
приводит
и
к
более
качественному
усвоению
занятий,
и,
как
следствие,
к
более
высоким
результатам.
Так
многие
наши
учащиеся
являются
победителями
международных,
всероссийских и республиканских конкурсов.
Список литературы:
1.
Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе.// Начальная школа, №8 - 2011, с.106.
2.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение,
1979. - 170с.
3.
Курбатова
Л.
Мозг,
творчество.//Начальная
школа
плюс:
до
и
после. - 2003, №5, 45-50с.
4.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
– М.: Просвещение, 1982.
5.
Базарный В.Ф.//Начальная школа, № 2, 1992.
6.
Гомжина З.А. Как снять усталость и напряжение.// Начальная
школа, №1 – 2012, с.50.
7.
Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе.
–
М:
«Глобус», 2010.
8.
Золотых
И.В.
Здоровье
школьников
–
один
из
факторов
эффективности обучения.// Начальная школа, №8 – 2012.
9.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы).
Москва: «Вано», 2004.
10.
Менжинская
Е.А.
Основы
здоровьесберегающего
обучения
в
начальной школе. – М.: «Вентана - Граф», 2008
11.
Селевко
П.К.
Современные
образовательные
технологии:
Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
12.
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
13.
Степанова
О.А.
Оздоровительные
технологии
в
началь6ной
школе. // Начальная школа, №1 – 2003, с.57.