Современный урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Автор: Антоненко Ирина Владимировна Должность: методист Учебное заведение: ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области" Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Современный урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС Раздел: среднее образование
в условиях реализации ФГОС.
Большие
надежды
на
кардинальные
изменения
в
образовательном
процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену
ведущего
лозунга
прошлых
лет
«Образование
для
жизни»
пришёл
лозунг
«Образование на протяжении всей жизни». Какие требования к современному
уроку изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация
стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять
эти знания в практической деятельности.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно
принимать
решения,
прогнозируя
их
возможные
последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способным к сотрудничеству;
• обладать
чувством
ответственности
за
судьбу
страны,
ее
социально-
экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта
второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и
учеником.
Требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель
должен
спланировать
свою
деятельность
и
деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок
должен
быть
проблемным
и
развивающим:
учитель
сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель
организует
проблемные
и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех
аспектов:
познавательного,
связанного
с
расширением
объема
знаний,
развивающего - с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного - с
формированием нравственных качеств личности.
Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить
великую
силу
искусства
в
формировании
духовных,
нравственных
качеств
личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На
уроке
искусства
нас
интересует,
прежде
всего,
деятельность
ученика
как
субъекта,
личности,
воспринимающей
искусство,
рефлексирующей
и
участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного.
Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни
самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в
один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому
внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и
постоянным.
Развивающий аспект связан
со
структурой
личности
ребенка.
Развитие
ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения,
и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания.
С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный
запас;
усиливать
коммуникативные
свойства
речи
(экспрессивность,
выразительность); овладевать выразительными средствами языка.
С
целью
развития
мышления
формируются
умения:
анализировать;
выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать;
доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать
проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.
С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение
ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения
цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.
С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой
мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.
Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из
следующих
требований:
учить
каждого
ученика
самостоятельно
добывать
знания,
формировать
умения
и
навыки,
которые
обеспечат
успешную
деятельность в дальнейшем.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело
использует
все
возможности
для
развития
личности
ученика,
ее
активного
умственного
роста,
глубокого
и
осмысленного
усвоения
знаний,
для
формирования ее нравственных основ.
Качество современного урока определяется общими к нему требованиями:
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической
практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного
процесса;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических
принципов;
-
обеспечение
надлежащих
условий
для
продуктивной
познавательной
деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
- связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый
уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
-
логичность
и
эмоциональность
всех
этапов
учебно-воспитательной
деятельности;
- эффективное использование педагогических средств;
-
связь
с
жизнью,
производственной
деятельностью,
личным
опытом
учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений и навыков,
рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем
знаний.
Современные педагогические технологии:
-
личностно
–
ориентированные, помогающие
реализовать
природные
способности учащихся для их развития и применения в различной творческой
деятельности;
- гуманно – личностные, основанные на всестороннем уважении и любви к
ребенку, вере в его творческие силы;
-
технологии
сотрудничества, позволяющие
вырабатывать
совместно
с
учащимися цели, сотворчествовать с ними, быть для них другом, создавать
исключительно положительное эмоциональное сопровождение, направленное на
развитие устойчивого интереса;
- дифференцированное обучение по уровню художественно – творческого
развития и потенциала;
- проблемное обучение – позволяющее создавать проблемную ситуацию и
активировать самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению;
-
технологию
индивидуализации по
методу
проектирования,
который
позволяет
реализовать
индивидуальность
ребенка,
его
потенциальные
возможности
и
способности
в
научно
–
исследовательской
и
конкурсной
деятельности.
Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:
-
художественность
(целостность,
образность,
ассоциативность,
эмоциональность) как принцип организации;
-
активное
расширение
опыта
эмоционально-ценностных
отношений
учащихся как опыта отношений мира и человека;
- развитие форм художественного воображения как способности выражать
эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком
пространственных искусств;
- акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся;
- сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного
образа;
- функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не
как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;
- свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической
деятельности;
-
диалог
ученика
и
учителя,
основанный
на
едином
образном
языке
искусства;
- художественное пространство осуществления урока изобразительного
искусства (кабинет), современные средства и оборудование.
Типы уроков
- урок постижения новых знаний, умений и навыков (цель-ознакомление
учащихся
с
новым
материалом
и
формирование
новых
знаний,
умений,
навыков);
-
урок
формирования
и
закрепления
способов
деятельности
(цель
-
закрепление знаний, умений и навыков);
- урок контроля и коррекции (цель - проверка и коррекция знаний, умений
и навыков);
- урок обобщения и систематизации (цель - обобщение и систематизация
изученного);
-
комбинированный
(смешанный)
урок,
направленный
на
решение
педагогом сразу нескольких дидактических задач.
Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому
школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся,
формируя в них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в
ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса
и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- изучать явления и процессы в микро– и макромире, внутри сложных
технических
и
биологических
систем
на
основе
использования
средств
компьютерной графики и моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические,
химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой
или малой скоростью.
Таким
образом,
у
учащихся
формируются
ключевые
компетентности,
предъявляемые Государственными стандартами образования:
-
умение
обобщать,
анализировать,
систематизировать
информацию
по
интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
Принципы педагогической техники на уроке:
• свобода
выбора
(в
любом
обучающем
или
управляющем
действии
ученику предоставляется право выбора);
• открытость
(не
только
давать
знания,
но
и
показывать
их
границы,
сталкивать
ученика
с
проблемами,
решения
которых
лежат
за
пределами
изучаемого курса);
• деятельность
(освоение
учениками
знаний,
умений,
навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать
свои знания);
• идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? В начале урока изобразительного искусства
– учитель рассказывает тему и дает практическое задание, а в конце урока
ученики
сдают
альбомы
с
выполненными
заданиями,
затем
учитель
ставит
оценки.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
у с и л и т ь
м от и ва ц и ю
р е бе н ка
к
п о з н а н и ю
о к руж а ю щ е го
м и р а ,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных
от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше
всего
распространен
объяснительно-иллюстративный
метод
работы,
когда
учитель, стоя перед классом, объясняет тему, то в соответствии с изменениями
упор
должен
делаться
на
взаимодействие
учащихся
и
учителя,
а
также
взаимодействие
самих
учеников.
Ученик
должен
стать
живым
участником
образовательного процесса.
Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных
элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы;
• требований к структуре основной образовательной программы;
• требований
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет
целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.
Урок
закрепления
знаний.
Это:
практикум,
экскурсия,
лабораторная
работа,
собеседование,
консультация.
Имеет
целью
выработку
умений
по
применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная
работа,
семинар
и
т.д.
Имеет
целью
выработку
умений
самостоятельно
применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция,
круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа,
зачет,
коллоквиум,
смотр
знаний
и
т.д.
Имеет
целью
определить
уровень
овладения знаниями, умениями и навыками.
При
реализации
ФГОС
учителю
важно
понять,
какие
принципиально
новые
дидактические
подходы
к
уроку
регламентируют
нормативные
документы.
Если
сравнивать
цели
и
задачи
с
прежними
стандартами,
их
формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты
освоения
основной
образовательной
программы.
Они
представлены
в
виде
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
Можно,
конечно,
провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями
урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная
деятельность
должна
строиться
на
основе
деятельностного
подхода,
цель
которого
заключается
в
развитии
личности
учащегося
на
основе
освоения
универсальных
способов
деятельности.
Ребенок
не
может
развиваться
при
пассивном
восприятии
учебного
материала.
Именно
собственное
действие
может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит,
образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское
действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников
и учебников по ФГОС.
ФГОС
вводят
новое
понятие
–
учебная
ситуация,
под
которым
подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с
помощью
учителя
обнаруживают
предмет
своего
действия,
исследуют
его,
совершая
разнообразные
учебные
действия,
преобразуют
его,
например,
переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться
создавать
учебные
ситуации
как
особые
структурные
единицы
учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса
обучения
в
полной
мере
отвечает
общедидактическим
закономерностям,
принципам
и
методам
процесса
обучения
и
несёт
в
себе
особенности
предметного содержания - эстетической действительности, выраженной языком
пространственных искусств, или, говоря доступным языком, его содержанием
выступает эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с
принципами и методами художественной педагогики является одной из основ
преподавания изобразительного искусства в школе.