Напоминание

Современный урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС


Автор: Антоненко Ирина Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области"
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современный урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Современный урок изобразительного искусства

в условиях реализации ФГОС.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Какие требования к современному уроку изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способным к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Требования предъявляются к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым.
Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего - с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного - с формированием нравственных качеств личности. Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует, прежде всего, деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным. Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка. С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии. С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций. С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями. Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Качество современного урока определяется общими к нему требованиями: - использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; - связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; - мотивация и активизация развития всех сфер личности; - логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; - эффективное использование педагогических средств; - связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; - формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; - формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. Современные педагогические технологии: - личностно – ориентированные, помогающие реализовать природные способности учащихся для их развития и применения в различной творческой деятельности; - гуманно – личностные, основанные на всестороннем уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы; - технологии сотрудничества, позволяющие вырабатывать совместно с учащимися цели, сотворчествовать с ними, быть для них другом, создавать исключительно положительное эмоциональное сопровождение, направленное на развитие устойчивого интереса; - дифференцированное обучение по уровню художественно – творческого развития и потенциала; - проблемное обучение – позволяющее создавать проблемную ситуацию и активировать самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению; - технологию индивидуализации по методу проектирования, который позволяет реализовать индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности и способности в научно – исследовательской и конкурсной деятельности. Характерные признаки современного урока изобразительного искусства: - художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации; - активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека; - развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств; - акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся; - развитие художественно-творческих способностей учащихся; - сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа; - функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;
- свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности; - диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства; - художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет), современные средства и оборудование. Типы уроков - урок постижения новых знаний, умений и навыков (цель-ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений, навыков); - урок формирования и закрепления способов деятельности (цель - закрепление знаний, умений и навыков); - урок контроля и коррекции (цель - проверка и коррекция знаний, умений и навыков); - урок обобщения и систематизации (цель - обобщение и систематизация изученного); - комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение педагогом сразу нескольких дидактических задач. Информационные технологии позволяют: - построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; - коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя в них системное мышление; - рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; - использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; - изучать явления и процессы в микро– и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; - представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: - умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; - умение работать в группе; - умение находить информацию в различных источниках; - коммуникативная компетентность; - осознание полезности получаемых знаний и умений. Принципы педагогической техники на уроке: • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); • идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Как проходил обычный урок? В начале урока изобразительного искусства – учитель рассказывает тему и дает практическое задание, а в конце урока ученики сдают альбомы с выполненными заданиями, затем учитель ставит оценки. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, у с и л и т ь м от и ва ц и ю р е бе н ка к п о з н а н и ю о к руж а ю щ е го м и р а , продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Дидактические требования к современному уроку: - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: • требований к результатам освоения основной образовательной программы; • требований к структуре основной образовательной программы; • требований к условиям реализации основной образовательной программы. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: • предъявить противоречивые факты, теории; • обнажить житейское представление и предъявить научный факт; • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания - эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств, или, говоря доступным языком, его содержанием выступает эстетическая действительность, выраженная языком искусства. Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики является одной из основ преподавания изобразительного искусства в школе.


В раздел образования