Напоминание

Работа с компасом


Автор: Безуглый Сергей Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" п.г.т. Уренгой
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с компасом
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка
«Тактика выживания в условиях автономного существования».
Разработал: Безуглый Сергей Владимирович учитель физической культуры
п.г.т. Уренгой

2016


Введение.
Человечество достигло огромных высот в техническом прогрессе: мир опутан сетью железных дорог, линиями электросетей, самолеты позволяют преодолевать огромные расстояния за часы. Люди подчиняют себе природу, постигают природу стихийных бедствий и учатся их предсказывать. Но и современная система защиты от природных чрезвычайных ситуаций иногда дает сбой, и тогда человек, остается один на один с природой. Только в таких ситуациях человек понимает, что природа не покорилась ему, но лишь несет бремя человечества, использующего ее богатства в своих целях и дающего в замен слишком мало. Исходя из вышеизложенного, возникает
проблема
: как овладеть учащимся тактикой выживания в условиях автономного существования.
Актуальность
этой проблемы заключается в том, что в наше время человек может оказаться в экстремальной ситуации по многим причинам: катастрофы на транспорте, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, потеря ориентации в походе, необходимость оказания первой помощи пострадавшему и его транспортировки и многое другое. При работе над данной проблемой были выделены
объект
– Тактика выживания в условиях автономного существования и
субъект
– Умение учащихся применять навыки, необходимые для выживания в условиях автономного существования. Для решения данной проблемы поставлена
цель
– Освоить элементы тактики выживания в условиях автономного существования. Для достижения поставленной цели определены
задачи
: 1. Оценить уровень умения учащихся ориентироваться по компасу. 2. Совершенствовать навыки по применению противогаза. 3. Формировать практические навыки по переноске пострадавшего. Поставленные задачи могут решаться на уроках физической культуры и ОБЖ, на военно-полевых сборах и туристических слетах, а также на прочих внешкольных мероприятиях.

Содержание занятия.

Вводная часть:
1. Формируются команды не менее 3-х человек. 2. Подготовка места занятия 2.1. Делается разметка в форме прямоугольника. На первом и третьем поворотах ограничиваются штрафные зоны. 2.2. На первом и третьем отрезках делаются «КП» - контрольные пункты по количеству команд. 2.3. В центре площадки ставится ориентир. 2.4. На первой штрафной зоне находятся противогазы, а на второй штрафной зоне по паре жердей по количеству команд. 3. На ориентир берется азимут с каждого «КП». Значения азимутов находятся у судей. 4. По результатам жеребьевки каждой команде присваивается номер. Который соответствует номеру на старте и «КП», и, с которого берется первый азимут. 5. Каждой команде выдается маршрутный лист.
Основная часть.
Дается старт и команда бежит к своему «КП», на котором останавливается первый участник для взятия азимута, а остальные бегут дальше до первой штрафзоны. Первый участник берет азимут и записывает его в маршрутный лист. Судья сравнивает его с эталоном и делает отметку в маршрутном листе. Если погрешность составляет больше 5 градусов, то участник, допустивший ошибку, добежав до штрафзоны, надевает противогаз и вместе с командой выполняет штрафной круг, снимает противогаз и далее
команда бежит к своему следующему «КП». Если ошибки при взятии азимута не было, то команда бежит до следующего «КП» без штрафа. На втором «КП» те же действия, но в случае штрафа необходимо из двух жердей и штормовок соорудить носилки и перенести «условно пострадавшего» по штрафному кругу. Если нет штрафа, то бегут мимо штрафзоны. Добежав до финиша, маршрутный лист передается следующему участнику. Он выполняет те же действия, только начинает со следующего «КП». Например: если первый берет азимуты со второго и пятого «КП», то второй – с третьего и шестого, а третий – первого и четвертого. Побеждает команда, в которой последний участник справляется с заданиями первым и вся команда приходит на финиш. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Приложение 1. Карта-схема маршрута . пострадавший 6кп 5кп 4кп ороор финиш с т а р т 1кп 2кп 3кп противогаз Условные обозначения: - флажок; кп – контрольный пункт; противогаз – штрафная зона с надеванием противогаза; пострадавший – штрафная зона с переноской пострадавшего; - ориентир для взятия азимутов; - направление движения по маршруту; - направление азимута; разметка дистанции.
Приложение 2. Маршрутный лист. Ф а м и л и я И м я участника КП 1 КП 2 КП 3 КП 4 КП 5 КП 6 Время участника Время команды Приложение 3. Инвентарь. 1. Компасы по количеству команд.
2. Хорошо видимый ориентир. 3. Противогазы по количеству команд. 4. 13 флажков. 5. Жерди для носилок по паре на команду. 6. Вешки для обозначения контрольных пунктов. 7. «Волчатник» - веревка с флажками. Список используемой литературы.
1. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М.: Владос, 2003.-240с. 2. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000. – 160 с. 3. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа.,1989. – 384с. 4. Петров А.Я. Организация и методика проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Методические рекомендации. – Челябинск: Челябинский филиал Института профессионального образования. 1992. – 142с.


В раздел образования