Автор: Волошина Зинаида Петровна Должность: воспитатель логопедической группы Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 17 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Родительский дом -начало начал... Раздел: дошкольное образование
Волошина Зинаида Петровна
воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17
комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербург
«Родительский дом – начало начал…»
Лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам.
Тип проекта. Информационно-творческий.
Участники
проекта.
Дети
подготовительного
дошкольного
возраста
коррекционной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность проекта. Одна неделя.
Актуальность.
Семья – это первая школа общения ребёнка.
В детском
возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям,
к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо
из сверстников, привязанность и нежность к младшим.
Лучшим средством
воспитания правильных отношений является личный пример отца и
матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и
ласки.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся
уважать
старших, считаться
с
ними, учатся
делать людям приятное,
радостное, доброе.
Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения
между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера,
характерная только для одной семьи.
Проблема. В наше время многие семьи и родственники утратили между
собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные
родители
не
видят
важности
влияния
семейных
традиций
на
развитие
ребенка.
Цель проекта:
Выявление традиций семей нашей группы.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
-формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным
традициям,
расширять
знания
о
ближнем
окружении,
учить
разбираться в родственных связях;
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность
семьи для каждого человека;
-обогащать
детско-родительские
отношения
в
процессе
совместной
деятельности;
-формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский сад»;
Речевое развитие:
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной речи.
Художественно-эстетическое развитие:
-реализация самостоятельной , творческой изо-деятельности детей.
Физическое развитие:
-развитие мелкой моторики;
-становление ценностей здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
-владеть понятием «семья», родительский дом;
-знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни
бабушек и дедушек;
-знать профессии родителей;
-уметь составлять творческой рассказ о семье;
-уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Этапы реализации проекта.
1этап. Организационно-ознакомительный.
--Определить цели и задачи проекта
-Познакомить детей и родителей с целью проекта
-Создать необходимых условий для реализации проекта
-Собрать информацию о генеалогическом древе
Цель, проекта:
систематизация знаний семьи о своей родословной; установить более тесную
связь
во
взаимоотношениях
взрослого
и
ребенка;
развивать
интерес
к
истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать любовь и уважение
к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о
родных и близких.
Задачи проекта:
-
Расширять
кругозор
и
обогащать
словарный
запас
детей
терминами
родственных
отношений
(род,
родители,
родительский
дом,
родословная,
семья, родные, близкие); развивать связную речь при составлении рассказа о
своей семье.
-
Стимулировать
развитие
познавательной
деятельности;
продолжать
знакомить детей с родословной своей семьи.
-Дать
понятие
о
русских
семейных
традициях,
семейных
реликвиях,
о
распределении
семейных
обязанностей;
укреплять
детско–родительские
отношения;
-
С
помощью
родителей
создать
генеалогические
древа
своих
семей,
способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной
деятельности.
Задачи детские:
-
спросить
родителей
о
том,
что
такое
семейная
традиция,
что
такое
генеалогическое
древо,
подобрать
фотографии
родственников,
оформить
проект.
На
подготовительном
этапе,
проанализировав
методическую
и
художественную литературу, по данной теме мы познакомили родителей с
проектом. Привлекли их к созданию необходимых условий для реализации
проекта (оформление группы по теме «Традиции нашей семьи», выставка
наглядного и дидактического материала по теме «Родительский дом»).
Перспективный план
Формы работы по проекту
с детьми
с родителями
с сотрудниками
- интегрированные
занятия
- игры
- праздники
- анкетирование
-посещение детских
праздников;
- составление
- консультации
- самообразование
- подбор литературы
- перспективное
- беседы
- наблюдения
- продуктивная
деятельность
-чтение художественной
литературы
-рассматривание
фотографий и семейных
альбомов
-просмотр презентаций
генеалогического дерева
- фотографии детства;
- рассказ о семейных
традициях
планирование
- изготовление пособий
- совместная
деятельность с
родителями.
Мотивация детей.
Я принесла свой семейный альбом в группу и положила на стол. Дети
заинтересовались альбомом и захотели его посмотреть. Начались вопросы:
«Это кто? А это?». Дети были удивлены, как много родных может быть у
одного человека. Им захотелось узнать о своих близких, узнать есть ли дома
семейный альбом, чтобы рассказать об этом в группе.
2этап. Информационный.
Мероприятия для детей.
1.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки – матери»
«Мама в парикмахерской»
«День рождения»
«Готовим обед
для мамы»
«Помогаю в гараже папе»
«Семья»,
«Встречаем гостей»
Игры-драматизации по сказка:
«Три поросенка»
«Волк и семеро козлят»
«Кошкин дом»
«Заюшкина избушка»
Дидактические игры:
«Моя семья. Составь цепочку»
«Кто сегодня именинник?»
«Разные дома»
«Стройка»
2.
Познавательное развитие.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки:
«Крошечка
–
Хаврошечка»
(старик,
мачеха,
падчерица
и
3
дочери
мачехи)
«Гуси-лебеди» (отец, мать, брат и сестра)
«Горе» ( два брата)
«Солнце, месяц и Ворон Воронович» (старик, старуха и три дочери)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Снегурочка» (дед, баба и внучка)
«Волшебная будочка» (муж, жена и дочь Машенька)
«Моя родня»,
Я. Акима
«Моя сестра Ксения». В. Драгунского
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Мамина дочка» В. Белов
«Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
«Похищенное имя» Т.А. Шорыгина
Рассматривание картин:
«Семья» Сорокина Т.
«В субботу»
Кугач Ю.И.
«В кругу семьи» Бронников Ф.А.
«Семья лесника» Куликов И.С.
«У колыбели» Кугач Ю.И.
«Семейный портрет» Сорокин Е.С.
Просмотр мультипликационных фильмов:
«Морозко»,
«Двенадцать месяцев»
«Федорино горе»
«Крошечка – Хаврошечка»,
«Гуси-лебеди»
«Маша больше не лентяйка»
«Встречайте бабушку»
«Самый маленький гном»
«Непослушный медвежонок»
«Мама для мамонтёнка»
3.Речевое развитие.
Беседа:
«Что такое интервью?»
Интервью у родителей – «Расскажи,
почему меня так назвали?»
«Мои близкие»
«Как росли мои родители, бабушка и дедушка»
«Традиции нашей семьи»
«Моя родословная»
«Я и моё имя»
«Моя родня»
«Выходной день в нашей семье»
«Самые дорогие люди».
Творческое рассказывание детей по фотографиям:
«Мы с родителями на даче»
«Я с папой и братом катаемся на лыжах»
«Наша экскурсия в музей»
«Мой день рождения»
«Прогулка по городу»
Творческое рассказывание детей:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Как мы с дедушкой мастерим дома»
«Бабушкины пирожки»
4.Художественно-творческое развитие.
Рисование:
«Портрет семьи»
«Выходной»
«Моя мама самая красивая»
«Я играю с папой»
Лепка:
«Цветы для мамы»
«Картинка для бабушки»
Конструирование:
«Автомобиль для папы»
«Платье для мамы»
«Родительский дом»
Разучивание песен:
«Мы запели песенку» автор Л. Миронова музыка Р. Рустамова
«Песня мамонтёнка» автор Д. Непомнящая музыка В. Шаинского
Мероприятия для родителей.
Информация на стенде:
«Как организовать семейный праздник»
«Семейные традиции»
«Как создать родословное древо»
«Родительский дом с традициями»
Мастер класс:
«Игрушка своими руками»
Семинар – практикум:
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Совместное творчество детей и родителей.
Рассказы и рисунки «Познакомьтесь с моей семьёй»
Фотоальбом «Семья вместе – душа на месте»
«Генеалогическое древо моей семьи»
Фотовыставка «Семейные традиции»
3 этап. Заключительный.
Презентации продуктов проекта во время вечера досуга «Традиции
нашей семьи»
Продукты проекта.
1.
Рисунки:
«Портрет семьи»
«Моя мама самая красивая»
«Я играю с папой»
2.
Семейные книжки:
«Летние каникулы»
«Наш отдых зимой»
«Семейный поход»
3.
Фотовыставка:
«Мы с папой»
«Моя мама, самая, самая…»
«Наши традиции»
4.
Картотеки:
«Картотека пословиц и поговорок о семье»
«Картотека стихов о семье»
«Семейные традиции» - подборка иллюстративного материала
5.
Презентации:
«Семья и семейные ценности»
«Культурные ценности семьи»
«Семейные традиции»
Список используемой литературы
1.
Алешина
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью.
Подготовительная
группа.
Конспекты
занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008.
2.
Веракса
Н.Е.,
Веракса
А.Н.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений.
–
М.:
Мозаика-Синтез,
2008.
3.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008.
4.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
2006
5.
Лаборатория
педагогического
мастерства:
мастер-классы,
проекты,
семинар-практикум/авт.-сост. В.Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель,
2013.
6.
Метенова
Н.М.
Родительское
собрание.
Методика
проведения
и
практические материалы.- Ярославль: 2009.
7.
Севостьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет.- М.:
Творческий центр Сфера, 2012.