Напоминание

"Жизнь насекомых в лесу"


Автор: Гарцуева Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №64 Выборгского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Жизнь насекомых в лесу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по интеллектуальному развитию детей Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной группе

на тему «Жизнь насекомых в лесу»

Составила:

воспитатель Гарцуева Ирина Борисовна


Цель:
формирование представлений о жизни насекомых в весеннем лесу.
Задачи:

Образовательные:
 Закрепить и расширить представления детей о насекомых и их характерных признаках.  Формировать представление о зависимости их окраски от места обитания.
Развивающие:
 Развитие психических процессов.  Развитие эмоционально – позитивного настроя для работы.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к природе и желание отображать свои впечатления в изодеятельности.
Образовательные технологии:
 игровая;  здоровьесберегающая;  познавательно-исследовательская;  трудовая.
Методические приёмы:
1. Ритуал приветствия. 2. Работа с мнемотаблицей. 3. Игра – пантомима. 4. Загадывание загадок. 5. Рассматривание с опорой на знания детей. 6. Гимнастика для глаз. 7. Проблемная ситуация «Спрячь насекомого». 8. Продуктивная деятельность – аппликация.
Интеграция ОО:
Содержание образовательной области “Познавательное развитие” интегрируется со следующими образовательными областями: «Художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности:
игровая; коммуникативная; трудовая; познавательно-исследовательская; продуктивная;
Материалы и оборудование:

1. Модель лесной полянки, расположенная на столе. 2. Насекомые (муляжи). 3. Бабочка на палочке к гимнастике для глаз (игрушка). 4. Разноцветные квадраты, вырезанные из картона. 5. Материал к аппликации: клей, кисти и подставки для них, клеёнки, тряпочки, заготовки жучков, сделанные из картона.
Ход совместной деятельности:

1.

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, мои дорогие! Я сегодня проснулась рано и очень обрадовалась, увидев, как солнышко умеет тепло и ласково здороваться. Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло: Будто руку, протянуло Тонкий лучик золотой. И, как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной! Воспитатель: Давайте и мы дружно и весело проведем этот день, узнаем много интересного и полюбуемся красотой, которая нас окружает. Ребята, а какое сейчас время года? Дети: Весна. Правильно. Из далёких краёв, Где морская волна Кружевной рассыпается пеной, К нам на крыльях ветров Прилетела весна И принесла с собой перемены. А какие перемены принесла весна вы мне сейчас расскажите.
2.

Основная часть.

Работа с мнемотаблицей.

Игра-пантомима «Сугроб» (под музыку «Утро» Э. Грига)
Дети становятся в круг, поднимают руки вверх. Воспитатель: Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом. Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал таять и оседать. Дети постепенно опускают руки вниз, приседают. Воспитатель: Озорные лучики защекотали сугроб: «Просыпайся, вставай скорей! Пора! »
Не выдержал сугроб и рассмеялся. «Ха-ха-ха! » Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие, весёлые ручейки. Побежали землю будить. Дети разбегаются по группе, изображая ручейки. Потом ручейки объединились в большую шумную реку. Дети объединяются и бегут «змейкой». Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветки. Вскоре река влилась в озеро и исчезла. Так растаял снежок, проснулась земля и на полянке появились её маленькие жители. И вот сегодня я предлагаю отправиться к ним в гости.
Игра с движениями «В лесу»
Воспитатель: Нас много ждёт чудес. И вот уж на дороге вдали дремучий лес. (Ходьба обычная) А чтоб не страшно было в дремучем том лесу И чтоб не испугаться нам рыжую лису, Возьмите друга за руку, ведь с другом веселей. Идя по лесу с другом становится смелей. (Ходьба парами) Воспитатель: По кочкам, по болоту идти нам нелегко. Чтоб ноги не промокли шагаем широко. (Ходьба широкими шагами) . Вот как ловко мы шагали, Не споткнулись, не упали. Дети подходят к столу, на котором модель лесной полянки. Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они, жители этой полянки?
На полянке разложены карточки с загадками
Наверное, если мы разгадаем эти загадки, увидим жителей полянки. 1. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел. (Бабочка). 2. Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей). 3. С ветки на тропинку, С травки на былинку Прыгает пружинка- Зелёная спинка.
(Кузнечик). 4.Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко, Это (Божья коровка). Воспитатель незаметно на стол кладёт насекомых (игрушки). Вот сколько маленьких жителей появилось на нашей полянке. Давайте мы их рассмотрим. Воспитатель:Вот …. (пауза) Дети: Кузнечик Воспитатель: А как вы догадались? Дети высказывают свои доводы. Воспитатель:Будто на пружинках, высоко подпрыгнул на своих сильных ногах, и в солнечных лучах блеснула его изумрудная спинка. У него стройное тело, очень длинные усы и мощные ноги. А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши? … Представьте себе, на ногах! А у вас? Дети: На голове. Любит пить кузнечик сок растений, нектар цветов и даже кушать насекомых: бабочек, мух, личинок. А вот присела пестрокрылая красавица… Дети: Бабочка. Солнечным днём кружатся бабочки над разноцветными душистыми цветами, словно танцуют танец вальс.
Гимнастика для глаз под музыку вальса
Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке. Воспитатель: Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, Вверх, вниз… и назад спешит. Воспитатель: Скажите, ребята, а кто самый сильный на земле? Дети отвечают. Воспитатель: Нет, не угадали! Самый сильный на земле…. (показываю муравья) Дети: Муравей. Воспитатель: Сам маленький, да удаленький Незаметно ходит, больше себя носит. Он может носить соломинки, хвоинки и строить себе дом. Как называется дом у муравья? Дети: Муравейник. Воспитатель: Найдите его на полянке. Дети показывают.
Воспитатель: Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Есть у них и муравьиха-принцесса, и муравьи-солдатики, и муравьи-рабочие. Воспитатель: Детки, а вы помните присказку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, чёрного и белого, только не горелого»? Дети отвечают. Найдите, пожалуйста, божью коровку на нашей полянке. Дети находят. Воспитатель: И правда, если настоящую божью коровку посадить на ладонь и пропеть эти слова, божья коровка успеет согреться от тепла руки, расправит крылышки и улетит. Этот симпатичный маленький жучок умеет ловко ползать по стебелькам трав и пожирать вредных насекомых. Вот сколько маленьких жителей мы увидели на полянке. Как их можно назвать одним словом? Дети: Насекомые. Воспитатель: Ребята, а у насекомых есть враги. Это птицы и люди. Как же они спасаются от своих врагов? А спасаются благодаря своей окраске. Посмотрите как окрашены насекомые. Дети: Кузнечик зелёный, муравей коричневый, бабочка разноцветная. Зачем им нужна такая окраска? Дети отвечают. Воспитатель: А чтобы прятаться от врагов. Кузнечик зелёный и прячется он в зелёной траве, бабочка похожа на цветок и прячется она на цветах. На столе лежат разноцветные квадраты. Посадите насекомых по одному на тот цвет квадрата, на котором его будет не так заметно. Дети выполняют и объясняют свои действия. Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
3.

Заключительная часть.
Воспитатель: Скажите, ребята, можно ли трогать и обижать этих маленьких насекомых? Дети: Нет. Воспитатель: Правильно. Но ими можно любоваться: наблюдать как они летают, бегают, прыгают, слушать как они стрекочут и жужжат, а ещё их можно рисовать, лепить и делать аппликацию. Я заранее приготовила красивых жучков и сейчас мы превратим их в божьих коровок.

Дети

выполняют

аппликацию,

наклеивая

пятнышки

и

полоску

на

спинку жуков.
Воспитатель: Вот сколько божьих коровок будет жить у нас в группе. Ну, что ж пора возвращаться домой. Давайте скажем маленьким жителям «До свидания! », но только шёпотом, чтобы их не испугать. Дети: До свидания!
Дети на носочках уходят на коврик, где подводится итог занятия.


В раздел образования