Напоминание

Кинезиологические упражнения в начальной школе. Рекомендации для учителей начальных классов.


Автор: Пчельникова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское
Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Кинезиологические упражнения в начальной школе. Рекомендации для учителей начальных классов.
Раздел: начальное образование





Назад





Кинезиологические упражнения в начальной школе.

Рекомендации для учителей начальных классов.
Одно из требований к современному начальному образованию в школе согласно ФГОС – развитие у обучающихся познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Учителя начальных классов успешно развивают данные УУД, используя специальные педагогические приемы, которые могут быть не всегда эффективными. В современную педагогику приходят новые методы, в том числе заимствованные из коррекционной и развивающей психологии, и один из них – это гимнастика мозга. Гимнастика мозга – это направление практической психологии, которое возникло в семидесятых годах двадцатого столетия в США. Первоначальной аудиторией данной методики были дети с задержками умственного развития, а после успешной её апробации занятия гимнастикой мозга были рекомендованы всем возрастным категориям. В России гимнастика мозга появилась в девяностых годах прошлого века, но до настоящего времени не является очень распространенной методикой в среде начального и общего образования. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Для использования на уроках в качестве физминуток можно порекомендовать следующие базовые упражнения гимнастики мозга: 1.
Перекрестный шаг.
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому "Перекрестные шаги" способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. 1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. "Перекрестные шаги" желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
2.
Кнопки мозга.
Упражнение «Кнопки мозга» подготовит глаза к напряженной работе. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Промассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией. Потом поменяйте руки. 3.
Ленивые восьмерки.
«Ленивая восьмерка» похожа на знак бесконечности, выводится из центра влево и вверх; выполняется по три раза каждой рукой. Делать упражнение нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево- вверх. Опишите левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (три раза). Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах глаз. Она пройдет очень быстро. Обычно болят переутомленные глаза. В ходе упражнения мышцы переобучаются, параллельно с напряженным взглядом вперед включается боковое, периферическое зрение. Кстати, это хорошее коррекционное упражнение после работы на компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине. 4.
«Энергетический зевок»:
указательныепальцы ставятся на жевательные мышцы в области верхнечелюстного сустава и несколько раз массируют эти точки. Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков. Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе, может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении.
Энергетические зевки оказывает позитивное действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно- височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта. 5 .
Повороты головы
. Исходное положение – голова прямо, руки опущены вдоль тела, ноги – на ширине плеч. Поворачиваем голову медленно вправо, задерживаем голову на 3-5 секунд в повернутом положении, медленно разворачиваем в исходное положение. Делаем 4-6 повторов в каждую сторону. Аналогично выполняем движения в левую сторону. Такие движения помогают улучшить снабжение головного мозга кислородом, что положительно влияет на умственную деятельность. 6
. Наклоны головы.
Исходное положение – голова прямо, руки опущены вдоль тела, ноги – на ширине плеч. Опускаем голову медленно вниз, чтобы подбородок коснулся груди. Задерживаем голову на 3-5 секунд в таком положении, медленно разворачиваем в исходное положение. Следующее движение: голову медленно поворачиваем вверх, фиксируем внимание на потолке на 3-5 секунд. Делаем 4-6 повторов в каждую сторону. Эти упражнения хорошо влияю не только снабжение мозга кислородом, но и на нормализацию давления. 7.
Крюки – позитивное отношение.
Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в "замок" и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Таким образом, достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Организуя физминутки на уроке с использованием упражнений из гимнастики мозга, можно улучшить и уровень развития познавательных процессов обучающихся, а также повысить уровень освоения учебной программы.
Литература:

1.
Захарова Р. А., Чупаха И. В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001, - С. - 80-85. 2. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. 3. Пол И. Дениссон, Гейл Дениссон «Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.», 2015, ИГ «Весь», - 320 с.


В раздел образования