Кинезиологические упражнения в начальной школе. Рекомендации для учителей начальных классов.
Автор: Пчельникова Ольга Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: Кинезиологические упражнения в начальной школе. Рекомендации для учителей начальных классов. Раздел: начальное образование
Рекомендации для учителей начальных классов.
Одно из требований к современному начальному образованию в школе
согласно ФГОС – развитие у обучающихся познавательных и регулятивных
универсальных
учебных
действий.
Учителя
начальных
классов
успешно
развивают
данные
УУД,
используя
специальные
педагогические
приемы,
которые могут быть не всегда эффективными. В современную педагогику
приходят новые методы, в том числе заимствованные из коррекционной и
развивающей психологии, и один из них – это гимнастика мозга.
Гимнастика мозга – это направление практической психологии, которое
возникло в семидесятых годах двадцатого столетия в США. Первоначальной
аудиторией данной методики были дети с задержками умственного развития,
а
после
успешной
её
апробации
занятия
гимнастикой
мозга
были
рекомендованы всем возрастным категориям. В России гимнастика мозга
появилась в девяностых годах прошлого века, но до настоящего времени не
является очень распространенной методикой в среде начального и общего
образования.
Гимнастика
мозга
представляет
собой
простые
и
доставляющие
удовольствие
движения
и
упражнения,
которые
помогают
обучающимся
любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем
теле.
Для использования на уроках в качестве физминуток можно порекомендовать
следующие базовые упражнения гимнастики мозга:
1. Перекрестный шаг.
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже –
она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие
эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому "Перекрестные
шаги" способствуют развитию координации и ориентации в пространстве,
делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания,
усвоения новой информации.
1.
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь,
соединяем локоть и колено.
2.
Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять
стоя или сидя.
3.
Соединяем
левую
ногу
и
правую
руку
за
спиной
и
наоборот.
Повторить 4–8 раз.
"Перекрестные шаги" желательно делать в медленном темпе и чувствовать,
как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не
низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет
ли излишнего наклона в пояснице.
2. Кнопки мозга.
Упражнение «Кнопки мозга» подготовит глаза к напряженной работе. Левую
руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и
справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Промассируйте
их
большим
и
средним
пальцами
30-40
секунд.
Этим
вы
поможете
включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией. Потом
поменяйте руки.
3. Ленивые восьмерки.
«Ленивая восьмерка» похожа на знак бесконечности, выводится из центра
влево и вверх; выполняется по три раза каждой рукой. Делать упражнение
нужно
медленно,
плавно,
осознанно
описывая
движение
по
большой
траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в
поле
зрения
горизонтально
расположенную
восьмерку
(как
знак
«бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево-
вверх. Опишите левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме,
снизу
подойдя
к
точке,
откуда
начинали.
Проделайте
три
раза.
Глазами
непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем
левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепите
руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие.
Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже
двумя руками (три раза). Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах
глаз. Она пройдет очень быстро. Обычно болят переутомленные глаза. В ходе
упражнения мышцы переобучаются, параллельно с напряженным взглядом
вперед включается боковое, периферическое зрение. Кстати, это хорошее
коррекционное упражнение после работы на компьютере. Оно снимает не
только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.
4. «Энергетический зевок»: указательныепальцы ставятся на жевательные
мышцы в области верхнечелюстного сустава и несколько раз массируют эти
точки.
Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг
зоны
челюстно-височного
сустава.
Этот
сустав
находится
прямо
перед
ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю
челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов,
которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц,
языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и
воспроизведении звуков.
Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и
передача
импульсов
через
эту
область
снижается.
Энергетические
зевки
расслабляют
все
лицо,
и
тогда
поступление
сенсорной
информации
происходит более эффективно.
Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого
является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также
могут
плохо
слышать.
Напряжение
в
челюстно-височном
суставе,
может
мешать
им
разговаривать,
что
также
отражается
на
мышлении.
Энергетические
зевки
оказывает
позитивное
действие.
Благодаря
расслаблению
мышц
и
облегчению
функционирования
нервов
челюстно-
височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых
мышц и рта.
5 . Повороты головы . Исходное положение – голова прямо, руки опущены
вдоль тела, ноги – на ширине плеч. Поворачиваем голову медленно вправо,
задерживаем
голову
на
3-5
секунд
в
повернутом
положении,
медленно
разворачиваем
в
исходное
положение.
Делаем
4-6
повторов
в
каждую
сторону. Аналогично выполняем движения в левую сторону. Такие движения
помогают
улучшить
снабжение
головного
мозга
кислородом,
что
положительно влияет на умственную деятельность.
6 . Наклоны головы. Исходное положение – голова прямо, руки опущены
вдоль тела, ноги – на ширине плеч. Опускаем голову медленно вниз, чтобы
подбородок
коснулся
груди.
Задерживаем
голову
на
3-5
секунд
в
таком
положении,
медленно
разворачиваем
в
исходное
положение.
Следующее
движение: голову медленно поворачиваем вверх, фиксируем внимание на
потолке
на
3-5
секунд.
Делаем
4-6
повторов
в
каждую
сторону.
Эти
упражнения хорошо влияю не только снабжение мозга кислородом, но и на
нормализацию давления.
7.
Крюки – позитивное отношение.
Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем
скрестить руки, соединив пальцы в "замок" и вывернув кисти рук. Кончик
языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же
выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает
нервы.
Это
сложное
перекрёстное
движение
активизирует
моторные
и
сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего
мозга,
который
находится
прямо
над
твёрдым
нёбом.
Таким
образом,
достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее
эффективному учению и реагированию на происходящее.
Организуя
физминутки
на
уроке
с
использованием
упражнений
из
гимнастики
мозга,
можно
улучшить
и
уровень
развития
познавательных
процессов
обучающихся,
а
также
повысить
уровень
освоения
учебной
программы.
Литература:
1. Захарова Р. А., Чупаха И. В. Методика «Гимнастика мозга». В
сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь,
«ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001, - С. - 80-85.
2. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство
для учителей и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
3. Пол И. Дениссон, Гейл Дениссон «Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.»,
2015, ИГ «Весь», - 320 с.