Напоминание

"Использование компьютерных технологий в логопедической работе с детьми"


Автор: Попкова Татьяна Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Росинка"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровской обл.
Наименование материала: конкурсная работа
Тема: "Использование компьютерных технологий в логопедической работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 « Росинка» 652877, Кемеровская обл., г. Междуреченск, пр. Строителей, 20б Тел. (8-384-75) – 2 -49-81 e-mail:dou27@mail «Использование компьютерных технологий в логопедической работе с детьми» Выполнила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Попкова Т.А г. Междуреченск, 2017г.
Я более 30 лет работаю учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении. Мне достаточно хорошо известна проблема развития речиу детей, имеющих различные нарушения речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта проблема привлекает внимание многих специалистов, приобретает особую актуальность. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. Передо мной всегда возникала необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения детей. Находила интересные решения, делилась методиками перед коллегами, учениками. Уже больше пяти лет использую в своей работе компьютерные технологии. Возможности освоениясовременного компьютера позволяет наиболее полно и успешнопомочь ребенку решить его проблемы. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, таких как презентации, игры помогает детям, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, снимает гиперактивность, снижает утомляемость, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе именно дошкольников. Ребёнок не рождается со сложившейся грамматически правильной речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Компьютер стал неотъемлемой принадлежностью научно - технического прогресса. Это наиболее часто используемое, лаконичное, гибкое средство управления. Прежде всего, управление информацией, различными устройствами, а также высоко технологичными процессами. Для отдельного человека – это неограниченное в своих возможностях работа с видео и звуковой информацией, с графикой, составление различных программ, баз данных, работа сканером с текстами, оформительская работа, составление схем, таблиц, графиков. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, что ненавязчиво делает компьютерная игра.Для детей игры на компьютере проходят более эмоционально и весело, они выполняют задания с огромным интересом и удовольствием. Путешествуя вместе с любимыми сказочными персонажами, ребёнок упражняется в проговаривании грамматически правильной речи, знакомится со слоговым, звуковым составом слова, учится отбирать слова, правильно их употреблять как в структурной, так и смысловой связи, идет лексическое расширение словаря. Особый интерес ребёнка к компьютеру предполагает возможность повлиять на его личностные качества, подбирая специальные игры и упражнения с целью его развития. Существенной проблемой является подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. Нужны дополнительные эффективные средства помощи таким детям, более высокая мотивация к освоению новой для них деятельности – учебной. Таким «мягким» вхождением, я считаю, деятельность через игры и упражнения с компьютером. Компьютерные средства представляют для логопеда не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Специалист, применяющий в работе компьютерную технику, решает основные задачи: формирование у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их
применения зависит от профессиональной компетенции педагога умения использовать новые возможности, включать новые информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Большое число компьютерных игр, используемых в работе логопеда («Баба Яга учится читать», «Гарфилд», «Алик. Скоро в школу», Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» и т.д.) направлено на формирование пространственных отношений, временных, знакомство с цветом, величиной, счётом, знакомство со звуком, словом, предложением, отличие гласного и согласного звука и буквы, игры на прочтение слогов, слов, полный звукобуквенный анализ, деление слов на слоги, написание безударных гласных, гласных после шипящих и другие темы. В этих играх есть возможность решать учебные задачи играя, оценивать самого себя, решать задачи самостоятельно, видеть продвижение в развитии и обучении по отношению к предыдущему уровню, становиться спокойнее, выдержаннее, за меньшее количество времени выполнить больше тренировочных упражнений. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Все компьютерные игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть в них можно в любой последовательности. С компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Особое значение имеет содержание игр. В детском саду имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура компьютерных игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др. Использование компьютерных средств помогает ребенку более полно реализовать собственную активную позицию при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный э м о ц и о н а л ь н ы й ф о н с п о с о б с т ву е т п о в ы ш е н и ю э ф ф е к т и в н о с т и з а н я т и й . Применение новых информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков: способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерной логопедической технологии в процесс реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играхдетям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с современными компьютерными технологиями вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па - мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го товность ребенка к обучению в школе. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно- методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время
подготовки педагога к занятиям, при подборе наглядных пособий к занятию: dob.1september,festival.1september, bukvar.edu. Программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям; программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы. Программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов. Сайт viki.rdf предлагает использование на занятиях мультимедийные презентации, позволяет построить учебно-воспитательный процесс рационально, живо интересно, развивая внимание, память, мыследеятельность логопатов. Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично. Отсканированный дидактический материал, представленный в логопедических пособиях Л.Е. Журовой, Н.Б. Истоминой, Е.В, Колесниковой, Л.А.Комаровой, Коноваленко В.В., О.И, Крупенчук, А.И. Максаковой, Н.В. Новотворцевой, Л.Н. Смирновой, Н.Е. Теремковой, используется непосредственно на занятиях, открывая который можно отрабатывать те или иные лексико-грамматические категории, слоговую структуру слова, работать над связной речью, словообразованием, фонематическим слухом, памятью, мышлением. Было проведено исследование эффективности использования компьютерных игр, презентаций в развитии речи детей. Анализ полученных результатов исследования позволил сделать вывод о том, что применение различных компьютерных игр, в ходе регулярных занятий по практическому представлению связи слов в предложениях, умению детей анализировать предложения, умением пользоваться распространенным предложением, умением пользоваться в речи предлогами, умением составлять сложносочиненные, сложноподчиненные предложения оказывают положительное влияние на выполнение этих заданий. Применение оптимальных компьютерных игровых средств в ходе фронтальных логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, вызывает огромный интерес к заданиям у детей, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. При создании игровых ситуаций обеспечивается возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей. Как руководитель городского методического объединения стала проводить все проходящие мероприятия с использованием информационных компьютерных технологий. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике,считая, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.


В раздел образования