Напоминание

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Автор: Воля Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 им. Героя РФ В.Д. Нужного г. Ставрополя
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Анастасия Сергеевна Воля, учитель иностранного языка МБОУ СОШ №43 им. Героя РФ В.Д. Нужного г.Ставрополя Во всех сферах жизнедеятельности нашего общества происходит изменение ценностей. Процессы интеграции и глобализации во всем мире усиливаются. Происходит формирование новой информационной среды, которая создает возможности для реализации и саморазвития человека. Смена парадигм образования обуславливает изменение ценности образования, которой в свою очередь выступает креативность личности, способствующая развитию человека в обществе и культуре. Образование стало личностно-ориентированным (Н.В. Бочкина, В.И. Данильчук, И.А. Колесникова, О.В. Гукаленко, и др.), осуществлению которого способствовала ориентация обучения на творчество. Проблема творчества и развития креативной личности школьника на уроках английского языка продолжает оставаться недо статочно исследованной по сей день, несмотря на существенные открытия в данной области. Отсутствуют понятия, которые однозначно интерпретируются в данной области. Изменение современной образовательной системы, которая произошла в связи с гуманизацией образования, выявляет необходимость в создания специальных педагогических условий, при которых будет происходить становление, развитие креативной личности ребенка, формирования учащегося как субъекта учебно-воспитательной деятельности. Все это очень актуально при обучении детей английскому языку.
В настоящее время основной целью современного образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Эффективно реализуется данная цель через творчество, креативную деятельность. Креативное мышление направленно на получение нового, нестандартного результата, на открытие новых знаний в различных сферах. Соответственно, возникает потребность в осуществлении познавательных продуктивных действий. Креативность является показателем творческого развития личности. Понятие креативность (лат. Creatio - создание, образ) в переводе с английского языка означает творчество, создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью [3, 90]. В психологических исследованиях под креативностью определяют комплекс личностных и интеллектуальных особенностей отдельного индивида, способствующих самостоятельной деятельности, выдвижению проблем, генерированию оригинальных идей в большом количестве, а также их нестандартному, нешаблонному, оригинальному решению. Необходимо рассматривать креативность как комплекс личностных и интеллектуальных особенностей отдельного индивида, данные особенности присущи многим личностям [3,98]. Креативность - творческие способности человека, которые проявляются в чувствах, мышлении, воображении, общении, также в отдельных видах человеческой деятельности, это процесс характеризующий личность в целом и ее отдельные качества и стороны, процесс и результат деятельности. Данное понятие показывает способность личности находить оригинальные, нестандартные и неожиданные решения проблем, то, что называют дивергентным мышлением, креативностью, творческим мышлением. Творческое мышление довольно пластично, т.е. оно позволяет предложить множество решений проблемы. Данное мышление легко
переходит от одного аспекта проблемы к другому, выходит за рамки обыденных взглядов [3, 99]. В «Педагогике» Сластенина креативность рассматривается как способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К этому понятию автор обращается не случайно. Это происходит в связи с характеристикой подходов к современному образованию, так как основным требованием на сегодняшний день является развитие креативной личности, способной принимать нестандартные решения, выходить за рамки известного, создавать объекты, характеризующиеся новизной и оригинальностью [5, 117]. Выделяют следующие критерии креативности личности [2, 88]: 1
)
Беглость - количество идей, возникающих в единицу времени. 2) Оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. 3) Гибкость - чувствительность к необычным де т а л ям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую. 4) Метафоричность
-
готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое. Креативность личности - это явление, когда творчество проявляется в действиях, образе жизни создающего что-то новое человека. Креативность личности - творческая направленность индивида, обладающего творческим (продуктивным) мышлением и совокупностью специальных и общих способностей, которые предопределяют творческую деятельность и проявляются в ней [1, 24]. В педагогической науке выделяют следующие этапы творческого процесса:
1) Этап возникновения творческой ситуации, на котором происходит столкновение с чем-то необычным и новым. После чего возникают противоречия между знанием и незнанием. 2) Эвристический этап, на котором происходит осознание стратегии решения проблемы, идеи, замысла. 3) Этап завершения, на котором происходит использование логических и эмоционально-образных, эстетических и практических критериев, а также средств доказательства правильности и ценности полученного результата. В современной психолого-педагогической литературе (А.М. Матюшкин, В.И. Андреев, М.И. Махмутов, Е.И. Машбиц, Т.В. Кудрявцев, А.И. Уман, Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении таких средств, которые бы повышали продуктивность познавательной деятельности учащихся. При организации совместной творческой деятельности учащихся рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся путем развития методологической культуры школьников в процессе выполнения заданий на развитие творческих способностей, создания проблемных ситуаций. В современной педагогике доказано, что учить творчеству возможно. Как отмечал И.Я.Лернер, вопрос состоит лишь в поиске оптимальных условий для такого обучения. Для того чтобы происходило развитие способностей, учитель должен развивать следующие умения у учащихся:  классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;  устанавливать причинно-следственные связи;  видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;  рассматривать систему в развитии;  делать предположения прогнозного характера;
 выделять противоположные признаки объекта;  выявлять и формулировать противоречия;  разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;  представлять пространственные объекты;  использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;  представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: o преодоление психологической инерции мышления; o оценивание оригинальности решения; o сужение поля поиска решения; o фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; o мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой. Все это осуществляется, при выполнении различных упражнений и заданий учащимися. В своей практике я использую всевозможные задания, направленные на развитие креативности учащихся, такие как: работа со стихотворениями и песенками в начальных классах, творческий подход к диалогам, разыгрывание их по ролям, составление и расширение диалогов. Использую игровые методы, особенно в начальной школе, так как через игру младшему школьнику намного легче усвоить материал урока. Использую компьютерные программы, аудирование. Также я провожу уроки создания поделок, рисунков на различные темы и к разным праздникам, составление писем друзьям, Санта Клаусу, создание модных журналов, создание алфавита и многое другое. Учащиеся с радостью выполняют подобные задания, красочно оформляют рождественские
открытки, придумывают поздравления. Мы проводим выставки в классе, выбираем самые лучшие работы. Большие возможности для развития креативности учащихся имеет проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде плакатов, графов, докладов, макетов, стенгазет, коллажей, презентаций по темам: «Достопримечательности Великобритании», «Спорт в России и Англии», «Знаменитые спортсмены России и Великобритании», «Достопримечательности России», «Королевская семья», «Жизнь подростков в России и Великобритании» и т. д. Творческий потенциал учащихся развивают уроки-викторины, уроки- конкурсы, использование творческих заданий на уроке: - придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую); - придумать и написать рассказ по серии картинок; - сделать рисунок по прочитанному; - разыграть диалог между персонажами текста; - составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу ( тема «Еда»); - сделать поэтический перевод стихотворения или лимерика на русский язык; - написать эссе по различным темам; - использование на уроках вопросов, заставляющих творчески мыслить, например, представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о… и прочее. Таким образом, исследование креативности школьников отражает современную ситуацию изменения образования. Полноценная личность - это всегда творческая личность, постоянно развивающаяся, проявляющая все новые психологические новообразования и перестраивающая уже сложившиеся структуры [4, 33]. На уроках английского языка можно и нужно развивать творчество школьников, так как благодаря этому дети становятся активными; начинают творчески выражать свои мысли; становятся более общительными и
коммуникабельными; у них повышается скорость процессов воображения; интеллектуальная активность; происходит обогащение фантазии учащихся. Приёмы, используемые мной в работе, способствуют развитию креативной личности школьника. Наша задача – заинтересовать учащихся, вовлечь в мир знаний, показать, что изучение английского языка может быть увлекательным, веселым и интересным.
Список литературы:
1. Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: Автореф. дис. на соиск. степ. докт. педаг. наук – У., 2004. 2. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. – М.: ИМПЭТО, 1995. – 96 с. 3. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. – Минск, 1996. – 300 с. 4. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. – М., Сфера, 2010. – 144 с. 5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.


В раздел образования