РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Воля Анастасия Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 им. Героя РФ В.Д. Нужного г. Ставрополя Населённый пункт: Ставрополь Наименование материала: Статья Тема: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Анастасия Сергеевна Воля,
учитель иностранного языка
МБОУ СОШ №43
им. Героя РФ В.Д. Нужного
г.Ставрополя
Во
всех
сферах
жизнедеятельности
нашего
общества
происходит
изменение ценностей. Процессы интеграции и глобализации во всем мире
усиливаются.
Происходит
формирование
новой
информационной
среды,
которая
создает
возможности
для
реализации
и
саморазвития
человека.
Смена
парадигм
образования
обуславливает
изменение
ценности
образования,
которой
в
свою
очередь
выступает
креативность
личности,
способствующая развитию человека в обществе и культуре. Образование
стало
личностно-ориентированным
(Н.В.
Бочкина,
В.И. Данильчук,
И.А.
Колесникова,
О.В.
Гукаленко,
и
др.),
осуществлению
которого
способствовала ориентация обучения на творчество.
Проблема творчества и развития креативной личности школьника на
уроках
английского
языка
продолжает
оставаться
недо статочно
исследованной по сей день, несмотря на существенные открытия в данной
области.
Отсутствуют
понятия,
которые
однозначно
интерпретируются
в
данной области.
Изменение современной образовательной системы, которая произошла
в
связи
с гуманизацией образования, выявляет необходимость в создания
специальных
педагогических
условий,
при
которых
будет
происходить
становление,
развитие
креативной
личности ребенка,
формирования
учащегося как субъекта учебно-воспитательной деятельности. Все это очень
актуально при обучении детей английскому языку.
В
настоящее
время
основной
целью
современного
образования
является
подготовка
подрастающего
поколения
к
будущему.
Эффективно
реализуется данная цель через творчество, креативную деятельность.
Креативное
мышление
направленно
на
получение
нового,
нестандартного результата, на открытие новых знаний в различных сферах.
Соответственно,
возникает
потребность
в
осуществлении
познавательных
продуктивных действий.
Креативность
является
показателем
творческого
развития
личности.
Понятие
креативность
(лат.
Creatio
-
создание,
образ)
в
переводе
с
английского
языка
означает
творчество,
создание
новых,
оригинальных,
более
совершенных
материальных
и
духовных
ценностей,
обладающих
объективной или субъективной значимостью [3, 90].
В
психологических
исследованиях
под
креативностью
определяют
комплекс
личностных
и
интеллектуальных
особенностей
отдельного
индивида,
способствующих
самостоятельной
деятельности,
выдвижению
проблем, генерированию оригинальных идей в большом количестве, а также
их нестандартному, нешаблонному, оригинальному решению. Необходимо
рассматривать креативность как комплекс личностных и интеллектуальных
особенностей отдельного индивида, данные особенности присущи многим
личностям [3,98].
Креативность
-
творческие
способности
человека,
которые
проявляются
в
чувствах,
мышлении,
воображении,
общении,
также
в
отдельных видах человеческой деятельности, это процесс характеризующий
личность в целом и ее отдельные качества и стороны, процесс и результат
деятельности.
Данное
понятие
показывает
способность
личности
находить
оригинальные,
нестандартные
и
неожиданные
решения
проблем,
то,
что
называют
дивергентным
мышлением,
креативностью,
творческим
мышлением. Творческое мышление довольно пластично, т.е. оно позволяет
предложить
множество
решений
проблемы.
Данное
мышление
легко
переходит
от
одного
аспекта
проблемы
к
другому,
выходит
за
рамки
обыденных взглядов [3, 99].
В
«Педагогике»
Сластенина
креативность
рассматривается
как
способность,
отражающая
глубинное
свойство
индивидов
создавать
оригинальные
ценности,
принимать
нестандартные
решения.
К
этому
понятию
автор
обращается
не
случайно.
Это
происходит
в
связи
с
характеристикой подходов к современному образованию, так как основным
требованием на сегодняшний день является развитие креативной личности,
способной
принимать
нестандартные
решения,
выходить
за
рамки
известного,
создавать
объекты,
характеризующиеся
новизной
и
оригинальностью [5, 117].
Выделяют следующие критерии креативности личности [2, 88]:
1 )
Беглость - количество идей, возникающих в единицу времени.
2)
Оригинальность
-
способность
производить
необычные
идеи,
отличающиеся от общепринятых.
3)
Гибкость
-
чувствительность
к
необычным
де т а л ям,
противоречиям
и
неопределенности,
готовность
быстро
переключаться
с
одной идеи на другую.
4)
Метафоричность - готовность работать в совершенно необычном
контексте,
склонность
к
символическому,
ассоциативному
мышлению,
умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое.
Креативность личности - это явление, когда творчество проявляется в
действиях, образе жизни создающего что-то новое человека. Креативность
личности - творческая направленность индивида, обладающего творческим
(продуктивным)
мышлением
и
совокупностью
специальных
и
общих
способностей,
которые
предопределяют
творческую
деятельность
и
проявляются в ней [1, 24].
В
педагогической
науке
выделяют
следующие
этапы
творческого
процесса:
1)
Этап
возникновения
творческой
ситуации,
на
котором
происходит
столкновение
с
чем-то
необычным
и
новым.
После
чего
возникают противоречия между знанием и незнанием.
2)
Эвристический этап, на котором происходит осознание стратегии
решения проблемы, идеи, замысла.
3)
Этап
завершения,
на
котором
происходит
использование
логических
и
эмоционально-образных,
эстетических
и
практических
критериев,
а
также
средств
доказательства
правильности
и
ценности
полученного результата.
В
современной
психолого-педагогической
литературе
(А.М.
Матюшкин, В.И. Андреев, М.И. Махмутов, Е.И. Машбиц, Т.В. Кудрявцев,
А.И. Уман, Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание
на
определении
таких
средств,
которые
бы
повышали
продуктивность
познавательной
деятельности
учащихся.
При
организации
совместной
творческой деятельности учащихся рассматриваются вопросы организации
творческой
деятельности
учащихся
путем
развития
методологической
культуры
школьников
в
процессе
выполнения
заданий
на
развитие
творческих способностей, создания проблемных ситуаций. В современной
педагогике
доказано,
что
учить
творчеству
возможно.
Как
отмечал
И.Я.Лернер, вопрос состоит лишь в поиске оптимальных условий для такого
обучения.
Для того чтобы происходило развитие способностей, учитель должен
развивать следующие умения у учащихся:
классифицировать
объекты,
ситуации,
явления
по
различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть
взаимосвязи
и
выявлять
новые
связи
между
системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формулировать противоречия;
разделять
противоречивые
свойства
объектов
в
пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты;
использовать разные системы ориентации в воображаемом
пространстве;
представлять объект на основании выделенных признаков,
что предполагает:
o
преодоление
психологической
инерции
мышления;
o
оценивание оригинальности решения;
o
сужение поля поиска решения;
o
фантастическое
преобразование
объектов,
ситуаций, явлений;
o
мысленное
преобразование
объектов
в
соответствии с заданной темой.
Все это осуществляется, при выполнении различных упражнений и
заданий учащимися. В своей практике я использую всевозможные задания,
направленные
на
развитие
креативности
учащихся,
такие
как:
работа
со
стихотворениями и песенками в начальных классах, творческий подход к
диалогам, разыгрывание их по ролям, составление и расширение диалогов.
Использую игровые методы, особенно в начальной школе, так как через игру
младшему школьнику намного легче усвоить материал урока. Использую
компьютерные программы, аудирование.
Также я провожу уроки создания поделок, рисунков на различные темы
и к разным праздникам, составление писем друзьям, Санта Клаусу, создание
модных журналов, создание алфавита и многое другое. Учащиеся с радостью
выполняют
подобные
задания,
красочно
оформляют
рождественские
открытки, придумывают поздравления. Мы проводим выставки в классе,
выбираем самые лучшие работы.
Большие
возможности
для
развития
креативности
учащихся
имеет
проектная
работа,
когда
ребята
представляют
результаты
своей
исследовательской деятельности в виде плакатов, графов, докладов, макетов,
стенгазет,
коллажей,
презентаций
по
темам:
«Достопримечательности
Великобритании», «Спорт в России и Англии», «Знаменитые спортсмены
России и Великобритании», «Достопримечательности России», «Королевская
семья», «Жизнь подростков в России и Великобритании» и т. д.
Творческий потенциал учащихся развивают уроки-викторины, уроки-
конкурсы, использование творческих заданий на уроке:
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу ( тема «Еда»);
- сделать поэтический перевод стихотворения или лимерика на русский
язык;
- написать эссе по различным темам;
- использование на уроках вопросов, заставляющих творчески мыслить,
например, представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о…
и прочее.
Таким
образом, исследование
креативности
школьников
отражает
современную ситуацию изменения образования. Полноценная личность - это
всегда творческая личность, постоянно развивающаяся, проявляющая все
новые
психологические
новообразования
и
перестраивающая
уже
сложившиеся структуры [4, 33].
На уроках английского языка можно и нужно развивать творчество
школьников, так как благодаря этому дети становятся активными; начинают
творчески
выражать
свои
мысли;
становятся
более
общительными
и
коммуникабельными; у них повышается скорость процессов воображения;
интеллектуальная активность; происходит обогащение фантазии учащихся.
Приёмы, используемые мной в работе, способствуют развитию креативной
личности школьника. Наша задача – заинтересовать учащихся, вовлечь в мир
знаний,
показать,
что
изучение
английского
языка
может
быть
увлекательным, веселым и интересным.
Список литературы:
1.
Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в
педагогическом процессе: Автореф. дис. на соиск. степ. докт. педаг. наук – У.,
2004.
2.
Винокурова
Н.
Сборник
тестов
и
упражнений
для
развития
ваших способностей: Учебное пособие. – М.: ИМПЭТО, 1995. – 96 с.
3.
Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего
образования. – Минск, 1996. – 300 с.
4.
Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. –
М., Сфера, 2010. – 144 с.
5.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.