Напоминание

"Отаббревиатурные производные в системе словообразования немецкого языка"


Автор: Иванова Любовь Владимировна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЛТАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Отаббревиатурные производные в системе словообразования немецкого языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Отаббревиатурные производные в системе словообразования

немецкого языка
Аббревиация выдвигает немало проблем с точки зрения теории словообразования. До сих пор дискутируется вопрос о том, насколько правомерно считать аббревиацию одним из способов словообразования. Полного единства в этом вопросе не существует. Большинство авторов склонно признавать аббревиацию одним из способов словообразования, но при этом делаются существенные оговорки. Для обозначения процесса образования новых словарных единиц с использованием аббревиации часто применяют термин «словотворчество» (word-manufacturing). Вот что по этому поводу пишет Г. Марчанд: «Прогресс науки и техники сыграл важную роль в развитии «словотворчества». Вновь открытые многочисленные химические вещества и соединения, новинки науки и техники требовали новых слов для своего наименования, и такие названия создавались, главным образом, путем сплавления частей слов, обозначающих составляющие элементы, в искусственное слово» [Марчанд 1960: 359]. Слова, образованные с помощью аббревиации Х. Марчанд называет «искусственными словами». Мы разделяем точку зрения В.В. Борисова, который считает: «Неправильно думать, что слова, образованные с использованием аббревиации «творятся», «придумываются», «создаются искусственно», в то время как другие, обычные слова появляются, так сказать, «естественным путем» [Борисов 1972, с. 153]. Все без исключения новые слова могут быть созданы только на базе уже существующего лексико-грамматического материала и в соответствии с определенными закономерностями словообразования. Другое дело, что эти закономерности могут проявляться по-разному в разных способах словообразования, но их сущность не может не соответствовать законам развития языка. Необходимо учитывать также историческое развитие словообразовательной системы. Словообразовательная система не есть нечто неподвижное, не подверженное изменениям. Наоборот, следует подчеркнуть, что словообразование в большей мере, чем другие подсистемы языка, отражает изменения, происходящие в окружающей нас действительности. Г. Марчанд справедливо связывает то, что он называет «словотворчеством» с прогрессом науки в ХIХ столетии. Тем более надо подчеркнуть, что в ХХ столетии в связи с еще более бурным развитием науки, легшим в основу научно-технической революции, потребности в массовой номинации вызвали появление большого количества аббревиатур, усечений и других сокращенных лексических единиц. Произошло совершенствование аббревиации как словообразовательного способа создания новых слов в языке. Возникновение и развитие новых способов словообразования ведет к закономерному развитию языков. С другой стороны, всячески подчеркивая закономерность аббревиации как способа словообразования, нельзя не признать, что элемент субъективности здесь намного выше, чем в других способах. Как справедливо отмечает Д.И. Алексеев, «аббревиатурный спо соб
словообразования – самый субъективный, самый искусственный среди всех способов, известных языку. С этим связаны многочисленные особенности аббревиации: пробы и ошибки при создании названий, вариативность и окказиональность, интенсивность диахронических и зме н е н и й , подверженность регламентации, слабая национальная закрепленность и свободная проницаемость и т.д.» [Алексеев 1970, с. 72-73]. Уже сам факт тесного взаимодействия аббревиации с различными словообразовательными способами, в достаточной мере свидетельствует о том, что она входит в словообразовательную систему. Существуют также р а з л и ч н ы е точ к и з р е н и я н а м е с то а б б р е в и а ц и и в с и с т е м е словообразовательных способов. Некоторые авторы полагают, что аббревиацию следует рассматривать как разновидность словосложения (основосложения). Но это означает низведение основ до уровня фонем и требует признания того, что отдельная фонема имеет свой, довольно сложный план содержания. На наш взгляд, правы те исследователи. Которые считают аббревиацию особым, отдельным способом словообразования, с помощью которого создаются новые слова особой структуры. Аббревиация активно взаимодействует с различными способами словообразования. От аббревиатур могут образовываться новые слова с помощью различных способов словообразования: суффиксации:
-
ler FDJler[FDJ=Freie Deutsche Jugend]; -log Ufolog<Ufo+log

[Ufo=Unbekanntes Flugobjekt]; -er Fußballer<Fußballspieler+er, Ascher<Aschenbecher+er; -tron Elektron, Neutron, Positron; -isierung Natoisierung

[NATO=Nord-Atlantikpakt-Organisation]; -ianer SPDianer; -intern CDU-intern [Christlich-Demokratische Union]; -isch DDR-isch; -i Vati<Vater, Mutti<Mutter; префиксации: Super- Super-GAU [GAU=größter anzunehmender Unfall]; Ex- Ex-DDR; Anti- Antiamerik.<Anti+Amerikanismus; De- Demob.<De+Mobilisation; Mini- Mini-LKW [LKW=Lastkraftwagen], Mini-Abo; Co- Co-Op<Co-Operation; словосложения: Intervision<Internationale Televisio, Persil<Perborat Silikat, Frösi<fröhlich sein und singen (название детского журнала), Vokuhila<Vorne-kurz-hinten-lang (название прически в молодежном сленге); глагольного словообразования: SMSen/simsen<SMS, e-mailen<E-Mail, lasern<Laser. В глагольном словообразовании есть большое количество аббревиатур, однако подобные сокращения употребляются большей частью в профессиональной лексике;
перехода сокращений из одной части речи в другую - сокращенные слова, как правило, инициального типа могут также переходить в другую часть речи, например в прилагательные, при этом сложные слова могут писаться слитно или через дефис: UV-bestrahlt [UV=ultraviolet] , EU-weit, PVC-beschichtet [PVC=Polyvinylchlorid] , SED-hörig, aidskrank /aidsinfiziert<AIDS, kripomäßig [Kripo<Kriminalpolizei]. Существуют и другие словообразовательные возможности аббревиатур и усечений. Мы привели эти примеры не только для того, чтобы п р о и л л ю с т р и р о в а т ь о б щ у ю т е н д е н ц и ю к с п е ц и а л и з а ц и и словообразовательных средств, но и для того, чтобы указать на наличие в словообразовании сложных переходных форм, с трудом поддающихся классификации. Участие сокращений в словообразовательных процессах говорит об их лексической самостоятельности, о полной интеграции в лексический состав современного немецкого языка. Также можно сделать вывод о том, что аббревиация безусловно входит в систему словообразовательных средств, а входя в систему словообразования, она, с одной стороны, подвергается действию устойчивым, сложившимся элементам этой системы, а с другой стороны оказывает на них свое влияние.
Библиографический список
1. Алексеев Д.И. Графические сокращения и слова-аббревиатуры // Развитие современного русского языка. М., 1970. с. 72-73. 2. Борисов В.В. Аббревиация и акронимия / Под ред. А.Д. Швейцера. М., 1972. с.153. 3. Марчанд Х. Категории и типы современного а н гл и й с ко го словообразования. Висбаден, 1961. с. 58-72.


В раздел образования