Автор: Ковалькова Светлана Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ Белоомутская ООШ№2 Населённый пункт: п.Белоомут Наименование материала: методическая разработка Тема: "Метод проектов на уроках математики" Раздел: среднее образование
Метод проектов на уроках математики.
В традиционной модели образования хорошим учеником считается
послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя
без лишнего обсуждения и раздумывания, по инструкции и в срок. В таком
режиме работать значительно проще и учителю и ученику.
Но условия современной жизни ставят перед образованием другие задачи и
инициативность предпочтительнее, чем исполнительность. Эта черта
личности сегодня скорее гарантирует успех в жизни, мобильность и
готовность к решению проблем различного характера.
Мечтой большинства педагогических работников является наиболее полное
раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его
неповторимой индивидуальности. В связи с этим необходимо преобразовать
авторитарный процесс обучения в процесс сотрудничества учителя и ученика
по самообразованию, саморазвитию каждого школьника.
Умение учащихся самостоятельно добывать знания очень важно, потому что
современному обществу, производству нужны работники и руководители,
способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные
задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать
решения. Поэтому на уроках используются технологии, отвечающие
современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология
проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной,
поисковой, творческой деятельности учащихся.
В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практической или теоретической значимой
проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт
деятельности – становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и
умения, компетенции и ценности.
Напомню основные, наиболее значимые этапы подготовки творческого
проекта.
Первый этап. Постановка проблемы.
(Выбор темы проекта, анализ проблемы, формирование творческих групп).
Второй этап.
Планирование.
(Постановка задач, обсуждение альтернатив, определение источников
информации, распределение ролей в группе, выбор вида продукта и формы
презентации и пр.)
Школьникам предоставляется полная свобода в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает,
как и что делать, их никто ни в чем не ограничивает, они сами несут
ответственность за создаваемый их силами творческий продукт.
Третий этап.
Поиск, анализ, обработка информации.
Поскольку развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит
от степени самостоятельности учащихся, то учитель – организатор проектной
деятельности должен отказаться от столь привычной для него роли носителя
и распространителя знаний. Его задача – побуждать учащихся к
самостоятельному поиску, анализу и обработке новой информации, создавать
условия для расширения познавательного интереса школьников, их
самообразования, самореализации в процессе практического применения
знаний.
Общение “учитель – ученик” строится на позициях сотрудничества.
Учитель является для своих воспитанников координатором процесса,
консультантом, экспертом, старшим помощником. Роль учителя –
провоцировать самостоятельную активность учащихся, их мыслительную
деятельность, самооценку действий и результатов.
Четвертый этап. Создание продукта.
(т.е.выполнение запланированных действий, консультации с учителем).
Создание проекта – это творчество и еще раз творчество – от первого
момента до последнего! Это огромная, всепоглощающая, требующая
больших умственных, физических и эмоциональных затрат работа. Вся
учебно-познавательная деятельность учащихся изначально ориентирована на
получение практического результата. Это базовая, основополагающая идея
метода проектов. Работа по решению поставленной учащимися проблемы
должна завершиться вполне реальным, “осязаемым” продуктом, который
имеет практическое и/или теоретическое значение и способствует развитию
создателей проекта и их окружения.
Трудно переоценить возможности метода проектов в формировании у
учащихся навыков сотрудничества с другими членами творческого
коллектива: коллективного планирования, рационального распределения
обязанностей, взаимопомощи, ответственности за свою часть работы. В
группе учащиеся учатся диалогу, умению вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения. С другой стороны, они начинают более остро чувствовать,
понимать другого человека, ценить общение с ним.
Пятый этап. Оформление проекта.
Этот увлекательнейший этап творчества захватывает всех участников без
исключения.
Шестой этап. Презентация продукта и оценка результата.
Этот этап можно провести в форме научно-практической конференции.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших
классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже
в начальной школе.
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».
Участники проекта: ученики 8 класса.
Сроки реализации проекта: две недели.
Результат:защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам,
испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задания для групп (в каждой группе 2-3 человека):
Задание для группы 1.
1.
Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения»
(использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников,
Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические
задания («бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
1.
Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения,
приводимые к квадратным, методы их решения» (использование
материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические
задания («бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
1.
Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы
их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8,
справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические
задания («бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
1.
Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их
решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8,
справочников, Интернета).
2.
Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3.
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические
задания («бумажный» вариант).
4.
Подготовка к защите проекта.
5.
Защита проекта (презентация).
Для учеников работа над учебными проектами — это возможность
максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность,
позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися
в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ
решения проблемы — носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить.
Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”,
человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И
только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее
творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - мотивировать учащихся
на это творчество, помочь им делать свои малые и большие открытия.