Автор: Маринова Юлия Евгеньевна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек" Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут Наименование материала: Статья Тема: "Наша Родина - Россия" Раздел: дошкольное образование
Цели и задачи:
Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о
её
столице;
познакомить
детей
с
символами
России;
воспитывать
эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился
и живет: к родному краю, городу, улице; воспитывать чувство патриотизма;
обогащать и активизировать словарный запас детей;
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном крае,
рассматривание
фотографий,
иллюстраций
о
родном
городе,
экскурсии,
чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали
рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. А
вы хорошо знаете свою Родину? Вы хотите это проверить?
Я предлагаю вам отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания.
Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся
Повторяйте за мной:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране.
Как она называется? (Россия) - Правильно, Россия.
А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная...)
-
Россия - наша Родина.
Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место,
где мы родились; страна, в которой мы живём) .
Воспитатель: Ребята я бы хотела прочитать вам стихотворение о Родине
Стихотворение
Великую землю, Любимую землю,
Где я родился и где я живу,
Я Родиной светлой, Я Родиной милой,
Я Родиной нашей зову.
Воспитатель: Родина - это и дом, в котором мы живём, наши мамы, папы,
бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со своими улицами и
парками. А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.
-Дома и стены помогают.
-Всякому мила своя сторона.
-Родная землица и во сне снится.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
-Если народ един, он непобедим.
-Кто за Родину горой - тот и герой.
-Береги землю родимую как мать любимую.
-Одна у человека мать - одна и Родина.
Воспитатель:
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от
врагов
Воспитатель: В каждом государстве есть самый главный город. Главный
город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. -
Ребята, как называется столица России? (индивидуальные ответы детей)
- Москва
Стихотворение
«МОСКВА»
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
(президент).
- Президентам нашей страны является ...? {В.В.Путин)
У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда
можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. - Кто
из вас, ребята, может назвать символы нашей страны? (герб России, флаг
России, гимн России)
Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? –
Какого цвета полосы на флаге? –
Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? –
Красный символизирует храбрость, мужество, красоту;
синий - синее небо над землёй;
белый - мир, чистоту.
Стихотворение о флаге России
Белый цвет-березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска
Солнечный рассвет.
А сейчас посмотрите какой герб нашей страны.
Герб у нашей страны вот такой.
Воспитатель: На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя
головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране
живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.
В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой
лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина
символизирует победу добра над злом.
А что же такое - гимн? (Гимн - это главная песня страны, его слушают стоя.)
У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и
слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна - мы выражаем
своё уважение к нашему государству, нашей стране. Прослушать отрывок.
Физминутка:
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются
колосья
—
Вправо-влево,
взад-вперёд,
А
потом
наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Итог занятия.
Воспитатель:
Будущее
нашей
страны
России
во
многом
зависит
от
вас,
ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете
для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Но вы уже сейчас можете
сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и
близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся,
и
не
будем
забывать,
что
мы
с
вами
-
россияне,
народ
очень
мудрый,
терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика -
будет Родина крепка».
Создание предметно-развивающей среда в средней группе
в соответствии с ФГОС
Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований
ФГОС, где чѐтко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие
принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.принцип
эмоциогенности
среды,
индивидуальной
комфортности
и
эмоционального
благополучия каждого ребѐнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учѐта половых и возрастных различий детей.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по
следующим направлениям.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с
изображением
поделок,
варианты
оформления
изделий,
схемы
с
изображением
последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи
для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по
образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой
деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага ,трафареты, картон, краски, кисти, клей,
карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство
из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок
может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов,
фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление:
Речевое
развитие.
Центр
«Мир
книги»
включает
в
себя
книжный
уголок.
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,
реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с
художественными
произведениями
детских
писателей,
сказкам.
Главный
принцип
подбора
книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке
ИМЕЮТСЯ фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные
произведения .Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики ,комплекс
пальчиковых игр. В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию
речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных
картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки ,зеркала и др.
Направление:
Познавательное
развитие.
Центры
организованы
и
представлены
с
учѐтом
индивидуальных
особенностей
детей,
их
чувственного
опыта,
информационного
багажа,.
Подобранный наглядно- дидактический материал дает детям представление о целостной картине
мира.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе
различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей
растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для
рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с
детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре
присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа
«Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей
овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь
природы
и
погоды.
Планируем
оформить
макеты
(домашние
животные
,насекомые
,
доисторическая жизнь (динозавры) ,природа Урала). Силами воспитателей и родителей оформлен
мини-музей «Космос».
Центр
опытно-экспериментальной
деятельности
представлен
многообразием
коллекций
(камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной
деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В
процессе
экспериментальной
деятельности
по
выращиванию
растений
ведутся
дневники
наблюдений,
в
которых
воспитатель
фиксирует
сделанные
детьми
выводы
по
результатам
ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных
испытателей,
проводить
несложные
опыты,
определять
свойства
различных
природных
материалов.
Центр
«Математики»
(игротека)
имеет
важные
развивающие
функции.
В
данном
центре
располагаются
нормативно
—
знаковый
материал:
магнитная
доска,
наборы
карточек
на
сопоставление
цифры
и
количества,
наборы
кубиков
с
цифрами
и
числовыми
фигурами,
представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор
игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр
стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры, «Разрезной квадрат»
Никитина,
«Логические
блоки
Дьенеша»
и
др.
Игровое
оборудование
создаѐт
насыщенную,
целостную
среду
с
достаточным
пространством
для
игр.
Центр
решает
следующие
задачи:
целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и
требующими
умственного
напряжения,
интеллектуального
усилия
играми.
В
данном
центре
размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для
себя игру по интересам.
В
«Нравственно-патриотическом»
Центре
помещена
государственная
символика
родного
города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,
иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок
родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город»,
«Моя семья».«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и
занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с
содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный
конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность
как
с
подгруппой
детей,
так
и
индивидуально.
В
группе
расположен
центр
строительно-
конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы
конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют
схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность
данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет
нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку
именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной
идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Здесь
размещаются
ширма,
различные
виды
театров.
Дети
—
большие
артисты,
поэтому
с
радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен
различного вида театрами (кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый). Здесь размещены
маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, музыкальные
инструменты.
Направление:
Социально-личностное
развитие.
Происходит
формирование
у
детей
основ
культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме,
через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы
дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель
используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые
макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на
столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-
персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог
быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность.
Он
оснащѐн
необходимыми
атрибутами,
игрушками,
дидактическими
играми.
Хорошим
дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и
дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что
создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами
безопасного
поведения,
и
формированию
ценностей
здорового
образа
жизни.
Направление:
Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное
физкультурное
оборудование,
так
и
нетрадиционное
(нестандартное),
изготовленное
руками
педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей —
ловкости,
меткости,
глазомера,
быстроты
реакции,
силовых
качеств.
На
современном
этапе
развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению
детей к навыкам здорового образа жизни. В группе создан мини-музей «Пейте, дети, молоко
-будете здоровы» Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их
потребность
в
двигательной
активности.
Увеличение
двигательной
активности
оказывает
благоприятное
влияние
на
физическое
и
умственное
развитие,
состояние
здоровья
детей.
В
шумном
пространстве
игровой
комнаты
обязательно
должен
быть
островок
тишины
и
спокойствия. В спальне также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и
хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое
место, около искусственной пальмы. Мягкие подушечки с различными животными, которым
ребѐнок
может
поведать
свои
тайны,
переживания.
Музыкальные
записи
с
пением
птиц,
журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние
детей. Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими
— это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду
развития
для
наших
детей,
мы
хотим
видеть
их
еще
и
такими:
овладевшими
основными
культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к
миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и
физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась
возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок
выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного
содержания,
доступностью
и
удобством
размещения
материалов.
Было
отмечено,
что
воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства
или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный
настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать
детский сад.
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
В
статье
рассмотрены
здоровьесберегающие
технологии
и
их
использование
в
педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного,
политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является
важнейшим
этапом
в
формировании
здоровья
ребенка,
обеспечивающим
единство
его
физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере
определяющим
способность
ребенка
успешно
выполнять
требования,
предъявляемые
к
нему
условиями жизни и воспитания.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том
числе
и
типологические
особенности
основных
нервных
процессов.
Но
эти
особенности
составляют
лишь
основу
для
дальнейшего
физического
и
психического
развития,
а
определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
В
последние
годы
наблюдается
тенденция
увеличения
количества
детей,
имеющих
недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его
воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.
Из выше изложенного следует, что проблема здоровья дошкольников в настоящее время
очень актуальна.
Первостепенной задачей в дошкольном образовании на протяжении многих лет является
задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Здоровье наших воспитанников - это общая проблема медицинского персонала, педагогов и
родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих
технологий.
Целью
нашей
работы
является
создание
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее
развитие
психических
и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
ребенка
к
жизни
в
современном
обществе. В
соответствии с этим определилась следующая задача:
- охрана и укрепление здоровья детей, создание здоровьесберегающей образовательной
среды в дошкольном учреждении.
Для
решения
данной
задачи
в
нашем
детском
саду
получила
широкое
применение
здоровьесберегающая практика:
- закаливающие
процедуры :
в
течение
дня
неоднократно
дети
ходят
босиком
по
покрытому
и
непокрытому
полу;
детей
обучают
обширному
умыванию
прохладной
водой, рекомендованное региональной программой физического развития детей «Север», автор
Л.В.
Шарыпова;
осуществляется
полоскание
горла
и
полости
рта
растворами
трав
(шалфея,
ромашки, календулы и т.д.) или раствором морской соли.
- дыхательные упражнения : дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, К.
П. Бутейко, респираторная гимнастика Э.В.Стрельцовой;
- осуществляется организация
двигательной активности через подвижные, хороводные
игры, общеразвивающие упражнения, проведение утренней гимнастики, динамических часов,
физкультурных занятий, занятий по плаванию, а также через участие детей в секции синхронного
плавания на базе дошкольного учреждения;
- профилактика
заболеваемости
опорно-двигательного
аппарата :
упражнения
для
профилактики плоскостопия и укрепления мускулатуры спины, гимнастика в постели после сна;
- профилактика нарушения зрения : упражнения для укрепления мышц глазного яблока;
- развитие
мелкой
мускулатуры
рук :
пальчиковая
гимнастика,
перебирание
мелких
предметов, мешочки с крупами, карточки с наклеенными на них различными поверхностями.
Таким
образом,
система
оздоровительных
мероприятий
в
ДОУ,
направленных
на
укрепление организма и развитие движений детей, благоприятно влияет на рост и развитие
детского организма.
Изучив
литературу,
мною
были
составлены
и
внедрены
в
педагогическую
практику
комплексы упражнений для детей среднего дошкольного возраста на весь учебный год, которые
сменяются 2 раза в месяц. Каждый комплекс включает в себя:
1. Пальчиковую гимнастику.
2. Гимнастику для глаз.
3. Упражнения для укрепления мускулатуры спины и формирование осанки.
4. Упражнения для профилактики плоскостопия.
5. Дыхательную гимнастику.
Предлагаю один из комплексов упражнений:
1.
И.П. - основная стойка - руки перед собой, согнуты в локтях: силовое сгибание,
разгибание пальцев.
2.
Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать
до 5. Повторить 4-5 р.
3.
Дети кладут книгу на голову и, выпрямившись, ходят по кругу. Нельзя прикасаться
рукой к книге или ронять ее. Вместо книги на голову можно положить какой-нибудь
другой предмет.
4.
Дети садятся на пол или на табурет, крепко сжимают пальцы ног, а затем с силой их
распрямляют. Подобное упражнение хорошо и для кистей рук.
5.
И. п. - сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища -
вдох, вернуться в и. п. - выдох. То же в другую сторону.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии,
педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений
способствуют
сохранению
и
укреплению
здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего
поколения.
Литература
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 80с.
2.Борисова
Е.Н.
Система
организации
физкультурно-оздоровительной
работы
с
дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 112с.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в
связи с введением ФГОС ДОО
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на
сегодняшний
день
стоит
особо
актуально.
Это
связано
с
введением
нового
Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
В
соответствии
с
ФГОС
программа
должна
строиться
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в
совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также
при проведении режимных моментов.
Понятие
предметно-развивающая
среда
определяется
как
«система
материальных
объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития» (С. Л. Новоселова).
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует
максимальному
развитию
личности
ребенка.
Современные
ученые
и
педагоги
–
Короткова,
Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства
должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей
младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в
активную
коммуникативно-речевую
и
познавательно-творческую
деятельность,
как
отдельных
воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность
условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние
его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на
деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1.
Предметно-развивающая
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1.
Доступность
для
воспитанников
всех
помещений
организации,
где
осуществляется
образовательный процесс.
2.2.
Свободный
доступ
воспитанников
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Должны учитываться национально – культурные условия.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Младший дошкольный возраст
Для
детей
этого
возраста
необходимо
достаточно
большое
пространство
в
группе
для
удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая
среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и
поступки.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное
благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в
сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и
является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать
окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и
заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их
свободному
перемещению.
Необходимо
предусмотреть
место
для
временного
уединения
дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной,
нравственно-волевой
и
эмоциональной
сфер
личности.
Переход
в
старшую
группу
связан
с
изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими
среди
других
детей
в
детском
саду.
Воспитатель
помогает
дошкольникам
понять
это
новое
положение.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребёнок
имел
возможность
заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы,
способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с
крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами,
а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в
школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие
развитие
широких
социальных
интересов
и
познавательной
активности
детей.
Это
детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни
людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития)
позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование,
ручной
труд,
театрально-игровая
деятельность,
экспериментирование.
Обязательными
в
оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие
игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности,
роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для
развития
творческого
замысла
в
игре
девочкам
потребуются
предметы
женской
одежды,
украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной
формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические
игрушки.
Важно
иметь
большое
количество
подручных
материалов
(веревок,
коробочек,
проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых
проблем).
При
проектировании
предметно-развивающей
среды в
группе
необходимо
выделять
следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей
среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких
составляющих,
позволяет
представить
все
особенности
жизнедеятельности
ребенка
в
среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде
необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Среда,
окружающая
детей
в
детском
саду,
должна
обеспечивать
безопасность
их
жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью
предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию
единой предметно- пространственной среды.
Это
означает,
что
для
всестороннего
развития
ребенка
организуются
несколько
предметно-
развивающих
«сред»:
для
речевого,
математического,
эстетического,
физического
развития,
которые
в
зависимости
от
ситуации
могут
объединяться
в
одну
или
не сколько
многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет
манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто
объектами
его
внимания,
а
средством
общения
со
взрослыми.
Как
принято
в
практике
отечественного
образования,
педагоги
могут
использовать
несколько
основных
методических
приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организационную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
–
она
должна
работать
на
развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.
Необходимо
гибкое
и
вариативное
использование
пространства.
Среда
должна
служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.
В
каждой
группе
необходимо
предусмотреть
место
для
детской
экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического
развития,
показатели
их
здоровья,
психофизиологические
и
коммуникативные
особенности,
уровень
общего
и
речевого
развития,
а
также
показатели
эмоционально
-
потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9.
Предметно-развивающая
среда
группы
должна
меняться
в
зависимости
от
возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного
учреждения
и
психологические
особенности
возрастной
группы,
на
которую
нацелена данная среда.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
учреждении,
реализующем
программу
дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.
Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка,
успешной
социализации
в
обществе.
Насыщенная
предметно-развивающая
и
образовательная
среда
становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего развития каждого ребенка.