Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Автор: Каримова Светлана Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" Населённый пункт: город Карпинск Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС. Раздел: начальное образование
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного
руководителя в условиях реализации ФГОС.
Родители
и
педагоги
–
две
мощнейшие
силы
в
процессе
становления
личности
каждого
человека,
роль
которых
невозможно
преувеличить.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре
внимания.
Мы, учителя, работающие в начальных классах, знаем, какие тревожные
чувства и какое опасение может вызвать у маленького ребёнка начало учёбы в
школе.
Не
меньше
волнений
вызывает
оно
и
у
родителей
учащихся.
Возникает очень много вопросов:
– Как ребенок будет учиться?
– Успешен ли будет он?
– Найдет ли он контакт с будущим учителем?
– Как сложатся отношения с одноклассниками в будущем коллективе?
Современные
семьи
развиваются
в
условиях
качественно
новой
и
противоречивой
общественной
ситуации.
Наблюдаются
процессы,
приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение
материального
уровня
большинства
семей,
рост
числа
разводов,
отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и
имеющих одного ребенка семей.
Следовательно,
в
сложных
современных
условиях
семье
требуется
квалифицированная
помощь
со
стороны
школы.
Только
в
процессе
взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему
развития личности школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в
начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а
из-за
противоречий
во
взглядах
на
воспитание
маленького
человека
у
родителей
между
собой
и
между
родителями
и
учителями. Родителям
необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе
роль классного руководителя очень важна! Также мы знаем, что результат
обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет
единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то
результата не будет.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей
основана на следующих принципах:
1.
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
2.
сочетание педагогического просвещения с педагогическим
самообразованием родителей;
3.
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
4.
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
5.
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания
детей;
6.
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
1.
стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи
(наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика
выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную,
развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в
лучшую или худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам
диагностики.
Существуют следующие формы взаимодействия учителя и родителей:
Индивидуальные:
1. Посещение семьи на дому.
Эту форму работы рекомендуется использовать при острой необходимости и
кто в этом нуждается.
Посещая
учащихся
на
дому,
выясняются
условия
семейного
воспитания.
Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку,
об ориентации родителей в вопросах воспитания. Условия жизни ребенка,
отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не
имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
2.Приглашение в школу.
Родители
приглашаются
в
том
случае,
когда
надо
поделиться
радостной
новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему
долго
не
давался.
Для
участия
ребенка
в
театральной
постановке,
надо
помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д. Нужно
стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на
плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения
вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с
семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство
родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию
хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся
по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с
родителями
в
неофициальной
обстановке,
выясняются
необходимые
для
профессиональной
работы
сведения
(особенности
здоровья
ребенка;
его
увлечения,
интересы;
поведенческие
реакции;
особенности
характера;
мотивации учения и т.д.).
4.
Переписка,
телефонный
звонок. Особенно
часто
эта
форма
работы
применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу,
много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия
(отметки, объявления, рекомендации…)
Групповые:
1. Родительский лекторий.
2. Тематические консультации.
3. Родительский обмен опытом.
1 . Родительские лектории.
Задачи
лектория
многообразны:
знакомство
родителей
с
системой
коррекционно-воспитательной
работы
в
школе,
практические
советы
и
рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
2. Родительский обмен опытом .
Свободная
беседа
родителей
друг
с
другом,
обмен
опытом,
разрешения
различных
ситуаций
в
своих
семьях,
помогает
иначе
воспринимать
трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить
возможности воспитания.
Коллективные:
1.
Родительское
собрание –
одна
из
основных
универсальных
форм
взаимодействие
школы
с
семьями
учащихся
и
пропаганды
психолого-
педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в
вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение,
родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса
и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются
на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
1. Организационные
собрания (выбор
классного
родительского
комитета;
выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы;
разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). Во 2-4
классах
рекомендуется
спрашивать
родителей
на
какую
тему
хотели
бы
поговорить,
что
их
волнует,
вместе
планируем.
Учитывается
их
мнение,
отталкиваясь от их желаний, затем планируется совместная работа.
2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих
проблем педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности
адаптации первоклассников», «Режим дня школьников», «Первые отметки»,
«Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности»,
«Компьютер в жизни школьника» и др.
3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за
определенный период времени: четверть, полугодие, год).
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих
видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний
наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя
родительские
собрания,
можно
придерживаться
следующих
принципов:
1.
родительское
собрание
должно
просвещать
родителей,
а
не
констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
2.
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
3.
собрание
должно
носить
как
теоретический,
так
и
практический
характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
4.
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями.
Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не
после него;
5.
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его
содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое
родительское
собрание
должно
давать
родителям
пищу
для
размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во
благо ребенку.
2. Общешкольные родительские собрания .
Тематика
таких
собраний
носит
характер
отчета
работы
школы
за
определенный период времени. На них выступают директор, заместители,
отчитывается о работе родительский попечительский совет школы. В конце
учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы
3. Родительские дни (дни открытых дверей)
«День открытых дверей» мы проводим один раз в году. Родители могут
посетить
любые
уроки.
Организовывается
школьная
выставка,
которая
отражает
результаты
работы
кружков,
труд
школьников
в
мастерских.
В
заключении участники художественной самодеятельности организовывают
для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные
успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности
детей.
4. Концерты.
Весь
учебный
год
разбит
на
месячники,
которые
имеют
определенную
тематику:
«День
пожилого
человека»,
«День
матери»,
«8
марта»,
«23
февраля»,
«9
мая»
и
др.
В
школе
проходят
праздники,
концерты
общешкольного уровня.
Практика
показывает,
что
после
посещения
праздников
большинство
родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание
оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
5. Выставки работ.
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая
другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых
дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы
родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
6. Классные детские мероприятия.
Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная
деятельность .
В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия
Родители
помогают
в
организации
и
проведении
конкурсов,
экскурсий,
походов, праздников . При проведение таких мероприятий родители ещё
лучше
сближаются
между
собой,
со
своими
детьми
–
удивляются
талантам,
которые
раскрывают
дети
при
проведении
праздников.
Налаживается контакт между учителем и родителями.
Заключение.
Работа
с
родителями
–
одно
из
самых
сложных
направлений
в
профессиональной деятельности педагога.
Важен
диалог
между
родителями
и
педагогами,
обмен
мнениями,
поиск
совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый
совет.
Таким
образом,
все
индивидуальные,
групповые
и
коллективные
формы
работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и
семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями
интеллекта в семье и школе.