Напоминание

"Подросток и закон"


Автор: Зуйкова Антонина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г.Гай Оенбургская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Подросток и закон"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Гая Оренбургской области Рабочая программа (кружок «Подросток и закон») Учитель Зуйкова Антонина Николаевна Класс 7-10 2017-2018 уч. год

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогиче ских ситуаций правовой о р и е н т а ц и и , предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося. Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний. Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и
пренебрежением людей к закону. Данная проблема п р и о б р е л а общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы. Данная
программа

ориентирована
на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем, то есть имеет социально- педагогическую направленность.
Цели программы:

1.
Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
2.
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
3.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и правовом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
4.
Овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
5.
Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Задачи:
 Формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только современную грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве;  Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;  Развитие у подростков социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;  Профилактика девиантного поведения подростка по средством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;  Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;  Подготовка группы учащихся к сдачи ОГЭ.
Требования к результатам обучения и освоения программы кружка

Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к другому народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов; 2. Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3. Готовность к служению Отечеству, его защите;
4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 6. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 7. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; 8. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:

1.
Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3.
Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4.
Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Предметные результаты:

1. Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2. Владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3. Владение знаниями о правонарушениях и юридиче ской ответственности; 4. Сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в РФ; 5. Сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6. Сформированность основ правового мышления; 7. Сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8. Понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9. Сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ; 10. Сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Формы работы с учащимися:
 практическая;  рассказ педагога и рассказ детей;  беседа;  дискуссия;  экскурсия в ОМВД, иные организации, осуществляющие правовую деятельность;
 написание эссе;  составление презентаций PowerPoint;  написание исследовательской работы.
Что должны знать и уметь воспитанники:
 работать с источниками- законами и подзаконными актами РФ, сборниками законов; самостоятельно добывать знания, информацию;  составлять доклады, презентации;  применять полученные знания на практике- самостоятельное решение практических задач.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы предполагает:  наличие сформированной системы правовых знаний,  устойчивый интерес к сложившейся в России системе права;  ответственное отношение к нормам права, соблюдение правовых норм;  понимание системы, задач и осуществляемых функций системы правоохранительных органов;  решение практических задач.
Конечный результат:
1. Самостоятельное составление правовых задач; 2. Написание исследовательской работы; 3. Проведение инсценированного судебного заседания; 4. Качественный результат ОГЭ.
II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Человек и его мир (19 часов)
1 Введение в курс- ознакомление с методикой проведения занятий. Как правильно работать с источником. Мировоззрение человека 1 - 2 Потребности и возможности человека 1 - 3 Человек и общество 0,5 0,5
4 Социальные регуляторы поведения человека 0,5 0,5 5 Как и почему возникает право 1 - 6 Правовая культура и правовое поведение личности 0,5 0,5 7 Государство и право - 1 8 Гражданин и государство - 1 9 Личность гражданина 1 - 10 Личность среди сверстников 1 - 11 Личность в семье - 1 12 Личность и образование - 1 13 Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги 1 - 14 Предпринимательство и закон - 1 15 Личность и труд - 1 16- 17 Личность и власть. Я- будущий избиратель - 2 18 Личность и защита Отечества - 1 19 Личность и закон - 1
Раздел 2. Ответственность за правонарушение (10 часов)
20 Правонарушение и преступление 1 - 21 Причины правонарушений - 1 22 Вина и ответственность - 1 23 Ответственность за правонарушения против собственности 1 24 Ответственность за правонарушение против личности - 1 25 Групповые правонарушения несовершеннолетних - 1 26- 27 Правопорядок и полиция 1 1 28- 29 Суд и прокуратура - 2
Раздел 3. Защити себя сам (5 часов)
30- 31 Я выбираю жизнь. Наркотики и закон 1 1 32 Как не стать жертвой преступления 0,5 0,5 33 Если тебя задержали сотрудники полиции 1 - 34 Игра «Час суда» - 1 35 Итоговое повторение - 1 Итого 12 23

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Человек и его мир (19 часов)

Тема 1. Мировоззрение человека
Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени- время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.
Тема 2. Потребности и возможности человека.
Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные. Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцентризм, альтруизм.
Тема 3. Человек и общество
Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного. Индустриального и постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.
Тема 4. Социальные регуляторы поведения человека
Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.
Тема 5. Как и почему возникает право
Право- регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.
Тема 6. Правовая культура и правовое поведение личности

От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная, гражданско- правовая ответственность.
Тема 7. Государство и право
Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция - основной закон государства.
Тема 8. Гражданин и государство
Кто такой гражданин и как им стать? Представление о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин- достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.
Тема 9. Личность гражданина
Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов.
Тема 10. Личность среди сверстников
Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность.
Тема 11. Личность в семье

Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье. родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.
Тема 12. Личность и образование
Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа- место самоопределения личности. Деятельность ученик- учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании в РФ». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.
Тема 13. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги
Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.
Тема 14. Предпринимательство и закон
Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя- прибыль. Особенности уголовно- правовой и гражданско - правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.
Тема 15. Личность и труд
Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних.
Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.
Тема 16-17. Личность и власть
Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан.
Тема 18. Личность и защита Отечества
Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Тема 19. Личность и закон
Для чего принимаются законы. Склонность- стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление- особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержали сотрудники полиции, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.
Раздел 2. Ответственность за правонарушения (10 часов)

Тема 20. Правонарушение и преступление
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный проступок. КоАП РФ. Понятие преступления.

Тема 21. Причины правонарушений
Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.
Тема 22. Вина и ответственность
Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридиче ской ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 23. Ответственность за правонарушения против собственности
Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, средств массовой информации на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за совершение этого преступления. Ответственность за мошенничество. Умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателя- школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Ответственность за вымогательство.
Тема 24. Ответственность за правонарушение против личности
Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки.
Изнасилование- тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство- тяжкое преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.
Тема 25. Групповые правонарушения несовершеннолетних
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема 26-27. Правопорядок и полиция
Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи полиции. Органы внутренних дел. Структура ОМВД города. Задачи отдельных служб и подразделений полиции. Действия полиции в отношении, подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отдела ОМВД. Обвинительное заключение.
Тема 28-29. Суд и прокуратура
Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетнего.
Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства. Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных, в следственных изоляторах и т.д. Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.
Раздел 3. Защити себя сам (5 часов)

Тема 30-31. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон
Курение, пьянство, наркомания- это то, что мешает укреплению здоровья. Доходы государства от продажи табака и спиртных напитков. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Личность наркомана. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. СПИД- чума XXI века. Как избежать заболевания. Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность.
Тема 32. Как не стать жертвой преступления
Что такое вина. Что такое виктимология? Особенности виктимной личности. Виктимология- наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств- центральная фигура. Типы личности с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность. Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства. Тема 33. Если тебя задержали сотрудники полиции Уголовный кодекс РФ. КоАП РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 34. Проведение игры «Час суда»

Тема 35. Повторение

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон»/ авт.- сост. С.Н.Степанько.- Волгоград: учитель, 2007.
V.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конвенция о правах человека и гражданина; 4. Уголовный кодекс РФ; 5. Кодекс об административных правонарушениях РФ; 6. Трудовой кодекс РФ; 7. Налоговый кодекс РФ; 8. Гражданский кодекс РФ;
9. Семейный кодекс РФ; 10. ФЗ «О защите прав потребителей»; 11. ФЗ «Об образовании РФ»; 12. ФЗ «О выборах в РФ»; 13. А.Ф.Никитин «Право и политика», М: «Просвещение», 2007; 14.С.А.Певцова «Право: основы правовой культуры»: М: «Русское слово», 2001.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Дата

урока

Раздел, тема урока

Элементы содержания. Основные

понятия

Формируемые умения и навыки

Человек и его мир (19 часов)
1 Введение в курс- ознакомление с методикой проведения занятий. Как правильно работать с источником. Мировоззрение человека Мировоззрение, толерантность, консенсус, компромисс, время человеческой жизни, патриотизм, социализация Знать: основные понятия темы, правила поведения Уметь: привести примеры либо показать на примерах как осуществляется процесс социализации; привести ассоциации к слову «мировоззрение»; работать в группах по заданию, предложенному учителем 2 Потребности и возможности человека Потребности, возможности, первичные и вторичные способности, талант, гений, интеллект, эгоцентризм, альтруизм Знать: основные понятия по теме, виды потребностей (классификация потребностей) Уметь: видеть, как потребности влияют на выбор профессии человека; давать анализ высказываниям, суждениям 3 Человек и общество Общество, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество, общение Знать: основные понятия по теме, классификацию обществ, виды конфликтов Уметь: давать характеристику разным видам обществ, находить отличия одного от другого; анализировать высказывания; приводить примеры сотрудничества, конфликта, искать пути выхода
из сложной ситуации 4 Социальные регуляторы поведения человека Социальные нормы, моральные нормы, экономические нормы, семейные нормы, политические нормы, корпоративные нормы, религиозные правила, традиции, обычаи Знать: классификацию видов норм Уметь: составлять кластер «Социальные нормы»; видеть отличия одних видов норм от других; моделировать ситуации (примеры) 5 Как и почему возникает право Государство, право, правовые нормы, теории возникновения права Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с текстом в целях поиска информации для заполнения предложенной таблицы 6 Правовая культура и правовое поведение личности Нормы, право, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правоотношение, юридические факты, правовое воспитание, правовое обучение, правонарушение, проступки, преступление Знать: основные понятия по теме Уметь: приводить примеры, работать с текстом в целях поиска информации для заполнения предложенной таблицы «Мораль и право: общее и различия» 7 Государство и право Государство, признаки государства, символы государства, функции государства, формы государства Знать: основные понятия по теме; признаки государства, символы государства Уметь: принимать участие в диспуте, дискуссии; анализировать предложенную учителем схему 8 Гражданин и государство Человек, гражданин, государство, гражданство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с предложенными предложениями в целях определения их значения; обсуждать проблемы; приводить ассоциации к
предложенным словам; работать в группе 9 Личность гражданина Человек, индивид, личность, индивидуальность, характер, воля, гражданские чувства, мотивы Знать: основные понятия по теме Уметь: выделять особенности личности гражданина, гражданских чувств и мотивов; принимать участие в беседе; приводить примеры 10 Личность среди сверстников Общение, официальное (формальное) и неформальное общение, неформальная группа, самооценка, групповая сплоченность, групповые нормы, подражание Знать: основные понятия по теме Уметь: принимать участие в беседе; подбирать слова-ассоциации к словам по теме; составлять рассказ, приводить примеры; работать в группах 11 Личность в семье Семья, психологический климат семьи, психологическая совместимость, конфликт, отчужденность, личность Знать: основные понятия по теме Уметь: определять признаки благополучной и неблагополучной семьи; называть личные качества человека; называть причины возможных конфликтов; работать в группах 12 Личность и образование Мотивы учения, социальная роль, альтруизм, конформизм Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с правовым источником, анализировать и синтезировать информацию; работать в группах 13 Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги Рыночная экономика, свободный труд, собственность, налоги, бюджет, конкуренция, предприниматель, экономическая независимая личности Знать: основные понятия по теме; виды налогов; какая ответственность существует в налоговом законодательстве за нарушения в налоговом, уголовном законодательстве Уметь: работать со схемой, предложенной
учителем; называть виды налогов и их основные характеристики; выделять главные особенности; приводить примеры налогов, работая с правовым источником (Налоговый кодекс РФ) 14 Предпринимательство и закон Предпринимательство, предприниматель, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с текстом (задачей) по теме; участвовать в тренинге 15 Личность и труд Потребности, способности, труд, трудовое право, рабочее время Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами; осуществлять поиск нужной информации в правовом источнике информации 16-17 Личность и власть. Я- будущий избиратель Власть, авторитаризм, автократия, демократическая власть, демократия, избиратель, выборы Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами; осуществлять поиск нужной информации в правовом источнике информации 18 Личность и защита Отечества Армия, священный долг, альтернативная служба Знать: основные понятия по теме Уметь: работать в группах; дискутировать по проблемам, существующим в современной России, выражать свою точку зрения 19 Личность и закон Закон, склонность, анархия, право, правонарушение, виды правонарушений, дисциплинарный проступок, гражданское правонарушение, административное правонарушение, преступление Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами, участвовать в тренинге; приводить примеры к видам правонарушений

Ответственность за правонарушения (10 часов)
20 Правонарушение и преступление Правонарушение, преступление, юридическая ответственность, уголовный процесс, моральные и правовые нормы Знать: основные понятия по теме Уметь: выделять признаки правонарушений; приводить примеры правонарушений и преступлений; работать с источником юридической информации; выделять меры государственного принуждения и давать им характеристику 21 Причины правонарушений Правонарушение, асоциальное поведение Знать: основные понятия по теме Уметь: работать со схемой (анализ); приводить примеры к указанным причинам правонарушений; анализировать рассказ; работать в группе 22 Вина и ответственность Вина, ответственность, необходимая оборона, моральная ответственность, юридическая ответственность Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с юридическим источником, анализировать, высказывать свое мнение, приводить примеры 23 Ответственность за правонарушения против собственности Кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, неосторожность Знать: виды преступлений против собственности, главные отличия их друг от друга Уметь: приводить примеры; работать с юридическим источником 24 Ответственность за правонарушение против личности Убийство, самооборона Знать: основные понятия по теме; классификацию преступлений против личности Уметь: участвовать в беседе, четко
формулировать свою точку зрения, приводя аргументы; работать с юридическим источником 25 Групповые правонарушения несовершеннолетних Несовершеннолетний, преступная организация Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с юридическими источниками, работать в группах, решать задачи самостоятельно 26-27 Правопорядок и полиция Объект и субъект права Знать: виды субъектов уголовно-процессуального права; структуру органов МВД Уметь: решение задач с использованием юридических источников; систематизировать службы органов МВД 28-29 Суд и прокуратура Правосудие, судебная система, прокуратура Знать: основные понятия по теме, основные направления прокурорской деятельности; полномочия судей Уметь: участвовать в дискуссиях, работать в группах; организовывать ролевую игру
Защити себя сам (5 часов)
30-31 Я выбираю жизнь. Наркотики и закон Наркотики, наркомания, токсикомания, легальные и нелегальные наркотики, психическая и физическая зависимость Знать: основные понятия по теме Уметь: осознавать опасность употребления наркотических средств; понимать ущерб личности и обществу, наносимый употреблением наркотических средств 32 Как не стать жертвой преступления Виктимология, виктимность, типы Знать: основные занятия по теме
виктимности, жертва, провокационное поведение, насилие Уметь: принимать участие в дискуссиях, отстаивать свое точку зрения; умение работать в группе 33 Если тебя задержали сотрудники полиции Административное задержание, уголовно-процессуальное задержание Знать: основные понятия по теме; свои права Уметь: решать практические задачи, опираясь на знания по теме 34 Игра «Час суда» Знать: основных участников судебного процесса и их роль в судебном заседании Уметь: организовывать ролевую игру 35 Итоговое повторение Знать: основные понятия по пройденному курсу кружка Уметь: оценивать свои знания


В раздел образования