"Развитие диалогической речи детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи."
Автор: Санникова Ольга Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" Населённый пункт: г. Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: "Развитие диалогической речи детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи." Раздел: среднее профессиональное
Развитие диалогической речи детей с нерезко выраженным общим
недоразвитием речи.
Диалогическая речь – это особое и сложное явление. Еще Л. В. Щерба
указывал «что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге»
Диалогическая форма речи является первичной по происхождению. Имея
ярко
выраженную
социальную
направленность,
она
служит
потребности
непосредственного живого общения.
Диалогическая форма общения – наиболее естественная и привычная – не
дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой другой вид
деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером –
носителем
коммуникативной
культуры.
Многие
специалисты
пришли
к
выводу, что диалогу нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева
и др.). Так как диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор, а
богатая
мыслями
произвольная
контекстная
речь,
вид
личного
взаимодействия, содержательное общение.
В коррекционно-логопедической работе с детьми с нерезко выраженным
общим
недоразвитием
речи
формирование
диалогической
формы
речи
приобретает особое значение из-за структуры дефекта.
В логопедической литературе указывается на факт наличия у детей с
НВОНР
стойких
нарушений
общения,
сопровождающихся
незрелостью
отдельных
психических
функций,
эмоциональной
неустойчивостью,
понижением речевой активности (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова,
Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркина и др.).
Однако, как показывает практика, недоразвитие речи незначительно
влияет на организацию бытового общения «ребенок – взрослый» в
период
школьного
обучения.
Дети
с
НВОНР
испытывают
значительные трудности при переходе на более высокий уровень
общения – учебный диалог.
Дети с НВОНР часто игнорируют собеседника: им важно не рассказать
что-либо кому – либо, а высказаться. Дети с нарушением коммуникативной
способности часто употребляют слова с неточным значением, используют в
самостоятельной речи неадекватные грамматические формы.
Часть детей с НВОНР, особенно на начальных этапах обучения, не
считают себя участниками коммуникативной ситуации урока до тех пор, пока
не получат прямого указания на то, что каждый из них является адресатом
высказывания учителя.
Дети с НВОНР из-за дефективности системы смыслообразования, то
есть затрудненности формирования лексических и грамматических значений
новой учебной терминологии, испытывают трудности при самостоятельном
использовании учебной речи. Иногда оказывается, что дети не понимают
достаточно точно значений даже самой простой, с точки зрения учителя,
учебной
лексики.
Из-за
не
совпадения
значений,
лежащих
в
основе
терминологической лексики, у учителя и ученика учебный диалог перестает
выполнять основную свою функцию – передачу знаний.
Часто дети с НВОНР не умеют устанавливать вербальные контакты с
другими учениками, не умеют договариваться, объяснить свою точку зрения,
не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевые
взаимодействия (Д. Миняжева, В. В. Коржевина).
Все это свидетельствует о недостаточной сформированности у них
диалогической формы речи, и необходимости проведения целенаправленной
коррекционной работы по её совершенствованию.
А.В. Ястребова предлагает совершенствовать навыки диалогической речи
у
детей
с
НВОНР
через
реализацию
принципа
коммуникативной
направленности всего комплекса воздействия на логопедических занятиях.
Она рекомендует в коррекционное обучение вводить специальный раздел по
формированию
диалогических
умений
и
навыков,
адекватных
ситуаций
учебной деятельности:
1)
ответы
на
вопросы
в
точном
соответствии
с
инструкцией,
заданием;
2)
ответы
на
вопросы
по
ходу
учебной
работы
с
адекватным
использованием усвоенной терминологией;
3) ответы на вопросы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной
работы (например, «Мы подбирали слова с глухим согласным звуком «С»…);
4) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за
разъяснением;
5) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной
терминологии;
6) формирование задания при выполнении коллективных видов учебной
работы;
7) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих
товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
8) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба:
«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.).
9) развёрнутый ответ о последовательности выполнения учебной работы,
подведение итога занятия.
При этом А.В. Ястребова считает, что эффективное развитие и
совершенствование
диалогических
умений
и
навыков
возможно
лишь
в
определённых
условиях,
то
есть
в
таких
речевых
ситуациях,
в
которых
ребёнок
с
необходимостью
вступает
в
активное
общение
с
взрослыми
(логопедом, педагогом) и детьми. Причём это общение должно носить сугубо
произвольный характер.
По мнению Е.А. Рассохиной, формирование у детей с НВОНР осознанных
умений и навыков построения диалогического высказывания предполагает
формирование
у
них
мотивационно-побудительной
сферы,
а
также
обязательное
знакомство
их
с
принципами,
на
основе
которых
строится
диалог. Она предлагает строить речевую практику учащихся таким образом,
чтобы
потребность
высказаться,
сообщить
определённую
информацию,
выразить
своё
мнение,
отношение
к
чему-либо,
дать
соответствующую
оценку происходящему возникала всякий раз в процессе обучения [50.].
К.В. Комаров разработал систему логопедической работы по развитию
диалогической речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Он предлагает
обучать
детей
навыкам
диалогической
речи
при
организации
различных
видов деятельности: учебно-познавательной, трудовой и игровой.
К.В. Комаров считает, что при обучении детей диалогической речи
логопед должен провести их через несколько этапов, отражающих разную
степень
самостоятельности
употреблений
фраз
и
построении
диалога:
сначала необходимо идти от образца, затем варианта образца и наконец
самостоятельное использование приобретённых навыков.
Таким
образом,
фонетико-фонематические,
лексические
и
грамматические трудности, отмеченные у детей рассматриваемой группы,
наслаиваясь, и дополняя друг друга, приводят к серьезным препятствиям в
овладении
учебным
материалом,
влияют
на
особенности
психических
процессов.
Неполноценная
речевая
деятельность
детей
с
нередко
выраженным
общим
недоразвитием
речи
приводит
к
перестройке
их
личности и часто влияет на межличностные взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками, а следовательно и на развитие диалогической речи.
Учителю-логопеду при проведении коррекционно- развивающих занятий
с
детьми
с
общим
недоразвитием
речи
необходимо
проводить
целенаправленную работу по развитию коммуникативных навыков.
Используемая литература
.
1. Бодалев А.А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение
и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации.
– М., 1987.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием. – М., 2002. – 144 с.
3.Грибова
О.Е.
К
проблеме
анализа
коммуникации
у
детей
с
речевым
патологией // Дефектология. – 1995. - № 6. – с.7-16.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997. –
240 с.
5. Курганов С.Ю. Учебный диалог в начальной школе // Начальная школа. –
1983. - №10. – с.40-45.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. – Воронеж, 2001.
– 375 с.
с.
7. Рассохина Е. А. Некоторые теоретические и прикладные вопросы обучения
диалогической
речи
//
Современные
подходы
к
корекционно
–
образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями
речи / Состав. и науч. ред. О.Е. Грибова. - М., 2003. – 126 с.
8.
Ястребова
А.В.
Преодоление
общего
недоразвития
речи
у
учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000. – 120 с.
9.
Ястребова
А.В.,
Спирова
Л.Ф.,
Бессонова
Т.П.
Учителю
о
детях
с
недостатками речи. – М., 1996. – 176 с.