"Профессиональная ориентация младших подростков посредством внеурочной деятельности в условиях сельской школы"
Автор: Русина Людмила Сергеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Александровская СОШ" Томского района Населённый пункт: с. Александровское Томской области Томского района Наименование материала: статья Тема: "Профессиональная ориентация младших подростков посредством внеурочной деятельности в условиях сельской школы" Раздел: среднее образование
внеурочной деятельности в условиях сельской школы»
Д л я
с о в р е м е н н о г о
р ы н к а
т р уд а
х а р а к т е р е н
в ы с о к и й
у р о в е н ь
конкурентоспособности
специалистов
практически
во
всех
сферах
деятельности.
Повышение требований к каждому представителю общества ставит на особое место в
системе общего образования проблему профессионального самоопределения учащихся.
В соответствии с п. 9.2 Федерального государственного образовательного стандарта
Основного
общего
образования
результатом освоения
основной
образовательной
программы общего образования должно стать «формирование ответственного отношения
к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной
траектории
образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде».
Наличие социального заказа общества на квалифицированных специалистов делает
особо актуальной проблему профессионального самоопределения учащихся, что в свою
очередь создает потребность в современных теоретических и практических разработках в
области
совершенствования
методов
психолого-педагогического
сопровождения
профессионального самоопределения младших подростков с учетом текущих социально-
экономических условий в России.
Для
правильного
выбора
личностной
профессиональной
траектории
учащимся
необходимо
ориентироваться
в
мире
профессий,
знать
требования
профессий,
перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными
возможностями и умениями.
Выбор профессии наиболее актуален в ранней юности, но, по мнению ученых,
коррекция профессиональной деятельности человека происходит и во всей последующей
его
профессиональной
жизни.
В
связи
с
этим
исследователи
рассматривают
профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора, а как длительный
процесс,
динамично
меняющийся
в
зависимости
от
этапа
развития
личности.
Целью
педагогического
сопровождения является
помощь
молодому
человеку
в
осуществлении
осознанного
выбора
будущей
профессии.
Авторы
отмечают,
что
реализация
такого
сопровождения
возможна
при
наличии
в
школе
целостной,
структурированной и апробированной системы, направленной на профориентационную
работу с учащимися.
В
то
же
время,
анализ
научной
литературы
позволяет
заключить,
что
еще
недостаточно глубоко решены вопросы профессионального самоопределения школьников
во внеурочной деятельности в условиях профильного обучения. Выявлено противоречие
между
необходимостью
повышения
результативности
профе ссионального
самоопределения
школьников
в
современных
социально-экономических
условиях
и
недостаточной
разработанностью
этого
вопроса
в
теории
и
практике
внеурочной
деятельности именно сельской школы. А ведь сельские школы составляют в целом по
стране около 70%.
Профессиональная
ориентация
подростков
представляет
собой
комплекс
мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.
Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким
причинам: позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить
цель, к достижению которой он будет стремиться; выявляет сильные и слабые стороны
школьника,
что
позволяет
сделать
правильный
выбор
профессии
в
соответствии
с
выявленными
способностями
и
особенностями
характера;
повышает
у
подростков
желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.
Подростки
склонны
к
частой
смене
интересов,
поэтому
программа
профориентации
должна
строиться
на
динамическом
показателе,
т.
е.
проводится
несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.
Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.
Социально–экономические: весь спектр профессий; перспективное развитие той
или иной профессии; социальная необходимость в определенной профессии; престиж
профессии,
статус,
который
она
дает;
материальная
обеспеченность
специалиста
в
выбранной области.
Социальные: Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников,
статус
и
материальную
обеспеченность
семьи.
В
эту
же
категорию
включен
мотивационный аспект.
На
выбор
профессии
могут
повлиять
самые
разные
мотивы:
материальные,
выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам; социальные, когда
подросток
желает
занимать
достойное
место
в
обществе;
моральные,
связанные
с
желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения; мотивы
престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в
кругу близких и друзей; профессиональные и познавательные, целью которых является
глубокое освоение профессии; утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми
благами
цивилизации,
в
непосредственной
близости
к
дому,
в
чистом
офисе
и
т.д.;
творческие,
дающие
волю
фантазии
и креативности;
эстетические,
учитывающие
стремление к гармонии и красоте в профессии.
Они
включают
уровень
развития
интеллекта
и
самооценки,
круг
интересов
и
склонностей,
особенности
протекания
психических
процессов
(мышления,
памяти,
внимания, речи) и общие способности подростка.
Для
определения
мотивов
этой
группы
лучшей
формой
проведения
профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной
мере, проявив свои навыки и умения.
Психофизиологические
особенности:
особенности
темперамента;
специфика
нервной системы; общее состояние здоровья школьника.
Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но
они
могут
подойти
в
профессии
окулиста,
где
вероятность
экстренной
ситуации
практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным
противопоказанием
к
выбору
профессии,
но
учитывать
это
стоит
обязательно.
Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями
здоровья
стоит
серьезно
подойти
к
выбору
профессии,
делая
поправку
на
свои
особенности.
Значительный вклад в развитие профессионального самоопределения внес Н.С.
Пряжников.
Он
утверждает,
что
«главная
цель
профессионального
самоопределения
заключается
в
формировании
у
школьников
готовности
к
осознанному
и
самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития,
готовности рассматривать себя развивающимся по времени и самостоятельно находить
личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности».
Сущностью
профессионального
самоопределения, п о
м н е н и ю
Н . С .
Пряжникова, является «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой
работы
и
всей
жизнедеятельности
в
конкретной
культурно-исторической
(социально-
экономической) ситуации».
Д.А. Леонтьев
рассматривает профессиональное
самоопределение как
«сложный
динамический
процесс
формирования
личностью
системы
своих
основополагающих
отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и
физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и
планов, реалистического образа себя как профессионала».
По
мнению
В.В.
Болучевской
« профессиональное
самоопределение
–
это
избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной
профессии,
ядром
которого
является
осознанный
выбор
профессии
с
учетом
своих
особенностей
и
возможностей,
требований
к
профессиональной
деятельности
и
социально-экономических условий».
Ю.А. Кустов предлагает рассматривать профессиональное самоопределение не как
одномоментный акт, а как «растянутый во времени и пространстве процесс, который в
первом приближении состоит из следующих этапов: профессиональная ориентация по
широкому
кругу
трудовой
занятости
людей
и
их
профессий;
формирование
профессиональных
намерений;
выбор
профессии;
закрепление
профессионального
выбора;
активное
и
сознательное
овладение
профессией;
продуктивная
творческая
трудовая
деятельность
по
полученной
профессии;
стремление
расширить
свой
профессиональный диапазон путем получения дополнительного образования; установка
на
достижение
уровня
профессионального
мастерства;
стремление
продвинуться
по
службе; готовность к освоению смежной профессии; активное освоение новой профессии;
адаптация к новой профессии в случае вынужденной смены прежней». Профессиональное
самоопределение, по его мнению, является одним из «личностных качеств человека,
подлежащих формированию и проявляющемуся в сложном и динамично изменяющемся
мире профессий, сопровождающееся критическим и конструктивным отношением к себе
как
субъекту
определенной
деятельности,
поддержанием
своих
физических
и
интеллектуальных сил, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок на
уровне требований динамично изменяющегося рынка труда».
Ю.Е. Смирнова трактует профессиональное самоопределение как «сознательный
акт выявления и утверждения собственной внутренней позиции субъекта относительно
будущей профессии, которая выражается в наличии определенной жизненной установки,
с в о е г о
м и р о в о з з р е н и я ,
о с о з н а н н о г о
о т н о ш е н и я
к
с е б е
и
м и р у » .
Для нашего исследования (учитывая возраст исследуемой группы 15-16 лет) наиболее
полно
раскрывает
сущность
базового
понятия
данного
исследования
определение,
представленное Э.Ф. Зеером: «профессиональное самоопределение – осознанный выбор
профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной
деятельности и социально-экономических условий».
Анализируя
характерные
особенности
профессионального
самоопределения,
выделим наиболее значимые для нашего исследования.
1. Профессиональное самоопределение личности осуществляется в течение всей
профессиональной жизни.
2. Основой профессионального
самоопределения
является
осознанный
выбор
профессии
с
учетом
своих
способностей
и
возможностей,
а так
же
требований,
предъявляемых к профессионалу, выбравшему данную профессиональную деятельность и
состоянием социально-экономических условий в стране.
3.
Профессиональное
самоопределение
личности
динамичный
процесс,
претерпевающий изменения в соответствии с событиями, сопровождающими человека,
такими
как:
окончание
общеобразовательной
школы, окончание профессионального
учебного заведения, смены местожительства, трудоустройства, повышение квалификации,
увольнения с работы и др.
Для нашего исследования важным положением является ст. 66 п. 2 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что «среднее общее образование
направлено
на
дальнейшее
становление
и
формирование
личности
обучающегося,
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности
на
основе
индивидуализации
и
профессиональной
ориентации
содержания
среднего
общего
образования,
подготовку
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению
образования и началу профессиональной деятельности».
Эта идея прослеживается в исследованиях многих ученых, в том числе Е.А. Климов
отмечает,
что
«результатом
профессионального
самоопределения
по
итогам
развития
ребенка
в
школе
должна
быть
готовность
к
выбору
профессии,
обдумыванию,
придумыванию,
проектированию
вариантов
профессиональных
жизненных
путей,
относительно реалистичный и положительно эмоционально окрашенный план».
Определим
составляющие
профессионального
самоопределения
для
нашего
исследования:
когнитивные
(индивидуально-психологические
особенности,
интересы,
самооценка, уровень самосознания); мотивационные (формирование целей, ценностей,
мотивов, потребностей, знание потребностей рынка труда, адекватная оценка социального
окружения,
возможностей
семьи);
деятельностные
(формирование
направленности
и
стремления действовать в соответствии с ней).
Гармоничное
сочетание
этих
компонентов
во
многом
определяет
успешность
профессионального
самоопределения.
Однако,
чтобы делать
правильный
выбор
необходимо учесть факторы, влияющие на профессиональный выбор учащихся.
Выделим факторы, оказывающие влияние на выбор профессии, и проанализируем
их влияние на профессиональное самоопределение младших подростков (рисунок 1).
Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение
младших подростков
На
формирование
профессионального
самоопределения
младших
подростков
оказывает
влияние
индивидуально-личностные
качества
(субъективные
факторы)
и
социальная среда (объективные факторы).
В нашем исследовании мы установили, что к субъективным факторам, влияющим
на профессиональное самоопределение младших подростков, относятся: способности;
склонности;
самооценка;
уровень
притязаний;
информированность;
личные
профессиональные планы.
Объективные факторы, влияющие на выбор профессии, являются: потребности
рынка труда; возможности семьи; влияние друзей; психолого-педагогическая поддержка в
школе.
В связи с этим, успешный выбор профессии зависит от социальных условий,
объективных
возможностей
и
индивидуально-личностных
характеристик
младшего
подростка. К индивидуально-личностным характеристикам отнесем: знание личностных
способностей и
склонностей,
наличие
сформированных
профессиональных
интересов,
личного
профессионального
плана
и
готовности
к
действию.
На
формирование
профессиональных интересов большое влияние имеют: уровень личностных притязаний,
адекватная самооценка, уровень информированности младших подростков о будущей
профессии. Отсутствие знаний о рынке труда, знаний содержания труда по избираемой
профессии, профессиональных и личностных качествах, необходимых при работе по
выбранной специальности отрицательно сказывается на правильности выбора.
Анализ психолого-педагогической литературы, связанной с изучением различных
аспектов формирования профессионального самоопределения, позволяет нам выделить
критерии
и
показатели,
характеризующие
качественное
состояние
сформированности
профессионального самоопределения младших подростков. Выбранные нами критерии
позволяют выразить сущностные свойства объекта исследования, обеспечить решение
задачи исследования, то есть дают возможность получить представление о качественном
состоянии
компонентов
формирования
профессиональное
самоопределение
младших
подростков. Показатели обеспечивают выявление динамики изменений, являются основой
для аргументированных суждений.
Структурируем
критерии
и
показатели
профессионального
самоопределения
в
соответствии со структурой нашего исследования.
1.
Когнитивные:
знание
индивидуальных
склонностей
и
способностей
(соответствие
возрастных
и
психологических
особенностей
характера,
здоровья
требованиям
избираемой
профессии;
наличие
знаний
по
общеобразовательным
предметам,
непосредственно
связанных
с
будущей
профессией);
способность
к
самооценке, достаточный уровень притязаний.
2. Мотивационные: знание будущей профессии (знание формулы предполагаемой
профессии;
знание
содержания
труда
по
избираемой
профессии;
знание
санитарно-
технических
и
экономических
условий
труда);
профессиональный
план
(понимание
значения
выбора
профессии
в
жизни
человека;
сформированность
отношения
к
различным видам труда; наличие первоначальных профессиональных знаний; осознанный
выбор
будущей
профессии);
влияние
социального
окружения
(отношение
к
профессиональному выбору родителей; друзей; психолого-педагогическая поддержка в
школе); знание потребностей рынка труда (знание перспективных профессий в месте
проживания и возможности трудоустройства но выбранной специальности);
3.
Деятельностные:
выбор
траектории
обучения
после
окончания
школы
(намерения после окончания 11 класса; выбор учебного заведения; знание особенностей
поступления в учебное заведение по выбранному направлению); возможность получения
выбранной профессии (наличие доступных учебных заведений; соответствие экзаменов
ЕГЭ вступительным экзаменам в выбранном вузе; финансовые возможности); стремление
к действию (готовность к выполнению профессионального плана).
Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся – это динамический
процесс, направленный
на
поиск профессиональных
предпочтений
и
построение
траектории профессионального развития в соответствии с личностными особенностями,
возможностями
и запро сами
современного
рынка
т руда. Профессиональное
самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни.
Человек
в
процессе
профессионального
развития
переосмысливает
место
профессии
в
своей
жизнедеятельности
в
соответствии
с
различными
жизненными
событиями
(окончание
учебного
заведения,
смена
места
жительства
и
др.).
На
профессиональное
самоопределение
младших
подростков
оказывают
влияние
многие
факторы:
возрастные
особенности,
личностное
развитие,
межличностные
отношения,
социально-экономические
условия
и
т.п.
В
связи
с
этим,
профессиональное
самоопределение
включает
в
себя
целый
комплекс
проблем
возникающих
перед
личностью
и
требующих
решения:
анализа
собственных
профессиональных
возможностей,
осознанного
выбора
будущей
профессии,
нахождение
путей
осуществления выбора профессии, стремления к действию.
Именно
в
подростковом
периоде
процесс
самоопределения
является
ведущей
д е я т е л ь н о с т ь ю ,
н а
о с н о в а н и и
кот о р о й
с т р о и т с я
буд у щ е е
л и ч н о с т и .
Подростковый
возраст
—
период
взросления,
постепенный
переход
от
детства
ко
взрослости. Обратите внимание, подросток — уже не ребенок (хотя некоторые черты
поведения могут быть еще как у ребенка), но еще и не взрослый (он лишь учится быть
взрослым).
Задача взрослых — помочь ему успешно повзрослеть. Подростковый период —
время
изменения,
бурного
развития.
Происходят
качественные
изменения
и
в
познавательной
деятельности,
и
в
личности,
и
в
межличностных
отношениях.
У каждого эти изменения происходят в разное время. Некоторые подростки развиваются
быстрее,
некоторые
в
чем-то
отстают
от
остальных,
а
в
чем-то
опережают своих
одногодков. Например, девушки развиваются быстрее, чем юноши. Но и развитие каждого
человека происходит неравномерно.
В пределах подросткового периода психологи выделяют младший подростковый
возраст — 11–12 лет и старший подростковый возраст — 13–14 лет.
Далее представим основные черты младшего подростка.
Формирование и развитие теоретического дискурсивного мышления, логической
памяти. В 11–12 лет начинается переход от мышления, основанного на оперировании
конкретными
представлениями,
к теоретическому
мышлению, от
непосредственной
памяти
к
логической.
При
этом
в
11 лет
чаще
преобладает конкретный
тип
мышления, но происходит его перестройка, а с 12 лет активно формируется и развивается
мышление, основанное на оперировании понятиями, на умении сопоставлять эти понятия
и переходить в процессе размышления от одной мысли к другой. Однако эти изменения
происходят в разные сроки и имеют индивидуальные различия.
Ощущение взрослости. Подросток постепенно осознает, что он уже не ребенок, что
он взрослеет, и хочет, чтобы это признавали те, кто его окружает, особенно взрослые.
Ощущение взрослости возникает приблизительно в 11–12 лет и достигает своего
пика в 14 лет.
Проявляется это в стремлении к самостоятельности, независимости. Подросток
стремится к равным правам в отношениях со взрослыми. По мнению А. М. Прихожан,
ощущение
взрослости
является
стимулом
активности
подростка,
направленной
на
переориентацию
с
«детских»
норм
на
«взрослые»,
на
усвоение
ценностей,
норм,
установок, которые, по мнению подростков, подтверждают представление о них как о
взрослых. Важный аспект ощущения взрослости — это стремление делать что-то не
«игрушечное», а реально полезное, социально значимое.
Интересно также то, что, с одной стороны, подростки стремятся отстоять свою
самостоятельность и независимость от взрослых, с другой — ожидают от них защиты,
поддержки и помощи. Дело в том, что для подростков важна не столько сама по себе
возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми данной
возможности, равных со взрослыми прав.
Стремление к самопознанию. Подросток в 11–12 лет стремится разобраться в себе,
больше о себе узнать, понять себя. В ходе самопознания громадное значение имеет
развитие рефлексии — способности к анализу собственных мыслей, чувств, состояний,
поступков.
Поиск идеалов, стремление быть похожим на свой идеал. Подростки ищут пример,
эталон личности, стиля поведения. Образцы для подражания находят разные: актеры,
музыканты, бизнесмены, спортсмены, родственники или знакомые, которые являются для
них авторитетом, лидеры подростковых группировок.
Подростки учатся быть взрослыми. Для этого им нужны примеры того, как быть
взрослым, как добиться успеха и т. д.
В подростковый период активно формируется желаемый «я»-образ. Подросток
выстраивает его на основе своих представлений о том, как должно быть в идеале (однако
идеалы у всех разные), и того, какой он сейчас.
То есть происходит своеобразное соединение идеального и реального «я»-образа.
П е р е х о д
о т
о р и е н т а ц и и
н а
о ц е н к у ок ружения
к ориентации
н а
самооценку. Сначала подросток
смотрит
на
себя
как будто извне,
сопоставляет
себя
с
другими (взрослыми и сверстниками).
Так формируются собственные критерии оценки себя и окружения. Постепенно он
начинает оценивать себя, ориентируясь на свой идеальный «я»-образ, то есть на то, каким
он хочет и должен быть.
Повышенная
чувствительность
к
оценкам
окружения,
уязвимость.
У
многих
подростков возникают комплексы неполноценности по поводу их внешности, манеры
поведения из-за того, что они не соответствуют тем требованиям, которые сами к себе
выдвигают. Поэтому мнение близких на фоне таких переживаний может быть воспринято
крайне
болезненно.
Например,
неосторожно
сказанное
слово
может
закрепить
формирующийся комплекс неполноценности.
Иногда подростки скрывают свои переживания по поводу замечаний взрослых или
из-за неудовлетворенности собой. Впрочем, обычно это лишь защитная маска, за которой
могут быть скрыты эмоции и страдания. Поэтому взрослым стоит быть осторожными с
шутками в адрес подростков.
Стремление
общаться
со
сверстниками.
Общение
со
сверстниками
занимает
основное место в жизни подростка, является ведущей деятельностью для данного периода.
В 10–11 лет он еще относительно много общается с родителями и вообще со взрослыми, а
начиная
с
12–13
лет
происходит
стремительная
переориентация на
общение
со
сверстниками.
Некоторые родители жалуются, что их сын или дочь может часами болтать по
телефону с друзьями «ни о чем» и считает, что это важно, хотя родителям выдавливают
лишь пару слов.
Общение
со
сверстниками
действительно
важно.
Так
подростки
учатся
устанавливать и поддерживать контакты, стремиться к успеху в обществе. Кроме того,
р о в е с н и к а м
о н и
з а ч а с т у ю
д о в е р я ю т
б о л ь ш е ,
н е ж е л и
р о д и т е л я м .
Родители
давят
требованиями,
читают
морали.
Такое
общение
вряд
ли
может
быть
приятным.
Отчуждение
от
взрослых.
Подросток
стремится
автономизироваться
от
взрослых. Данный процесс активизируется с 12–13 лет. Цель подростка — доказать, что
он тоже взрослый и может быть самостоятельным; чтобы его просто «оставили в покое».
Кроме того, существует еще и ощущение собственной территории, собственного
пространства, в которые никто не должен вторгаться.
Это его внутренний мир, а также его комната, вещи и т. д. Так реализуется
стремление к самостоятельности и независимости.
Эмоциональное отчуждение происходит в тех семьях, где родители продолжают
вести
себя
с
подростком
как
с
маленьким
ребенком,
используют
давление,
вопреки
желанию
подростка проявляют
чрезмерную
заинтересованность
к
его
личным
делам.
Стремление добиться признания среди ровесников. Цель иметь компанию друзей, где
ценят, а главное — признают успешным, особенно важна для тех, чьи родители не
признают новых потребностей своего сына или дочери.
Стремление
к
группировке.
Это
стремление
общаться
в
группе
сверстников,
желание принадлежать к определенной группе. Активно проявляется приблизительно в 12
лет и выходит на пик в 13–15 лет.
Причем тенденция к группировке проявляется сильнее у мальчиков, чем у девочек.
Подросткам это дает:
- Реализацию потребности в общении, которая в данном возрасте повышается.
- Возможность общения в своей среде, где тебя понимают.
- Общение по интересам.
- Признание со стороны ровесников.
-
Группа
сверстников
для
подростков
—
среда,
где
они
чувствуют
свою
самостоятельность и независимость, где могут это проявить, а иногда и специально
демонстрировать с целью самоутверждения.
Группы могут быть благоприятной средой для общения, но может быть и иначе. В
некоторых
подростковых
группировках
распространено
так
называемое
групповое
давление. В такой группе могут быть свой «устав», свои «законы». Чтобы стать ее членом,
надо принять эти правила, иногда даже пройти какие-то испытания. Случается, подростки,
чтобы вступить в группу, делают вид, что разделяют эти взгляды. Их цель — получить
признание в данной группе. Однако возникает иная проблема: в таких группах есть
лидеры,
требующие
от
членов
группы
выполнения
определенных
действий.
Под
их
влиянием члены группы могут сделать то, что никогда сами бы не стали делать (например,
моральное
давление,
издевательство
над
другими,
групповая
кража,
употребление
алкоголя, наркомания).
Необходимо
формировать
у
него
стремление
делать
выбор
самостоятельно,
опираясь на личное мнение, а не танцуя под чью-то дудку.
Впрочем, привычку размышлять и ориентироваться на собственное мнение следует
воспитывать с детства, ведь она не может сформироваться, если родители решают все
сами,
а
от
ребенка
требуют
только
подчинения.
Подчиняться
родителям
подростку
надоест. Однако привычка останется. Такой подросток найдет себе нового лидера и будет
подчиняться ему.
Ведь собственного мнения он не имеет.
Рассмотрим
суть
подросткового
кризиса.
Подростковый
возраст
относят
к
так
н а з ы в а е м ы м
к р и т и ч е с к и м
п е р и од а м
ж и з н и
ч е л о в е к а ,
и л и
п е р и о д а м
возрастных психологических кризисов. В основе кризиса — конфликт между новыми
психологическими
потребностями,
возникающими
в
данном
возрасте,
и
отсутствием
возможности и/или неспособностью их удовлетворить. Данное противоречие и является
отправной точкой, побуждением для личностного развития и наработки нового опыта,
который поможет в преодолении психологического кризиса и выходе на новый уровень
развития личности.
Таблица 1
Кризис подросткового возраста проходит три фазы:
І фаза
IІ фаза
ІII фаза
Отрицательная, или
предкритическая,— фаза
слома старых привычек,
стереотипов, распада
сформированных ранее
структур (ориентировочно
в 11–12 лет)
Кульминационная точка
кризиса (приблизительно
в 13 лет, хотя возможны
варианты)
Посткритическая фаза, то
есть период формирования
новых структур, построения
новых
отношений и т. д.
Переход
сельских
школ
на
профильное
обучение
делает
особенно
актуальной
проблему профориентации младших подростков. Цель профильной ориентации – создание
условий для формирования у подростка потребности в осознанном выборе направления
дальнейшего
образования,
готовности
к
последующей
самореализации
в
выбранном
образовательном профиле.
Но
результаты
профильной
ориентации
в
сельской
школе
нужны
не
только
школьнику, но и самой школе. Для того, чтобы наши школьники не оказались в ситуации
«выбора
без
выбора»,
при
планировании
профиля
обучения
сельская
школа
должна
ориентироваться
не
только
на
возможности
школы,
но
и
максимально учитывать
образовательные
запросы
и
профессиональные
планы
большинства
потенциальных
десятиклассников.
В ходе профильной ориентации подростков с целью изучения их склонностей,
способностей, интересов успешно используются традиционные методы профориентации:
тесты,
анкеты,
активизирующие
профориентационные
игры.
В
арсенале
каждого
школьного психолога есть множество проверенных временем диагностических методик:
ДДО. Автор
Е.А.
Климов.
Дифференциально-диагностический
опросник.
Методика
состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.
По
результатам
проведенного
тестирования
баллы
соотносят
с
пятью
типами
профессий:
«человек-природа»
—
профессии,
связанные
с
растение-
и
животноводством,
лесным хозяйством;
«человек-техника» — технические специальности;
«человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
«человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и
подсчетами;
«человек-художественный
образ»
—
профессии,
в
основе
которых
лежит
творчество.
«Карта
интересов». А.
Голомшток.
Целью
методики
является
определение-
структуры интересов подростка.
Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим
категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника;
механика
и
конструирование;
география
и
геология;
литература
и
искусство;
история
и
политика;
педагогика
и
медицина;
предпринимательство
и
домоводство;
спорт и военное дело.
«Якоря
карьеры». Автор
—
Э.
Шейн.
Методика
включает
41
утверждение
и
способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:
профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной
профессии;
менеджмент – стремление управлять людьми;
автономия – стремление к независимости в работе;
стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
вызов – находить уникальные решения сложных задач;
интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной
жизнью и карьерой;
предпринимательство – создавать новые услуги и товары.
Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить,
если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями
и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.
Профессиональная
ориентация
учащихся
проводится
преимущественно
посредством внеурочной деятельности.
На
построении
внеурочной
профориентационной
работы
в
сельской
школе отражается
ее
малочисленность,
которая
имеет
как
положительные,
так
и
негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных
и
деловых
контактов
между
педагогами
и
учащимися,
существует
реальная
возможность
проявить
себя
в
общем
деле,
объединиться,
договориться
о
единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного
поиска
стимулирует
активность
учащихся
и
учителей.
В сельской
школе
имеются
особенно
благоприятные
условия
для
сотрудничества,
организации
совместной
деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных
особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует
установлению
доброжелательных
и
доверительных
отношений
между
педагогами
и
школьниками.
При
соблюдении
ряда
педагогических
условий
в
небольшой
школе
формируется атмосфера многодетной семьи.
Малочисленность коллектива
благоприятна
для развития
школьного
и
детского
самоуправления, т. к. есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и
детям
для
обсуждения
важных
проблем
и
принятия
решений,
и
также
оперативно
отследить
их
реализацию.
В ряде
школ
еженедельно
проводятся
общие
сборы
или
«линейки» для подведения итогов работы и принятия новых решений по организации
деятельности на ближайший период. Коллективность выработки решений, доступность
каждому
ребенку,
старшему
и
младшему, принять
участие
в
обсуждении
школьных
проблем формирует ответственность, коммуникативность, субъектность позиции в делах
школы.
В
то
же
время
малочисленность
школы
создает
определенные
проблемы
в
организации внеурочной профориентационной работы. Затруднен и ограничен выбор
форм и методов воспитания в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют
всякий смысл.
И м е ю т с я
и
б л а г о п р и я т н ы е
у с л о в и я
д л я
о р г а н и з а ц и и внеурочной
профориентационной работы и прежде всего для реализации деятельностного подхода к
воспитанию
детей,
формирования
трудолюбия
и
гражданственности:
повседневные
тесные связи учащихся с жителями села; включенность учащихся в производственные и
социально-экономические
проблемы
села;
территориальная
приближенность
школы
к
предприятиям,
учреждениям,
хозяйству
села;
хорошее
знание
жителями,
педагогами,
учащимися особенностей друг друга; раннее привлечение детей к домашнему труду;
систематическое освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда и др.
Привлечение
учащихся
с
ранних
лет
к
активному
участию
в
решении
экономических
и
культурных
проблем,
приобщение
их
к
делам
села
способствует
формированию у детей чувства принадлежности к своей малой Родине и ответственности
за нее.
Более
тесные
связи
школы
и
социума,
педагогов
и
семьи,
всех
участников
образовательного
процесса,
повседневные
непосредственные
личные
контакты
обучающихся, учителей, родителей позволяют привлечь к организации внеурочной работы
жителей села, многие из которых становятся нравственным образцом сельского жителя,
настоящего труженика и гражданина, созидателя и творца. В этой связи следует отметить
большую значимость для детей мнения и оценки селян.
Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в сельской школе
позволяет
разнообразить
учебно-воспитательный
процесс,
жизнь
детей,
расширить
и
обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересным досуг.
В
ФГОС
второго
поколения
особое
внимание
уделяется
исследовательской
и
проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. К такой
работе
могут
приобщаться
дети
с
начальной
школы.
Особенно
привлекательны
для
учащихся
проекты
с
краеведческим
содержанием.
Дети
разного
возраста
могут
объединиться в поиске сведений о жизни и творчестве своих земляков, сборе материалов о
том или ином местном событии.
Многим
видам
внеурочной
деятельности
можно
придать
исследовательский
характер, привлекая детей к исследованию проблем, важных для села, способствуя тем
самым выявлению и развитию профессиональных интересов.
Таким
образом,
система
профессиональной
ориентации
младших
подростков
посредством
внеурочной
деятельности
в
условиях
сельской
школы
должна
быть
направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы,
включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать
себя в профессии.
Итак, в рамках нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение мы
будем
понимать
как
целостный
и
непрерывный
процесс
изучения
и
формирования
личности учащегося, создания условий для его адаптации в социуме с учетом возрастных
особенностей
и
потребностей
самореализации
в
профессиональной
деятельности.
Наличие
системы
психолого-педагогического
сопровождения
учащихся
в
рамках
образовательной
организации
позволит
повысить
уровень
готовности
к
профессиональному
самоопределению
младших
подростков,
сохранить
единство
преемственности
ступеней
образовательной
системы.
В
целом,
реализация
системы
психолого-педагогического
сопровождения
должна
способствовать
осознанному
профессиональному
выбору
и
духовно-нравственному
развитию
личности
младших
подростков.
Список литературы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) // «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
2.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
N
1155
«Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // «Российская газета», N 265,
25.11.2013
3.
Болучевская, В.В. Социально-психологические особенности профессиональной
ориентации
будущих
специалистов
помогающих
профессий.
Монография
/
В.В.
Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
4.
Зеер
Э.Ф.
Профессиональное
становление
личности
инженера-педагога.
–
Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. - 120 с.
5.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие
для
студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений
/
Е.А.
Климов.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2005. – 304 с.
6.
Кустов, Ю.А. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие.
/ Ю.А. Кустов, С.В. Стацук. – Тольятти: ВУиТ, 2002. – 184 с.
7.
Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для сту.высш. учеб.
заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»,
2005. – 496 с.
8.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-
во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
9.
Смирнова,
Ю.Е.
Психологические
предпосылки
профессионального
самоопределения старшеклассников профильной школы : автореф. дис. ... канд. психолог.
наук / Ю.Е. Смирнова. – Санкт Петербург : 2013.