"Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии".
Автор: Савченко Анна Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.Н.Ф.Зыбанова с.Березняки Населённый пункт: с.Березняки Кинель-Черкасский район Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии". Раздел: среднее образование
Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций-2017. Тезисы.
Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии.
Автор: Савченко Анна Николаевна, учитель химии ГБОУ СОШ им.Н.Ф.Зыбанова
с.Березняки муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.
Социально-экономические потрясения нашего времени естественным образом
отражаются на школе, и в тот момент, когда необходимость разрешения множества
назревших практических ситуаций требует от исполнителей глубокого профессионализма,
престиж знаний и образования возрастает, но требует постоянного внимания. Дети
приходят в школы и учителя продолжают делать свое дело и стараются выполнять его
лучше, чем вчера. Это «лучше» - очень многообразно и индивидуально. В настоящее
время я вкладываю в него следующий смысл: интереснее, с учетом направленности на
расширение кругозора учащихся, интеграцию жизненного опыта и знаний, получаемых
при изучении разных предметов, ознакомление с достижениями человеческой культуры и
понимание многосложности окружающего мира. Роль образования на современном этапе
развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому
государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания
страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные
принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе
Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании».
Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества
образования… Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта
самостоятельной деятельности, то есть современных ключевых компетентностей. В
условиях реализации ФГОС к современному образованию сегодня предъявляются новые
требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке
информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике
полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески
мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Химическую науку достаточно часто рассматривают как источник зла, причиняемого
природе, как виновницу экологических катастроф. Злободневность и серьезность
экологических проблем не вызывает сомнений. В то же время представляется полезным
показать в школьном курсе химии роль науки в становлении и развитии материальной
культуры. Ведь именно благодаря накоплению и совершенствованию знаний о свойствах
веществ и приемах их обработки человеку еще в древности удалось создать керамику,
стекло, сплавы и другие материалы, из которых делали не только бытовые предметы и
орудия труда, но и другие великолепные вещи, украшавшие жизнь человека. Освоение
ремесленниками знания о веществах и их превращениях сформировало необходимую
основу для возникновения химической науки, а она в свою очередь дает нам много новых
и полезных веществ.
В данном проекте я обращаюсь лишь к одному возможному направлению гуманизации
содержания обучения химии: использованию в учебно-воспитательном процессе
преподавания знаний о материалах и веществах, процессах и явлениях в стихотворной
форме, как элементе занимательности, приема, повышающего интерес к изучаемому
предмету и обеспечивающему активное восприятие учебного материала. Ю.К.Бабанский
отмечал: «Наличие интереса положительно влияет на весь характер психической
деятельности личности, поднимает ее на более высокую, качественно новую ступень.
Когда активизируются мыслительные процессы: память, внимание, воображение –
открываются благоприятные возможности для более глубокого овладения знаниями.
Чтобы познавательная задача не только требовала размышления учащихся, но и глубоко
заинтересовала их, учителя используют некоторые, так называемые универсальные
эффекты возбуждения интереса к теме, в том числе занимательности, удивления». Мною
были разработана система занятий по теме «Водород», «Кислород», «Периодический
закон и периодическая система Д.И.Менделеева», изучаемые в 8 классе.
Учебно-методический комплект: Н.Н.Гара. Химия. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 8-9 классы. Москва: «Просвещение». 2015г.
Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман Неорганическая химия. Учебник для 8класса
общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2016г. Выделены элементы
знаний, показана последовательность использования различных видов задач. Например:
Качественные задачи по теме: Водород.
1.В одних периодических таблицах водород помещают в 1 группу, в других – в 7.
Приведите убедительные аргументы за и против помещения водорода в каждую из этих
групп.
2.Прочитайте текст: Простейший прибор для получения газов (пробирка с пробкой, через
которую пропущена газоотводная трубка) можно усовершенствовать и получать в нем
водород только тогда, когда в нем есть необходимость, как в аппарате Киппа. Для этого
необходимо сделать маленькое отверстие в дне пробирки и запастись химическим
стаканом.
? Что нужно сделать дальше?
? Как использовать простейший прибор для получения газов и химический стакан, чтобы
можно было получать газ и прекращать реакцию как в аппарате Киппа?
? Нарисуйте, сделав пояснительные надписи, и составьте подробную инструкцию по
использованию прибора.
3.Он всегда одновалентен,
Входит он в состав воды.
Назовите его вы.
4.Из учебника Д.И.Менделеева «Основы химии» (1906г)
Исследования Соссюра(1806),Буссенго(1833) и особенно А.Готье(1899) показали, что в
воздухе всегда, даже на высоких горах, содержится около 0,02%(по объему) водорода…
Так как водород атмосферы, отчасти может окисляться в воде, а отчасти должен удаляться
в междупланетное пространство, обладая большой скоростью своего движения,
определяющего диффузию, то, очевидно, что постоянное присутствие водорода в воздухе
не может быть понято, если не найдутся постоянные источники образования водорода в
природе.
? Соберите информацию об источниках, поставляющих водород в атмосферу Земли.
1.
Я самый легкий,
Я самый первый,
Я – половина целой Вселенной!
Жизнь даю звездам,
Родится вода.
Как называюсь?
2.
Гость из космоса пришел – в воде приют себе нашел.
3.
Гелий тяжелее водорода в 2 раза, а его подъемная сила меньше подъемной силы
водорода всего на 8%.
? Докажите справедливость или ошибочность этого утверждения. (Вспомните задачи
физики на применение закона Архимеда.)
Расчетные задачи по теме: Водород
1.
– Сейчас посмотрите, сказал Челленджер. – Последние дни я напряг все силы
своего ума, чтобы разрешить задачу, как нам выбраться отсюда. Мы уже убедились,
что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует.
Перебросить мост на утес нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как –
то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном
состоянии. Отсюда логически вытекала мысль о воздушном шаре.
? Увидели ли вы логику в рассуждении героя романа «Затерянный мир»?
? Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить шар объемом 1
кубометр, которым воспользовались участники неудавшейся экспедиции.
2.
Родничок.
Жили-были водород и кислород. Они не знали друг о друге. Водород жил высоко в
воздухе, ему было очень скучно без друга. Кислород жил около самой земли и тоже не
имел друзей. Водород облетел все верхние слои атмосферы, но не нашел себе друга, он
хотел спустится ниже, но не смог, так как был очень легок. Вдруг подул сильный ветер,
кислород взлетел вверх, и столкнулся с водородом. В тот же миг образовалась капелька
воды. Водород и кислород были страшно рады встрече, с тех пор они неразлучные
друзья. А капелька воды упала на землю и из-под камня забил ручеек. Он был прозрачный,
голубой как небо, быстрый как горная река. Родничок утолял жажду путников и тихо
журча, слушал их.
? Как образовалась вода родничка?
? Напишите уравнение реакции.
? Рассчитайте количество вещества водорода необходимое для получения одного ведра
воды.
3 . Приключения внука бабушки Химии.
Давным-давно это было, жила-была бабушка Химия. У нее было много внуков и внучек,
одним из них был мальчик по имени ________________.
Он был маленький и легкий, самый легкий из всех ее питомцев. Но это не огорчало
бабушку, потому, что внук был очень послушен. Как и всем мальчикам бабушка не
разрешала ему пользоваться огнем и уходить далеко от дома. Но однажды внучек
заигрался в лесу и попал в руки разбойников. Они кричали, что с помощью этого ребенка
можно получить металлы из________, воду, взлететь на небеса, мальчик дрожал от страха.
Но случайность спасла его. В пещеру ворвалась другая группа разбойников, которая
тащила нового пленника. Вдруг раздался страшный крик! На лице и теле разбойников
появились страшные ожоги. Внук не понял причины переполоха, но вдруг он разглядел,
что на столе стоит огромный котел, в котором что-то бурлит, вылетает огонь, искры,
пламя. Довольно быстро все затихло. Внук вспомнил рассказ бабушки Химии и понял
причину ожогов на телах разбойников. Разбойники долго не могли понять, куда исчез
незнакомец. Внук, испугавшись, что сейчас расправятся и с ним, решил спрятаться. В
пещере вдоль стен стояло много всяких сосудов, пузырьков с разноцветными жидкостями.
В дальнем углу виднелся кувшин с надписью «О», он был пуст. Внук кинулся туда, не
обращая внимание,
на огонь, пламя которого лизнуло его ноги, прыгнул в кувшин. Раздался страшный взрыв,
разбойники в страхе разбежались.
Вопросы: 1.Как звали внука бабушки Химии?
2.Как звали второго пленника?
3.Почему исчез незнакомец при попадании в воду?
4.Почему взорвался кувшин?
5.Напишите уравнения реакций.
6.Рассчитайте количество вещества гидроксида натрия, который образуется при
получении 4 моль водорода.
Качественные экспериментально - выполняемые задачи по теме: Водород
1.Используя в лаборатории реакцию взаимодействия цинка с разбавленной серной
кислотой получить водород доказать опытным путем его наличие.
2.Составьте уравнения реакций получения водорода взаимодействием железа и алюминия
с хлороводородной кислотой. Не прибегая к расчетам, определите, в случае какого металла
количество образующегося водорода будет больше, если количества металлов равны.
Расчетные экспериментально - выполняемые задачи по теме: Водород
Смесь 5 моль водорода и 4 моль кислорода взорвали. Вычислите объем образовавшегося
хлороводорода и объем оставшегося реагента после реакции, если объемы газов даны при
одинаковых условиях.
Для учителя очень важно вызвать яркий эмоциональный отклик в душе ученика. Так как
это побуждает учиться с интересом, вовлекает в активную работу, включает в процесс
познания.
На уроках использую занимательные факты из жизни ученых-химиков, легенды и
предания об открытиях некоторых веществ и элементов, загадки о химических веществах,
их свойствах и явлениях, о химических терминах и формулах. Я много лет собираю
занимательные факты из разных источников, некоторые из них рифмую, облекая в
стихотворную форму, так как практика показывает, что это позволяет активизировать
внимание учащихся на уроке. Такой материал предполагает использование его не только
на разных этапах урока, но на разных видах уроков: вводном, самом первом в теме с
целью заинтересовать учащихся содержанием темы; обобщающем, когда подводится итог
и ученики, могут использовать свои знания, чтобы объяснить предлагаемые им факты.
Желание каждого учителя – привить интерес и любовь к предмету. Как бы не проводился
урок химии, поток информации очень велик, термины, определения, формулы – все это
создает перегрузку, а значит, ухудшается усвоение материала. Снять усталость,
эмоционально настроить учащихся на дальнейшую работу помогает художественное,
литературное оформление урока химии. Я часто использую стихотворения, предлагаемые
в методических пособиях, но и большое их количество пишу сама. В данном проекте так
же представлены мои стихи.
Например:
Профессор ботаники, врач Резерфорд –
(судьба с ним сыграла интересную штуку).
Открыл газ «удушливый» в воздухе
И с тех пор –
Ученым-химиком вошел в мировую науку.
Назвал азотом этот газ
француз Лавуазье,
«Безжизненным» - признал он элемента,
Который уступает кислороду, углероду, водороду, лишь, - в белке,
Является основой каждого фермента. (8 класс, тема «Получение азота»).
Гамбургский купец – Бранд Хеннинг
В надежде избежать в финансах – разоренья,
Стал счастье пытать в алхимии,
Чтоб сохранить свои владения.
Решил найти он «философский камень»,
Что в золото – металлы обращает.
Для этого – «мочу – в огонь и пламень!»,
Потом с углем, песком, осадок тот мешает.
Без воздуха, в запаянной реторте,
Настойчиво и долго нагревает…
О, бог и дьявол, меж собой не спорьте:
Вот оно чудо! Светится, сияет!
Так белый фосфор был открыт случайно.
Принес успех тот опыт и вознагражденье.
Хранил купец-алхимик свято эту тайну.
Дороже золота он продавал изобретенье (8-9 класс. «Азот и фосфор».)
«Озон»
Гроза отшумела, дышится легко,
Прозрачен воздух, напоенный свежестью,
И после страшной бури – удивительно светло,
Спокойно, радостно, и наполняет нежностью.
А чувство это – результат реакции химической:
Кислород----------молнии разряд-------озон – процесс эндотермический.
Способствует жизни двуликий озон.
Убийца живого – необходим для жизни он. (8 класс, «Аллотропные видоизменения
кислорода»).
Работа с загадками, на мой взгляд, помогает развивать у школьников наблюдательность,
сообразительность и находчивость. Для того, чтобы отгадать загадку ученик должен
хорошо знать материал учебника, программы, читать дополнительную литературу.
Предлагаю в проекте материал, который можно использовать на уроках и во внеклассной
работе. Загадки помогут «оживить» такие части урока, как опрос и закрепление
изученного, могут быть использованы в играх и групповой работе, а также как
проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала.
Он растет на нашей грядке
И содержит кислоту
Я люблю пирог с ним сладкий
Хоть и щиплет он во рту. (щавель, щавелевая кислота)
Это бесцветное, кристаллическое вещество
Прочно в нашу жизнь вошло.
Супчик надо посолить –
Беру … (натрия хлорид)
Вкус … кислоты
Знаю я, и знаешь ты.
Ряженка, кефир, сметана
Её лучшая реклама. (молочной)
Такие уроки требуют большой подготовки, но в работе учителя нет ничего легкого.
Качественно изменяется характер психической деятельности личности ребенка.
Активизируются мыслительные процессы учащихся: память, внимание, воображение.
Возрастает мотивация к познанию и творчеству в процессе изучения предметного
материала. Продолжают формирование учебно-познавательные компетентности учащихся
в условиях активизации внимания и эмоционального подъема. Наградой служит то, что
такой трудный предмет химия – является любимым предметом ученика.
.
, дышится легко,
Прозрачен воздух, напоенный
свежестью,
И после страшной бури – удивительно
светло,
Спокойно, радостно, и наполняет
нежностью.
А чувство это – результат реакции
химической:
Кислород----------молнии разряд-------озон
– процесс эндотермический.
Способствует жизни двуликий озон.
Убийца живого – необходим для жизни
он.
(8 класс, «Аллотропные видоизменения
кислорода»).
зон»
Гроза отшумела, дышится легко,
Прозрачен воздух, напоенный
свежестью,
И после страшной бури – удивительно
светло,
Спокойно, радостно, и наполняет
нежностью.
А чувство это – результат реакции
химической:
Кислород----------молнии разряд-------озон
– процесс эндотермический.
Способствует жизни двуликий озон.
Убийца живого – необходим для жизни
он.
(8 класс, «Аллотропные видоизменения
кислорода»).