Автор: Молитвик Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 127 "Берёзка" Населённый пункт: г. Брянск Наименование материала: конспект занятия Тема: "Жизнь перелетных птиц в разное время года" Раздел: дошкольное образование
целостной картины мира в старшей группе «Жизнь перелетных птиц в разное время
года». Лариса Николаевна Молитвик
воспитатель МБДОУ детского сада №127 «Березка» г. Брянска
Программные задачи. Способствовать формированию обобщенных представлений детей о
птицах; как птицы приспособлены к жизни в разное время года. Уточнить названия и отметить
особенности часто встречающихся перелетных птиц. Развивать умение сравнивать разных птиц,
выделяя общее и различия. Воспитывать желание помогать и заботиться о пернатых друзьях.
Предварительная работа.
- Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке. Рассматривание
иллюстраций. Работа в дневнике наблюдений. Заучивание стихов, загадок о птицах. Чтение
энциклопедической и художественной литературы.
Материал. Проектор, экран, конверт с загадками,мнемотаблицы, иллюстрации с изображением
птиц, разрезные картинки птиц, карточки с различным видом корма для птиц.
Ход занятия.
Восп.: Посмотрите, пока мы здесь играли, Варя нашла конверт. Здесь написан адрес детского
сада, но не написано от кого это письмо. Посмотрим, что же в нем? Дети: Посмотрим.
Восп.: А здесь загадка. Гостьи к нам пришли: первая – седая,
А за нею – молодая, третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Если мы отгадаем эту загадку, то поймем, кто же передал нам этот конверт. Догадались?
Дети: Времена года. Зима, весна, лето, осень.
Восп.: Правильно. Это времена года прислали нам письмо. Посмотрим, что же в нем. Времена
года зашифровали свою загадку. Давайте подумаем, что же обозначают эти знаки?
Выставляются мнемотаблицы с изображениями частей тела птиц.
- Кто это? Кто здесь зашифрован? Ребенок: Птица
- Почему ты так решил?
Ребенок: Потому что у птиц есть клюв, два крыла, с помощью которых они летают, хвост,
который служит рулем и помогает птицам при полете, перья – спасают от холода и служат
защитной окраской.
Восп. : Здесь еще загадки. Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на
юг, Пожелтели лес и луг. (Осень)
Восп.: О каком времени года загадка? Дети: Об осени.
Восп.: Осень нам прислала фотографии птиц и просит вас назвать и показать перелетных птиц.
- Ребята внимательно посмотрите и назовите только перелетных птиц.
Дети называют перелетных птиц и показывают их.
- А как, Никита, ты догадался, что это ласточка? По каким приметам?
Ребенок: У ласточки удлиненное туловище, длинные узкие крылья, хвост с вырезом, слегка
приплюснутая голова и короткий клюв.
Восп.: Кто это? Дети: Скворец . Восп.: Рома, что можешь рассказать о скворце?
Ребенок: Скворец – красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный
клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли
червяков.
Восп.: Каких птиц называют насекомоядными? Почему?
Ребенок: Птиц называют насекомоядными, потому что они питаются насекомыми. Это ласточки,
жаворонки, скворцы.
Восп.: Молодцы! Осенью, первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки,
скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы
питаются насекомыми, они называются насекомоядными. В золотые осенние дни собрались к
отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в
дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак.
Восп.: Кого называем водоплавающими? Почему?
Ребенок: Водоплавающие птицы – это дикие утки и гуси, они обитают на реках и озерах.
Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются
водоплавающие.
Восп.: Послушайте стихотворение Н. Грибчева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой- ой – ой!
Даже белые берёзы
В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из тепла
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
«Не дожить мне до весны!»
Восп.: О каких птицах идет речь в стихотворении? Ребенок: О зимующих.
Восп.: Ребята, кто же может помочь птицам зимой? Дети: Люди
Восп.: Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог
каждый час! Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Серёжа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Овса две горсти-
Собирайтесь гости!
Восп.: Ребята, а вы хотите помочь птицам? Дети: Да!
Восп.: Давайте сейчас мы с вами угостим птиц тем, что они больше всего любят. У вас
карточки с изображением птиц и корм, которым питаются птицы. Вам нужно к
определенной птице подобрать тот корм, который она больше всего любит.
- Соня, какие у тебя птицы? (ответ)
- Что же они больше всего любят?
- Диана, а у тебя?
Восп.: Молодцы! Всех накормили, и я точно знаю, каких птиц и чем вы будете угощать.
Восп.: Встаньте дети, повернитесь, в наших друзей птиц превратитесь.
Физкультурная пауза.
Полетели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди смотрели.
Сели, поклевали, зернышки собрали.
Песенку пропели и снова полетели.
Восп.: Встаньте, повернитесь, в наших деток превратитесь.
Восп.: А когда вернутся птицы? Дети: Весной.
Восп.: Правильно. И Весна вам приготовила игру «Прилетели птицы!». Я буду читать
стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу,
то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Мухи и стрижи… (дети хлопают мухи)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Аисты, вороны, галки, макароны! (дети
хлопают макароны)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Чибисы, чижи, сойки и ужи. (дети хлопают
ужи)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Чайки, пеликаны, майки и орланы.
(хлопают майки)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Цапли, соловьи, окуни и воробьи (дети
хлопают окуни)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Утки, гуси, совы, ласточки, коровы. (дети
хлопают коровы)
Прилетели птицы: голуби, синицы.
Чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки. (дети хлопают комары
– насекомые)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки
и стрижи, чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, лебеди, скворцы… Все
вы молодцы!
Восп.: У нас в конверте осталась последняя загадка. О чем она? Вам интересно!
Дети: Да!
Восп.: Мне тепла для вас не жалко, С юга я пришло с жарой, Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой, Землянику в кузовке И купание в реке. Дети: Лето!
Восп.: Лето предлагает вам игру «Четвертый лишний». Подойдите к столам, у каждого
карточки с изображением четырех птиц. Вы должны отобрать лишнюю птицу и сказать,
почему она здесь лишняя.
Сорока, скворец, курица, журавль
(курица домашняя птица)
Ворона, синица, воробей, соловей
(соловей перелетная)
Сорока, скворец, трясогузка, утка
(сорока зимующая)
Сова, журавль, дятел, голубь (журавль
перелетная)
Воробей, соловей, ворона, кукушка
(кукушка не вьет гнезда)
Утка, лебедь, ворона, гусь (ворона
зимующая)
Восп.: Молодцы, ребята, вы справились с заданием, которое приготовило для вас Лето.
Восп.: Лето приготовило для вас сюрприз – вот такая чудесная шкатулка.
- Как вы думаете, что же в ней? Предположения детей. (угощение, птицы, ягоды)
Воспитатель открывает шкатулку, в ней карточки с изображением птиц.
Восп.: Ребята, для чего лето прислало нам карточки?
Ответы детей: чтобы сделать дидактическую игру, лесную газету, дневник наблюдений,
альбом.
Восп.: Да! Лето предлагает нам оформить альбом о птицах, чтобы мы в будущем
знакомились с новыми перелетными птицами и не забывали о них заботиться и помогать им
в любое время года.
Восп.: Ребята, скажите, пожалуйста, о ком сегодня мы беседовали?
Что узнали нового?
Что было для вас самым интересным на занятии?