Напоминание

"Жизнь перелетных птиц в разное время года"


Автор: Молитвик Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 127 "Берёзка"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Жизнь перелетных птиц в разное время года"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

непосредственно

образовательной

деятельности

по

формированию

целостной картины мира в старшей группе «Жизнь перелетных птиц в разное время

года».
Лариса Николаевна Молитвик воспитатель МБДОУ детского сада №127 «Березка» г. Брянска
Программные задачи.
Способствовать формированию обобщенных представлений детей о птицах; как птицы приспособлены к жизни в разное время года. Уточнить названия и отметить особенности часто встречающихся перелетных птиц. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Воспитывать желание помогать и заботиться о пернатых друзьях.
Предварительная работа.
- Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке. Рассматривание иллюстраций. Работа в дневнике наблюдений. Заучивание стихов, загадок о птицах. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
Материал.
Проектор, экран, конверт с загадками,мнемотаблицы, иллюстрации с изображением птиц, разрезные картинки птиц, карточки с различным видом корма для птиц.
Ход занятия.

Восп.:
Посмотрите, пока мы здесь играли, Варя нашла конверт. Здесь написан адрес детского сада, но не написано от кого это письмо. Посмотрим, что же в нем?
Дети:
Посмотрим.
Восп.:
А здесь загадка. Гостьи к нам пришли: первая – седая, А за нею – молодая, третья ярко расцветает, А четвертая рыдает. (Зима, весна, лето, осень) Если мы отгадаем эту загадку, то поймем, кто же передал нам этот конверт. Догадались?
Дети:
Времена года. Зима, весна, лето, осень.
Восп.:
Правильно. Это времена года прислали нам письмо. Посмотрим, что же в нем. Времена года зашифровали свою загадку. Давайте подумаем, что же обозначают эти знаки? Выставляются мнемотаблицы с изображениями частей тела птиц. - Кто это? Кто здесь зашифрован?
Ребенок:
Птица - Почему ты так решил?
Ребенок:
Потому что у птиц есть клюв, два крыла, с помощью которых они летают, хвост, который служит рулем и помогает птицам при полете, перья – спасают от холода и служат защитной окраской.
Восп.
: Здесь еще загадки. Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. (Осень)
Восп.:
О каком времени года загадка?
Дети:
Об осени.
Восп.:
Осень нам прислала фотографии птиц и просит вас назвать и показать перелетных птиц. - Ребята внимательно посмотрите и назовите только перелетных птиц. Дети называют перелетных птиц и показывают их. - А как, Никита, ты догадался, что это ласточка? По каким приметам?
Ребенок:
У ласточки удлиненное туловище, длинные узкие крылья, хвост с вырезом, слегка приплюснутая голова и короткий клюв.
Восп.:
Кто это?
Дети:
Скворец .
Восп.:
Рома, что можешь рассказать о скворце?
Ребенок:
Скворец – красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.

Восп.:
Каких птиц называют насекомоядными? Почему?
Ребенок:
Птиц называют насекомоядными, потому что они питаются насекомыми. Это ласточки, жаворонки, скворцы.
Восп.:
Молодцы! Осенью, первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак.
Восп.:
Кого называем водоплавающими? Почему?
Ребенок:
Водоплавающие птицы – это дикие утки и гуси, они обитают на реках и озерах. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
Восп.:
Послушайте стихотворение Н. Грибчева. Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой- ой – ой! Даже белые берёзы В серой корке ледяной. Даже белки – непоседки В ожидании тепла Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из тепла И голодная синица Тихо плачет у окна: «Негде греться и кормиться, Ни козявки, ни зерна. День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны, Замерзаю, голодаю, «Не дожить мне до весны!»
Восп.:
О каких птицах идет речь в стихотворении?
Ребенок:
О зимующих.
Восп.:
Ребята, кто же может помочь птицам зимой?
Дети:
Люди
Восп.:
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! Послушайте продолжение стихотворения. И сказал Серёжа: «Ладно! Потерпи недолгий срок…» И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток. Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис, Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист. А на лист – зерна, А на лист – пшена, Овса две горсти- Собирайтесь гости!
Восп.:
Ребята, а вы хотите помочь птицам?
Дети:
Да!
Восп.:
Давайте сейчас мы с вами угостим птиц тем, что они больше всего любят. У вас карточки с изображением птиц и корм, которым питаются птицы. Вам нужно к определенной птице подобрать тот корм, который она больше всего любит. - Соня, какие у тебя птицы? (ответ) - Что же они больше всего любят? - Диана, а у тебя?
Восп.:
Молодцы! Всех накормили, и я точно знаю, каких птиц и чем вы будете угощать.
Восп.:
Встаньте дети, повернитесь, в наших друзей птиц превратитесь.
Физкультурная пауза.
Полетели птички, собой невелички. Как они летели, все люди смотрели. Сели, поклевали, зернышки собрали. Песенку пропели и снова полетели.
Восп.:
Встаньте, повернитесь, в наших деток превратитесь.
Восп.:
А когда вернутся птицы?
Дети:
Весной.

Восп.:
Правильно. И Весна вам приготовила игру «Прилетели птицы!». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши. Прилетели птицы: голуби, синицы. Мухи и стрижи… (дети хлопают мухи) Прилетели птицы: голуби, синицы. Аисты, вороны, галки, макароны! (дети хлопают макароны) Прилетели птицы: голуби, синицы. Чибисы, чижи, сойки и ужи. (дети хлопают ужи) Прилетели птицы: голуби, синицы. Чайки, пеликаны, майки и орланы. (хлопают майки) Прилетели птицы: голуби, синицы. Цапли, соловьи, окуни и воробьи (дети хлопают окуни) Прилетели птицы: голуби, синицы. Утки, гуси, совы, ласточки, коровы. (дети хлопают коровы) Прилетели птицы: голуби, синицы. Чибисы, чижи, галки и стрижи, Комары, кукушки. (дети хлопают комары – насекомые) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Восп.:
У нас в конверте осталась последняя загадка. О чем она? Вам интересно!
Дети:
Да!
Восп.:
Мне тепла для вас не жалко, С юга я пришло с жарой, Принесло цветы, рыбалку, Комаров звенящий рой, Землянику в кузовке И купание в реке.
Дети:
Лето!
Восп.:
Лето предлагает вам игру «Четвертый лишний». Подойдите к столам, у каждого карточки с изображением четырех птиц. Вы должны отобрать лишнюю птицу и сказать, почему она здесь лишняя.  Сорока, скворец, курица, журавль (курица домашняя птица)  Ворона, синица, воробей, соловей (соловей перелетная)  Сорока, скворец, трясогузка, утка (сорока зимующая)  Сова, журавль, дятел, голубь (журавль перелетная)  Воробей, соловей, ворона, кукушка (кукушка не вьет гнезда)  Утка, лебедь, ворона, гусь (ворона зимующая)

Восп.:
Молодцы, ребята, вы справились с заданием, которое приготовило для вас Лето.
Восп.:
Лето приготовило для вас сюрприз – вот такая чудесная шкатулка. - Как вы думаете, что же в ней? Предположения детей. (угощение, птицы, ягоды) Воспитатель открывает шкатулку, в ней карточки с изображением птиц.
Восп.:
Ребята, для чего лето прислало нам карточки?
Ответы детей:
чтобы сделать дидактическую игру, лесную газету, дневник наблюдений, альбом.
Восп.:
Да! Лето предлагает нам оформить альбом о птицах, чтобы мы в будущем знакомились с новыми перелетными птицами и не забывали о них заботиться и помогать им в любое время года.
Восп.:
Ребята, скажите, пожалуйста, о ком сегодня мы беседовали? Что узнали нового? Что было для вас самым интересным на занятии?


В раздел образования