"Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми"
Автор: Глядченкова Анна Валериевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЧДОУ "детский сад №9 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Населённый пункт: город Тосно,Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми" Раздел: дошкольное образование
занятиях и в повседневной жизни с детьми
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений
интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к
малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Эта проблема очень
актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за
рубежом.
Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Н.М. Аксарина,
В.В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и
психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом,
а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем
возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит
дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У
ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение,
развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность
воспринимать мир и действовать по представлению . Появление некоторых обобщенных
знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с
окружающим миром через устное народное творчество.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает
интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические
возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь
малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во
всестороннем развитии.
Устное народное творчество
служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное
влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает
воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это
целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует
с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со
своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом
вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и
выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к
тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления
определили отбор произведений детского фольклора. На своих занятиях я очень много
использую материала из народного творчества. Очень удобно дать ребенку для
автоматизации того или иного звука уже готовую потешку или закличку,
песенку, потешку, прибаутку, сказочку. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,
бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами,
ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных,
прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово.
В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела",
"Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась
радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-
рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). А как приятно слышать, когда
дети пересказывают русские народные сказки . После их прочтения у детей сразу
возникает образ: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька
- мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит -
деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.
Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а
котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения
познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для
развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в
воспитании детей.
Педагоги должны знать уровень развития своего ребенка и преподносить
произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского
восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы
в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы.
Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных
образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со
взрослым и взять на себя любую роль.
При исполнении народного произведения важно и должно обеспечить понимание
смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению
тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком,
развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в
образовательном учреждении (в детском саду). В период привыкания к новой
обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми,
взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет
установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока
еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные
произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в
адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
К сожалению словарный запас речевых детей не велик, реальный мир воспринимается
своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей и
интонация, с которой они произносятся , должна быть понятна детям. Простые, короткие,
они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,
успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Педагоги могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые
обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
или:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подготовке детей ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают
вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее
спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия,
доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то
остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".
Взрослые могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать
возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве "Моя доченька"
малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая...".
В развлечении "Солнышко, загляни в окошечко":
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить. На
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно
описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему
живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
!!!!!!!
В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его
внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность,
занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить,
что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.Мы подобраем
соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые
помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений
народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В
книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки,
книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек,
прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же
произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают
иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала,
более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.
Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь,
эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или
проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - "пшеничный колосочек,
лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает
напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих
малыша. Прекрасно, если родители и педагоги наполняют жизнь ребенка светом добра и
ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами
радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал.Народное поэтическое слово,
образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
Приложение
***
Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды!
Наши гуленьки в верху -Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя - петушок
Ранним-рано по утру
Нам споет - ку-ка-ре-ку!
***
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Ранним-рано по утру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!"
Ты, Буренушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
***
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку -на донышко!
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
***
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять:
"Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай".
***
Баю-баюшки-баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Я тебе-то уж, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ,топ,топ, Топ,топ,топ.
Маленькие ножки Бежали по дорожке:
Топ,топ,топ,топ,топ,
Топ,топ,топ,топ,топ.
***
Этот пальчик - детка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот- наш малыш,
И зовут его Денис!
***
Топ-топ по земле –
Ведь земля-то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем Кашу ел.
С этим братцем песни пел.
***
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
***
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Отрыла ставенку:
"Здравствуй, солнышко –
Колоколнышко!"
***
- Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем идешь?
- За водой.
- Курочка- рябушечка,
Зачем тебе вода?
- Цыплят поить.
Они пить хотят,
На всю улицу пищат:
Пи-пи-пи!
***
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставенку,
Засыпай,
Бай-бай.