Напоминание

"Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми"


Автор: Глядченкова Анна Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЧДОУ "детский сад №9 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Населённый пункт: город Тосно,Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование устного народного творчества на

занятиях и в повседневной жизни с детьми
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Эта проблема очень актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Н.М. Аксарина, В.В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению
. Появление некоторых обобщенных

знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с

окружающим миром через устное народное творчество.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Устное народное творчество
служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. На своих занятиях я очень много использую материала из народного творчества. Очень удобно дать ребенку для автоматизации того или иного звука уже готовую потешку или закличку, песенку, потешку, прибаутку, сказочку. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка- рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). А как приятно слышать, когда дети пересказывают русские народные сказки . После их прочтения у детей сразу
возникает образ: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Педагоги должны знать уровень развития своего ребенка и преподносить

произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского

восприятия.
В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения важно и должно обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в

образовательном учреждении (в детском саду).
В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка. или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!
К сожалению словарный запас речевых детей не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей и интонация, с которой они произносятся , должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Педагоги могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

На деточка пойдет,

Через киску упадет! или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.
или:
Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.
При подготовке детей ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач". Взрослые могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая...". В развлечении "Солнышко, загляни в окошечко":
Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить. На
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,

Золотой гребешок,


Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.
!!!!!!! В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.Мы подобраем соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и педагоги наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал.Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
Приложение

*** Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки в верху -Грру-грру-грру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя - петушок Ранним-рано по утру Нам споет - ку-ка-ре-ку! *** Ой, люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам Да расти по часам. *** Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? *** Ранним-рано по утру Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!" А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му!" Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. *** Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малые ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье. *** Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять: "Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай". *** Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченьку качать. Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу: Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси. *** Большие ноги Шли по дороге: Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ,топ,топ,топ,топ, Топ,топ,топ,топ,топ. *** Этот пальчик - детка, Этот пальчик - бабка, Этот пальчик - папенька, Этот пальчик - маменька, А вот этот- наш малыш, И зовут его Денис! *** Топ-топ по земле – Ведь земля-то наша, И для нас на ней растут Пироги и каша! *** Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки, Ждут малолетки. *** Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая.
*** Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Кашу ел. С этим братцем песни пел. *** Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка. *** Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала маменька, Отрыла ставенку: "Здравствуй, солнышко – Колоколнышко!" *** - Курочка-рябушечка, Куда идешь? - На речку. - Курочка-рябушечка, Зачем идешь? - За водой. - Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода? - Цыплят поить. Они пить хотят, На всю улицу пищат: Пи-пи-пи! *** Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставенку, Засыпай, Бай-бай.


В раздел образования