"Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников"
Автор: Полякова Светлана Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЧДОУ "детский сад №9 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Населённый пункт: Тосно, Ленинградская обл, Россия Наименование материала: методическая разработка-презентация Тема: "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
дошкольников
(консультация для
воспитателей)
Культура речи – это умение правильно,
т.е. соответственно с содержанием
излагаемого, с учетом условий речевого
общения и цели высказывания,
пользоваться всеми звуковыми
средствами ( в том числе интонацией,
лексическим запасом, грамматическими
фактами)
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель
должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его
основные компоненты:
-звуковысотный слух
-слуховое внимание
-восприятие темпа и ритма речи
2.
Формировать произносительную сторону речи:
-учить детей правильному произношению всех звуков родного
языка;
-развивать артикуляционный аппарат;
-работать над речевым дыханием;
-вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с
условиями общения;
-вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также
слова и фразы в целом, т.е хорошую дикцию;
-формировать нормальный темп речи
3. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е умение
выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических
пауз, ударений, мелодики, темпа , ритма и тембра
КО МНЕ СЕГОДНЯ \ ПРИДУТ ГОСТИ
(РАДОСТНО, ГРОМКО)
КО МНЕ СЕГОДНЯ \ ПРИДУТ ГОСТИ
(ОГОРЧЕННО, ТИХО)
Как проводить работу по звуковой культуре речи?
1. На занятиях, которые проводятся , как
самостоятельные занятия по ЗКР
2. Различные разделы по звуковой культуре
могут быть включены в содержание занятий
3.Отдельные разделы по ЗКР включаются в
музыкальные занятия (слушание музыки,
пение, музыкально-ритмические движения)
4. Дополнительная работа вне занятий
(различные игры, упражнения в игровой
форме)
Методы для воспитания звуковой культуры:
Дидактические игры
(«Чей домик?»)
Подвижные и хороводные игры с текстом
(«Каравай»)
Дидактические рассказы
с включением учебных заданий детям
(повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса)
Метод упражнений
(заучивание и повторение знакомых
скороговорок, игровое упражнение «Подуем на снежинки»и др.
Пользуясь указанными методами воспитатель
применяет разнообразные приемы,
непосредственно влияющие на
произносительную сторону речи
•
образец правильного произношения;
•
краткое или развернутое объяснение;
•
утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование
звука;
•
образное называние звука или звукосочетаний (З-З-З – песенка комара, туп-туп
– топает козленок);
•
хоровые и индивидуальные повторения
•
обоснование необходимости выполнения заданий педагога
•
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь
(незамедлительное повторение ребенком речи образца);
•
оценка ответа или действия исправления;
•
образная физкультурная пауза;
•
показ артикуляционных движений,
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится
последовательно, систематично. От одного возрастного периода
к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает
навыками в доступной для него форме, используются
разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от
одной возрастной группы к другой.
Младшая
группа
Старшая группа
Старшая группа
Средняя
группа
Подготовительн
ая группа
Подготовительн
ая группа
работы по ЗКР в младшей группе
(дети 3-4 лет)
Основные направления работы:
Формирование правильного произношения
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи
(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
Развитие мелкой моторики
Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки. Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать
способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Развитие артикуляторного аппарата:
В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна!
Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные
упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как
паузы для отдыха .Необходимо наличие:
-картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики
сказки о « Весёлом язычке»
-материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при
произношении изучаемых звуков
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
В группе должны быть игры и игровой материал для развития
длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики,
снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание,
воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…)
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные
бусы, ...
пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек»
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая
парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн, «Прищепки»,«Составь
цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты»,
«Найди сюрприз» «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
работы по ЗКР в средней группе
(дети 4-5лет)
Основные направления работы:
Формирование правильного произношения
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи
(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка
дикции)
Развитие мелкой моторики
Работа над морфологическим рисунком слова
Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих
речевых навыков:
Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки...) Вести работу по воспроизведению серии звуков.
Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном
темпе.
Дидактические игры на развитие слухового внимания:
«Повтори за мной» («Попугай»
,
«Магнитофон»), «Продавец и покупатель»,
«Телефон», «Кто что услышал?» , «Кто позвал?» , «Где звучит?» , «Жмурки»
(со звучащими предметами, с голосом , «Эхо» , «Найди ошибку», стихи,
небылицы...
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«С какого звука начинается твоё имя?», «Найди ошибку и назови слово
правильно», «Рифмушки» , «Испорченный телефон», «Выдели голосом»
(произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука –
ззззайка, коззза,...)
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
- картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики
- сказки о « Весёлом язычке»
- материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при
произношении изучаемых звуков
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития
длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики,
снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание,
надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты,
дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
- Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» «Насос»,
«Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?», « Узнай по запаху» (любые
ароматы ), «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?»
(сдувать лёгкий шарф..., «Пузырь.»
- Дидактические игры для развития речевого дыхания:
«Придумай фразу», «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу 3-5 слов),
«Определи место игрушки»
Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (Подбирать
слова со сложной слоговой структурой). Игры – драматизации («Три
медведя», «Волк и семеро козлят», хороводные игры, ролевые игры
( «Телефон»,…). « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом
слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены
говорить медленно).
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, ...
- пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек»
работы по ЗКР в старшей группе
(дети 5-6лет)
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех
звуков родной речи
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи (высота и
сила голоса,
словесное ударение, ( выработка дикции)
Развитие мелкой моторики
Работа над морфологическим рисунком слова
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех
звуков родной речи
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи (высота и
сила голоса,
словесное ударение, ( выработка дикции)
Развитие мелкой моторики
Работа над морфологическим рисунком слова
Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих
речевых навыков:
Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и
воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать
способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих
речевых навыков:
Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и
воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать
способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
- Дидактические игры на развитие слухового внимания:
«Повтори за мной» («Попугай»
,
«Магнитофон»), «Продавец и
покупатель»,«Кто что услышал?» «Кто позвал?» , «Где звучит?» ,
«Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом , стихи, небылицы...
- Дидактические игры на развитие слухового внимания:
«Повтори за мной» («Попугай»
,
«Магнитофон»), «Продавец и
покупатель»,«Кто что услышал?» «Кто позвал?» , «Где звучит?» ,
«Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом , стихи, небылицы...
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Загадки слов» «Цепочки слов» , «Следы слова», «С какого звука
начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови
слово правильно» «Какой звук пропал в слове?» «Волшебный коврик»,
«Рифмушки»
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Загадки слов» «Цепочки слов» , «Следы слова», «С какого звука
начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови
слово правильно» «Какой звук пропал в слове?» «Волшебный коврик»,
«Рифмушки»
Дидактические игры и упражнения:
Игры для дифференциации звуков - логопедическое лото, домино,
«Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный
мешочек», «Звуковые часы», «Чей рассказ лучше?» , «Я знаю 5 названий... »,
«Назови продукты» , «Угадай последнее слово» (дополнение
стихотворений, фраз , «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов
с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать
с любыми дифференцируемыми звуками) , «Кто больше вспомнит?»
(подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из
фраз нужные слова» , «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным
звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным
картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на
дифференциацию звуков.
Дидактические игры и упражнения:
Игры для дифференциации звуков - логопедическое лото, домино,
«Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный
мешочек», «Звуковые часы», «Чей рассказ лучше?» , «Я знаю 5 названий... »,
«Назови продукты» , «Угадай последнее слово» (дополнение
стихотворений, фраз , «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов
с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать
с любыми дифференцируемыми звуками) , «Кто больше вспомнит?»
(подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из
фраз нужные слова» , «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным
звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным
картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на
дифференциацию звуков.
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики
сказки о « Весёлом язычке»
Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание
уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики
сказки о « Весёлом язычке»
Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание
уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития
длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики,
снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание,
надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты,
дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития
длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики,
снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание,
надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты,
дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры -
драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением»,
«Выдели голосом слово во фразе, «Испорченный телефон», «Кот и мыши»
(дети вынуждены говорить медленно)
Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры -
драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением»,
«Выдели голосом слово во фразе, «Испорченный телефон», «Кот и мыши»
(дети вынуждены говорить медленно)
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких
бусин.
пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек»
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких
бусин.
пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек»
работа по ЗКР в подготовительной группе
(дети 6-7лет)
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех
звуков родной речи
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи
(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
Развитие мелкой моторики
Работа над морфологическим рисунком слова
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех
звуков родной речи
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
Работа над интонационной выразительностью речи
(высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
Развитие мелкой моторики
Работа над морфологическим рисунком слова
Дидактические игры и упражнения
Игры для дифференциации звуков , логопедическое лото, домино,
«Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей домик?», «Кто быстрее
соберёт вещи?» «Найди пару», «Магазин», «Поезд» , «Найди место
картинке» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты», «Угадай
последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз, «Кто больше увидит?»
(нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?»
(аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками),
«Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным
звуком), «Выдели из фраз нужные слова», «Кто больше услышит?» (выбор
слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление
предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок,
инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков .
Дидактические игры и упражнения
Игры для дифференциации звуков , логопедическое лото, домино,
«Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей домик?», «Кто быстрее
соберёт вещи?» «Найди пару», «Магазин», «Поезд» , «Найди место
картинке» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты», «Угадай
последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз, «Кто больше увидит?»
(нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?»
(аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками),
«Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным
звуком), «Выдели из фраз нужные слова», «Кто больше услышит?» (выбор
слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление
предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок,
инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков .
Игры и игровые упражнения,
используемые для развития общих речевых навыков:
Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и
воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к
воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Игры и игровые упражнения,
используемые для развития общих речевых навыков:
Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов
(молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан,
погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и
воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к
воспроизведению серий звуков в различном темпе.
- Дидактические игры на развитие слухового внимания:
- Дидактические игры на развитие слухового внимания:
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Волшебные кубики», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери
пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» , «Какой звук
пропал в слове?» ), «Рифмушки» «Повтори за мной» («Попугай»
,
«Магнитофон»), «Продавец и покупатель», «Телефон», «Кто что услышал?»,
«Кто позвал?», «Где звучит, «Жмурки» (со звучащими предметами, стихи,
небылицы.)..
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
«Волшебные кубики», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери
пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» , «Какой звук
пропал в слове?» ), «Рифмушки» «Повтори за мной» («Попугай»
,
«Магнитофон»), «Продавец и покупатель», «Телефон», «Кто что услышал?»,
«Кто позвал?», «Где звучит, «Жмурки» (со звучащими предметами, стихи,
небылицы.)..
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного
плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки,
игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные
игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…)
Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного
плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки,
игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные
игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…)
Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики.
сказки о « Весёлом язычке»
Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание
уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики.
сказки о « Весёлом язычке»
Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание
уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
- Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» « Чей пароход лучше
гудит?» « Узнай по запаху», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку),
«Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф)
- Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
«Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» « Чей пароход лучше
гудит?» « Узнай по запаху», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку),
«Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф)
- Дидактические игры для развития речевого дыхания:
«Придумай фразу» , «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу),
«Определи место игрушки»
- Дидактические игры для развития речевого дыхания:
«Придумай фразу» , «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу),
«Определи место игрушки»
Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры -
драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением»,
«Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет»,
«Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить
медленно), «Вьюга»
Работа над выразительностью речи:
(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры -
драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением»,
«Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет»,
«Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить
медленно), «Вьюга»
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких
бусин, ...
пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек».
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких
бусин, ...
пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из
палочек».
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая
парная мелочь), «Сухой пальчиковый, «Прищепки», «Составь цепочку
(скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Найди
сюрприз», «Смотай клубочек».
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
«Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая
парная мелочь), «Сухой пальчиковый, «Прищепки», «Составь цепочку
(скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Найди
сюрприз», «Смотай клубочек».