Напоминание

"Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников"


Автор: Полякова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЧДОУ "детский сад №9 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Населённый пункт: Тосно, Ленинградская обл, Россия
Наименование материала: методическая разработка-презентация
Тема: "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воспитание звуковой

культуры речи у детей

дошкольников
(консультация для воспитателей)
Культура речи – это умение правильно, т.е. соответственно с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами ( в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами)
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи: 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: -звуковысотный слух -слуховое внимание -восприятие темпа и ритма речи
2. Формировать произносительную сторону речи: -учить детей правильному произношению всех звуков родного языка; -развивать артикуляционный аппарат; -работать над речевым дыханием; -вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; -вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е хорошую дикцию; -формировать нормальный темп речи
3. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е умение выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа , ритма и тембра
КО МНЕ СЕГОДНЯ \ ПРИДУТ ГОСТИ

(РАДОСТНО, ГРОМКО)

КО МНЕ СЕГОДНЯ \ ПРИДУТ ГОСТИ

(ОГОРЧЕННО, ТИХО)

Как проводить работу по звуковой культуре речи? 1. На занятиях, которые проводятся , как самостоятельные занятия по ЗКР 2. Различные разделы по звуковой культуре могут быть включены в содержание занятий 3.Отдельные разделы по ЗКР включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) 4. Дополнительная работа вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме)
Методы для воспитания звуковой культуры: Дидактические игры («Чей домик?») Подвижные и хороводные игры с текстом («Каравай») Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса) Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на снежинки»и др.
Пользуясь указанными методами воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи • образец правильного произношения; • краткое или развернутое объяснение; • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука; • образное называние звука или звукосочетаний (З-З-З – песенка комара, туп-туп – топает козленок); • хоровые и индивидуальные повторения • обоснование необходимости выполнения заданий педагога • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи образца); • оценка ответа или действия исправления; • образная физкультурная пауза; • показ артикуляционных движений,
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой. Младшая группа Старшая группа Старшая группа Средняя группа Подготовительн ая группа Подготовительн ая группа

работы по ЗКР в младшей группе
(дети 3-4 лет)
Основные направления работы:
Формирование правильного произношения Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции) Развитие мелкой моторики

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки. Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Развитие артикуляторного аппарата:
В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна! Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как паузы для отдыха .Необходимо наличие: -картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики сказки о « Весёлом язычке» -материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…)
Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, ... пособия на застегивание пуговиц, шнуровки - пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек» - Дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый бассейн, «Прищепки»,«Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Найди сюрприз» «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»


работы по ЗКР в средней группе
(дети 4-5лет)
Основные направления работы:
Формирование правильного произношения Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции) Развитие мелкой моторики Работа над морфологическим рисунком слова

Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих

речевых навыков:

Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе. Дидактические игры на развитие слухового внимания: «Повтори за мной» («Попугай» , «Магнитофон»), «Продавец и покупатель», «Телефон», «Кто что услышал?» , «Кто позвал?» , «Где звучит?» , «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом , «Эхо» , «Найди ошибку», стихи, небылицы... - Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «С какого звука начинается твоё имя?», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Рифмушки» , «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука – ззззайка, коззза,...)


Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие: - картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики - сказки о « Весёлом язычке» - материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание. - Дидактические игры для выработки длительного выдоха: «Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?», « Узнай по запаху» (любые ароматы ), «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф..., «Пузырь.»

- Дидактические игры для развития речевого дыхания: «Придумай фразу», «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу 3-5 слов), «Определи место игрушки»
Работа над выразительностью речи:

(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (Подбирать слова со сложной слоговой структурой). Игры – драматизации («Три медведя», «Волк и семеро козлят», хороводные игры, ролевые игры ( «Телефон»,…). « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно).
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь: - картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, ... - пособия на застегивание пуговиц, шнуровки - пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»


работы по ЗКР в старшей группе
(дети 5-6лет)
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, ( выработка дикции) Развитие мелкой моторики Работа над морфологическим рисунком слова
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, ( выработка дикции) Развитие мелкой моторики Работа над морфологическим рисунком слова

Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих

речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих

речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе. - Дидактические игры на развитие слухового внимания: «Повтори за мной» («Попугай» , «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»,«Кто что услышал?» «Кто позвал?» , «Где звучит?» , «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом , стихи, небылицы... - Дидактические игры на развитие слухового внимания: «Повтори за мной» («Попугай» , «Магнитофон»), «Продавец и покупатель»,«Кто что услышал?» «Кто позвал?» , «Где звучит?» , «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом , стихи, небылицы... - Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Загадки слов» «Цепочки слов» , «Следы слова», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» «Какой звук пропал в слове?» «Волшебный коврик», «Рифмушки» - Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Загадки слов» «Цепочки слов» , «Следы слова», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» «Какой звук пропал в слове?» «Волшебный коврик», «Рифмушки»

Дидактические игры и упражнения: Игры для дифференциации звуков - логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей рассказ лучше?» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты» , «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз , «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) , «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» , «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков. Дидактические игры и упражнения: Игры для дифференциации звуков - логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию), «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей рассказ лучше?» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты» , «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз , «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) , «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» , «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков.
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие: картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики сказки о « Весёлом язычке» Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие: картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики сказки о « Весёлом язычке» Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков


Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Работа над выразительностью речи:

(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры - драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе, «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно)
Работа над выразительностью речи:

(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры - драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе, «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно)
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь: - картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин. пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь: - картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин. пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»

работа по ЗКР в подготовительной группе
(дети 6-7лет)
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции) Развитие мелкой моторики Работа над морфологическим рисунком слова
Основные направления работы:
Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи Развитие слухового восприятия, фонематического слуха Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции) Развитие мелкой моторики Работа над морфологическим рисунком слова
Дидактические игры и упражнения Игры для дифференциации звуков , логопедическое лото, домино, «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей домик?», «Кто быстрее соберёт вещи?» «Найди пару», «Магазин», «Поезд» , «Найди место картинке» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты», «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз, «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками), «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова», «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков . Дидактические игры и упражнения Игры для дифференциации звуков , логопедическое лото, домино, «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Чей домик?», «Кто быстрее соберёт вещи?» «Найди пару», «Магазин», «Поезд» , «Найди место картинке» , «Я знаю 5 названий... », «Назови продукты», «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз, «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком), «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками), «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов - все части речи - с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова», «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков .
Игры и игровые упражнения,

используемые для развития общих речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Игры и игровые упражнения,

используемые для развития общих речевых навыков:

Развитие слухового внимании, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки...), схем, звуковых линеек,... Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

- Дидактические игры на развитие слухового внимания: - Дидактические игры на развитие слухового внимания: - Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Волшебные кубики», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» , «Какой звук пропал в слове?» ), «Рифмушки» «Повтори за мной» («Попугай» , «Магнитофон»), «Продавец и покупатель», «Телефон», «Кто что услышал?», «Кто позвал?», «Где звучит, «Жмурки» (со звучащими предметами, стихи, небылицы.).. - Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Волшебные кубики», «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку», «Найди ошибку и назови слово правильно» , «Какой звук пропал в слове?» ), «Рифмушки» «Повтори за мной» («Попугай» , «Магнитофон»), «Продавец и покупатель», «Телефон», «Кто что услышал?», «Кто позвал?», «Где звучит, «Жмурки» (со звучащими предметами, стихи, небылицы.)..
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие: картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики. сказки о « Весёлом язычке» Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков
Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие: картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики. сказки о « Весёлом язычке» Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков - Дидактические игры для выработки длительного выдоха: «Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» « Чей пароход лучше гудит?» « Узнай по запаху», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф) - Дидактические игры для выработки длительного выдоха: «Футболисты», «Чья снежинка,... дальше полетит?» « Чей пароход лучше гудит?» « Узнай по запаху», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф) - Дидактические игры для развития речевого дыхания: «Придумай фразу» , «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу), «Определи место игрушки» - Дидактические игры для развития речевого дыхания: «Придумай фразу» , «Назови соседей», «Эхо» (повторить фразу), «Определи место игрушки»


Работа над выразительностью речи:

(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры - драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга»
Работа над выразительностью речи:

(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов. Игры - драматизации, хороводные игры. « Произнеси фразу с ... настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга»
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь: - картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин, ... пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек».
Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь: - картотеку пальчиковых игр, речь с движением - различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин, ... пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек». - Дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый, «Прищепки», «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Найди сюрприз», «Смотай клубочек». - Дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь), «Сухой пальчиковый, «Прищепки», «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Найди сюрприз», «Смотай клубочек».


В раздел образования