Автор: Шевченко Ирина Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 "Ручеек" города Ипатово Населённый пункт: г. Ипатово Ставропольского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Казачьи посиделки: "Казачьему роду нет переводу" Раздел: дошкольное образование
Форма проведения: вечер развлечения
Тема: Казачьи посиделки: «Казачьему роду нет переводу»
Участники: воспитанники подготовительной группы
Ведущий: учитель-логопед Шевченко Ирина Васильевна
Цель: приобщать дошкольников к региональной культуре.
Учебно-коррекционные задачи:
1.
Формировать у дошкольников черты патриотизма,
гражданственности, нравственного поведения, чувства любви к
народному творчеству своего края.
2.
Способствовать развитию познавательного интереса к народному
творчеству родного края через восприятие музыкального фольклора.
3.
Развивать социальную компетенцию детей с нарушением зрения
через создание зрительного образа казачества, их жизни, культуры,
традиций и быта.
4.
Развивать монологическую речь детей с использованием казачьего
фольклора.
5.
Закрепить умение у детей с нарушением зрения слушать, петь, играть,
используя сохранные анализаторы.
2
Звучит музыка, выходит ребенок.
Ребенок :
Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Собирайся скорее народ,
Вас что-то интересное ждет.
Дети входят в группу, украшенную экспонатами казачьего быта, их встречает
воспитатель в казачьей одежде.
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Всех
приглашаю, душевно встречаю, милости прошу в мою хату на посиделки.
«Красному гостю – красное место». Присаживайтесь на скамеечку, у нас для
каждого найдется и местечко, и словечко.
Дети садятся на скамейки, воспитатель – в центре.
Воспитатель : Ну что-ж, посидим рядком, да поговорим ладком. В старину, в
казачьих станицах, после трудового дня собирались казаки в какой-нибудь
хате на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, играли в игры,
рукодельничали. А какая работа без беседы? Вот и мы сейчас поговорим о
нашей Родине.
Ребенок :
Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярких и крепче народ,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Воспитатель: Да, ребята, велика наша Россия, много разных народов в ней
живет, со своим языком, традициями, обычаями. Много красивых мест у нас
в стране. А мы сегодня будем говорить о нашей малой родине, о
Ставропольском крае.
Ребенок1 :
Спросите у любого на земле,
Что для него всего дороже?
Ответят вам: «Пух белый с тополей,
Рябины, сосны и березы тоже.
Река, текущая среди родных степей,
В степях широких мирное раздолье.
Спросите только: «Что всего милей?»
А я отвечу просто: Ставрополье.
3
Ребенок2 :
Издавна казаки здесь живут,
Традиции, обычаи берегут.
Землю свою защищают,
И в работе устали не знают.
Воспитатель : Да, ребята, наш край казачий, поэтому и встречаю я вас в
казачьем наряде, и говорить мы будем о казаках, которые издавна здесь
живут. А что означает слово «казак»? («вольный человек»). А почему край
наш называется Ставропольским? (по названию главного города). Ставрополь
– как перевести с греческого? («Город креста»). Почему его так назвали? (при
строительстве крепости в земле нашли каменный крест). А зачем здесь нужна
была крепость? (Чтобы защитить южные границы России от врагов). Кто
издал приказ о создании оборонительной линии Кавказа? (Царица Екатерина
II). Кто первые основали крепость? (Казаки). Да, ребята, первые заложили
фундамент
ставропольской
крепости
хоперские
казаки,
а
потом
рядом
возвели Ставропольскую станицу. Пять сотен хоперцев положили начало
ставропольскому казачеству. И пусть многие из нас не являются прямыми
потомками тех казаков, но обычаи, традиции, песни, игры того народа, где
живем, мы должны знать.
Много красивых песен, сказок, прибауток придумал русский народ. Часто в
речи мы обращаемся к пословице: «Без пословицы и речь не молвится!».
Есть пословицы и у казаков.
Дети говорят пословицы.
1.
Казак в труде, как в бою – славит Родину свою.
2.
Тот не казак, что боится собак.
3.
Казак в беде не плачет.
4.
Где казак, там и слава.
5.
Казак без друга, что дуб без корней.
6.
Казак без коня, что солдат без ружья.
7.
Конь подо мной, и жизнь со мной.
8.
Казак голоден, а конь его сыт.
9.
Казак с конем и днем, и ночью.
10.Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Воспитатель : что-то закручинились мои казаченьки. Засиделись они у меня,
а ведь на посиделках не только разговаривали, но и веселились.
Ребенок :
Там где песня льется,
Там легче живется.
Запевай-ка песню
4
Шуточную, прибауточную.
Дети исполняют песню «Как на дубе…»
Воспитатель : А какая же казачья усадьба без подворья? Представьте, ребята,
что мы на хозяйственном дворе. Сколько здесь разной скотины и птиц! Вон
побежал красивый красочный кочет, по-казачьи это петух, а в уголке – квочка
(курица с цыплятами), а один цыплок (цыпленок) убежал, а там на цепи
кабель бреша (собака лает). А чтобы животина не разбежалась, казаки делали
забор, т.е. плетень из гибких ивовых веток. Вот и мы сейчас «заплетем
плетень».
Дети исполняют хоровод «Заплетися плетень, заплетися» (садятся).
Воспитатель : очень любили казаки смешные шутки, потешки.
Выбегают двое детей:
- Федул, чего губы надул?
- Рубаху прожег.
- А зашить можно?
- Так иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
(садятся)
Выходят следующие два ребенка:
- Фома, чего из леса не идешь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идет.
- Так сам иди!
- Да он не пускает.
Ребенок:
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
Хоровод «У Маланьи, у старушки».
Воспитатель : а какие же посиделки без веселых озорных частушек.
Дети исполняют частушки «Чепуха».
5
Ребенок :
Есть таланты в нашем саду,
Говорю уверенно!
Если детвора поет –
Знать – не все потеряно!
Дети исполняют песню «Кукушечка бел-кудрява» с танцевальными
движениями.
Воспитатель : Ребята, а кто у казака был самым верным другом и
помощником? (конь). Да, действительно, казак очень дорожил своим конем,
потому что он часто спасал ему жизнь. А сейчас наши мальчики покажут
игру «Наездники».
Игра «Наездники»
Воспитатель : маленькие казачки всегда носили длинные косы, как и наши
девочки, и они поиграют в игру «Заплети косы».
Игра «Заплети косы»
Воспитатель : Ребята, казаки когда принимали присягу на верность Родине
или с чем-то согласны, говорят «Любо», от слова «любить». А вы согласны
со словами, которые я сейчас скажу?
- Расцветать родному Ставрополью! Любо? (Любо!).
- Дружбе между народами Кавказа! Любо? (Любо!).
- Любви, верности, защите Родины! Любо? (Любо!).
- Миру, согласию, дружбе народов всего мира! Любо? (Любо!).
Воспитатель : Ну что-ж, ребята, как не долог вечер, а время летит быстро,
пора и по домам расходиться. Спасибо, дорогие, за веселые посиделки!
Так будьте здоровы,
Живите богато!
И помните нашу
Уютную хату!
6